Дискуссия в Санкт-Петербурге

Аркадий Любарев, член Совета Движения «Голос»*, кандидат юридических наук

Основные тенденции избирательной кампании.

Как обычно большое число муниципальных выборов, наиболее значимые в региональных центрах. Так что можно основное внимание сосредоточить на двух вещах — это на выборах в Государственную думу и выборах региональных парламентов.

Общая тенденция, которую мы видим, это снижение количества списков. В Государственную думу у нас одинаковое количество списков, как было 14 в прошлый раз, так и осталось, поменялось несколько партий, вместо одних пришли другие.

В регионах немного меньше стало списков. Число кандидатов в списках немного уменьшилось. Есть такое ощущение, что число желающих стать кандидатами уменьшилось в связи с тем, что от кандидатов требуется огромное количество документов. К тому же были приняты законы, которые ограничили пассивное избирательное право, то есть целый ряд граждан оказались лишенными права избираться. .

Качественно ситуация отличается тем, что более прицельно, более точечно выбивают наиболее ярких кандидатов, как раз в связи с новым законодательством о причастности к экстремистским организациям, ну и старыми методами через придирки к подписям, через придирки к документам, но, тем не менее, во многих регионах и во многих округах конкуренция есть и предстоит достаточно серьезная борьба.

Вопрос: Какие нюансы в нынешней избирательной кампании есть по поводу самовыдвиженцев? Как они сейчас выдвигаются, какие трудности преодолевают?

Ответ: С самовыдвиженцами ситуация давно печальная, потому что и пять лет назад на выборах в Госдуму удалось зарегистрироваться только 23-м, и это были по большей части технические кандидаты. Сейчас их меньше, всего 11. Среди них несколько административных кандидатов, несколько кандидатов, допущенных только для того, чтобы усилить конкуренцию среди демократов, но, все равно, эти 11 на 225 округов это просто мизер. В регионах тоже самовыдвиженцев очень мало. На выборах, если говорить не только о самовыдвиженцах, а о всех кандидатов, которые собирают подписи, а подписи собирают еще и кандидаты от тех партий, которые не имеют льготы, то на выборах в Госдуму от этих партий вообще никто не прорвался в качестве кандидатов, никто не смог зарегистрироваться, на региональных выборах тоже очень мало. В принципе регистрация по подписям на таких выборах, где с 2014 года ввели драконовские нормы проверки подписей, признание их недействительными, практически уже без административной поддержки уже невозможно зарегистрироваться.

Вопрос: На наш взгляд эта кампания сопровождается беспрецедентным давлением на оппозиционных и независимых кандидатов, беспрецедентным давлением на СМИ и на зарегистрированные и, как мы видим, незарегистрированные организации, вроде "Голос"*, выполняющих функции иностранных агентов. И что в связи с этим наблюдать? Поляна будет настолько зачищена, что никого вообще не будет и голосовать не стоит? Или все-таки эти выборы имеют какой-то смысл?

Ответ: Действительно, уровень давления высокий, выше, чем когда бы то ни было, но вообще говоря, давление на оппозицию, к сожалению это тоже стало уже некоторой привычкой, только сейчас уровень давления поднялся на самую большую высоту. Но «поляна», конечно, полностью не зачищена и она не может быть зачищена, поэтому все равно конкуренция есть, есть регионы, где конкуренции никогда не было и есть много регионов, где конкуренция остается. Когда зачищают людей известных, на их место приходят новые борцы, оппозиционеры, о которых раньше никто никогда не знал и при этом могут себя проявить. Поэтому, если есть у избирателя оппозиционные настроения, «зачистить поляну» невозможно, он все равно найдет возможность проголосовать в знак протеста.

Вопрос: Административная поддержка — это законно?

Ответ: В принципе, скажем, дело в том, что уже вся система настроена так, что можно не зарегистрировать любого кандидата. И поэтому скорее даже уже административный нейтралитет это тоже стало редкостью. Да, получается, может быть не обязательно административная поддержка, но должен быть административный нейтралитет, а он тоже как бы не автоматом получатся, а когда дается команда сверху, чтобы не препятствовали кандидату, иначе будут препятствовать.

Полина Костылева, региональный координатор Движения «Голос»* по Санкт Петербургу.

Итоги выдвижения и регистрации кандидатов в Законодательное Собрание Санкт -Петербурга.

У нас в городском парламенте есть представители шести партий ЕР, ЛДПР, Партия Роста, Справедливая Россия, Яблоко и КПРФ. Особенностью этой кампании является то, что активно включились в предвыборную гонку две новые партии это «Новые люди» и партия «Родина». В 2016 году в законодательное собрание выдвинулись 155 кандидатов, а в этом году выдвинулись 220 кандидатов. В 2016 году 57 кандидатов собирали подписи как самовыдвиженцы. В этом году только 33, из них только 13 принесли подписи. Самовыдвижение стало крайне тяжелым. Государство сделало много для того, чтобы люди уже на старте отказывались от сбора подписей, потому что снижен барьер прохождения, процент допустимого брака снизился до 5%. В этом политическом сезоне есть вмешательство не только избирательной системы, но задействованы и иные органы. Речь идет о штабах Навального, прежде всего, и у нас кандидат города по 3 избирательному округу Ирина Фатьянова была снята, как сотрудничающая с ФБК. Раньше такого не было. Проводившие сбор подписей кандидаты Ирина Фатьянова, Марина Мацапулина и Савва Федосеев сняты с регистрации по подписям. Это был достаточно интересный сбор подписей, публичный, по крайней мере у Фатьяновой, Мацапулиной и Федосеева он был публичный, освещался в социальных сетях, но закончился для них пока не регистрацией. У Мацапулиной идет апелляция, ей для того, чтобы быть зарегистрированной, нужно добрать всего 9 подписей. В этом году говорили о том, что будут использоваться камеры, но на выборах в законодательное собрание никакие камеры не использовались. Регистрация самовыдвиженцев в отношении Фатьяновой, Мацапулиной и Федосеева по подписям были признаны там много недействительными и недостоверными, но однако есть кандидат, который выдвинулся сначала по одному избирательному округу, потом по другому, принес подписи и вопросов по подписям у избирательной комиссии к нему не возникало.

Также в этом сезоне есть такая новация, что люди, которые в прошлом были связаны с партией «Единая Россия», условно говоря старички, они попытались в этом году выдвинуться по подписям, но их не зарегистрировали. Здесь такая интересная тенденция. Если раньше на выборах критиковали партию «Единая Россия» со стороны оппозиционных кандидатов, то в этом году критика звучит со стороны председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга господина Макарова, со стороны других кандидатов. Также по двум округам есть кандидат от ОНФ, округа зачищены под этих кандидатов. По партии «Новые люди» зарегистрировано много кандидатов, почти все зарегистрированы, партия молодая, имеет в СМИ много рекламы, ей выделяется время на каналах Интернет-ресурсов. И в целом по регистрации можно сказать, что она носит такой административный характер. В частности, была достаточно резонансная регистрация кандидата Герасимовой, она была зарегистрирована очень неоднозначно, странно, практически без проверки подписей.

Самый конкурентный округ у нас это второй округ, где выдвинут Борис Вишневский и где много людей, там 9 человек, в среднем у нас 7 человек на место. Еще интересный округ это 5-й округ, где допущен кандидат от «Родины» Максим Шугалей, там тоже очень интересно. Округ 7, 14, 15,16. По 17 округу Федосеева сняли, там конкуренцию Четырбоку составит бывшая судья Герсимова. 21 округ, куда пытался баллотироваться Максим Резник, он не был допущен как и Фатьянова еще до старта избирательной кампании.

Были большие претензии к регистрации по партийным спискам, к регистрации кандидата от «Яблока», обычно происходит без проблем, но вот в этом году, не то, чтобы они на святое замахнулись, но это было достаточно необычно и странно. Теркомиссия не зарегистрировала Вишневского и только после вмешательства горизбиркома его зарегистрировали. Такая вот нестыковка говорит о том, что имеются разные группировки, имеется конфликт интересов, разные межэлитные конфликты. Сама городская избирательная комиссия в этом сезоне была подвергнута попытке изменения со стороны городского парламента. Это не удалось. Поэтому выборы будут у нас очень конкурентными , очень интересными, и подсчет голосов и вот это трехдневное голосование они обещают быть в Санкт-Петербурге как всегда очень интересными.

Наталья Менькова, тренер Движения Голос*, эксперт по наблюдению на выборах.

Форматы участия граждан в триединый день голосования.

В Лениградской области не такой парад участников, также как и в городе пытались штурмовать по подписям партия «Новые люди», партия Социальной Защиты, «Родина», но, в отличие от города, в области допущена только партия «Яблоко», но она и так имела партийную квоту и ей подписи не надо было собирать. Леноблизбирком сделал минимальной количество участников.

С одномандатниками история такая же как и в федеральном округе, то есть пройти по подписям удалось сверхмалое количество, из 15 только двум удалось зарегистрироваться. Но часто бывает так, что кандидат, который собирает подписи, не набирает на голосовании даже то количество голосов, которое есть в подписных листах.

В области интриги никакой нет, это печально, в каждом из одномандатных округов есть минимальный набор из 5-ти участников, но есть округа, где даже и партия «Яблоко» не участвует. Скорее всего для области основная интрига будет какой процент получат партии в финале. Основным бенефициаром в области выглядит КПРФ, которая получит основные сливки от этого голосования.

Движение «Голос» считает, что институт выборов нужно постоянно тренировать, ходить на участки, право свое как гражданина не забывать и его не терять. Тем, у кого есть желание 3 дня побыть с нами наблюдателями, мы предлагаем это сделать на тех участках, где вы являетесь избирателями. Это дает дополнительный бонус потом для возможного обжалования. Вы там не только полноценный участник наблюдения, но и избиратель, права которого возможно будут нарушены. Но возможно все будет хорошо, потому что вы туда придете. Мы, как движение предлагаем вам методическую помощь, вы можете зайти на сайт Движения «Голос»*, посмотреть все актуальные на единый день голосования-2021 памятки, тесты и презентации для участников. Мы выложим семь лекций про наблюдение. Также мы рекомендуем связаться с координаторами в области или в городе, познакомиться, записаться и найти совместно участок и наблюдать с нами в триединый день голосования, который и в области и в городе точно будет интересен.

Вопрос: «Голос»* во второй раз в своей истории признан иностранным агентом, что является уникальной ситуацией, и ходили слухи, что не допустят представителей организации, исполняющих функции иностранных агентов, до наблюдения за выборами. Не будет ли нарушено наше право наблюдать?

Ответ: Я участник Движения "Голос"*, но буду получать направление на наблюдение от кандидатов, от партий и именно наблюдатели от кандидатов пойдут на участки.

Поддержки главы ЦИК нам не нужно. Лучше бы она помогала нам по уже готовым кейсам по прошлым выборам, например с 2019 года в Санкт-Петербурге передать документы просто в МВД, чтобы, наконец, они начали это расследовать, вычищать негодяев из избирательных комиссий.

Еще хочу сказать, что статус иностранного агента по разъяснению Конституционного суда не является дискриминационным статусом. Мы всем, кто захочет, дадим выделяющийся мерч (логотип) где будет написано, что "Голос"* номер один в списке незарегистрированных общественных организаций, исполняющих функции иностранных агентов. Это право гражданина, если он хочет, мы дадим ему метку. При этом партия, которая будет выдавать им направление, знает о нашем статусе. Мне кажется, что получив направление от партии или кандидата мы как участники становимся наблюдателями в этом статусе от партий.

Здесь вопрос в том, что сами партии начнут пугаться, в регионах такие случаи уже были, когда партии начинают пугаться и боятся посылать наших людей на участки. На самом деле, если юридически движение не является участником этих выборов, никаких действий практически оно как движение не совершает. Направлять наблюдателей на выборы Движение не имело права и раньше, в этом отношении ничего не изменилось. А для участника Движения никаких ограничений эти новые законы не устанавливают. Он такой же гражданин и кандидатом может быть, может быть наблюдателем и членом комиссии, здесь никаких ограничений нет. Тем более, что они действительно направляются партиями. Официально это наблюдатели не Движения "Голос"*, а наблюдатели от партии или кандидата.

Вопрос по поводу формата участия: Насколько повышаются риски фальсификаций и манипуляций на сегодняшних выборах, когда есть трехдневное голосование?

Аркадий Любарев: Важно понять, что возможности для фальсификаций вырастают. Но все равно, чтобы они реализовались, эти люди должны решиться на фальсификации. Когда они понимают, что будет пристальное наблюдение, будет контроль, у нас, в конце концов, еще и математики после голосования выдают свои результаты, поэтому все вместе мы должны сделать так, чтобы те люди, которые и хотели бы фальсифицировать, чтобы они не решились на это.

Наталья Менькова: Люди довольно активно записываются в наблюдатели, мы можем рассчитывать, что сможем неплохо защитить голоса. Другое дело, что есть районы, которые изначально не покрываются наблюдателями. Это Курортный район, там, где Кронштадт, традиционно там мало наблюдений. Центр очень хорошо планируется быть закрытым. Руки не нужно опускать.

Движение Голос — незарегистрированная организация, но зарегистрированный иностранный агент. Небольшое интервью с Натальей Меньковой

Вопрос: Что должны сделать вы, незарегистрированная организация, но иноагент, чтобы вас потянули в суд и оштрафовали?

Не очень понятно, потому как оснований, по которым нас включили, до сих пор не донесено даже до сопредседателя движения. То есть нет никаких документов, что стало причиной включения в реестр.

Вопрос: Откуда вы это узнали?

Обновилась табличка на сайте Минюста, мы там появились. Основание, почему мы там есть, до сих пор не доведено до нас, хотя практически прошла уже неделя. У нас есть три сопредседателя движения, которые обозначены и на сайте нашем и в учредительных документах, вообще у организации есть устав,

Вопрос: То есть вы как бы между собой договорились, сделали устав, учредительные документы, но нигде их не регистрировали?

Да. Поэтому мы общественное движение, но не зарегистрированное. У нас есть внутренняя история как живет организм, как он существует, по каким правилам...

Вопрос: Кому Минюст должен прислать уведомление о включении в реестр?

Мне кажется, что здесь должны разбираться юристы. Они как раз сейчас пытаются выяснить все эти вопросы, потому что к этому кейсу будем подходить не только мы, но и другие организации, которые ранее были признаны не то экстремистами, не то нежелательными. Они тоже перейдут в статус общественных движений без образования юридического лица и у них будет похожий путь как понять это. Пока Минюст никак не объяснил, почему мы признаны, что нам за это будет, как нам нужно делать, они сами то не знают.

Вопрос: Может быть, как физические лица-иноагенты обязанные создать юридическое лицо и потом отчитываться за каждый чек?

Насколько я понимаю, что даже в этой ситуации физлиц, признанных иностранными агентами, не до конца поставлена точка. Первые пять участников, которые такой статус получили, сейчас максимально пытаются выяснить границы, что можно, что нельзя. Из того, что мы точно начали делать с момента обновления таблички на сайте Минюста, мы подписали все свои соцсети, что мы Движение, признанное иностранным агентом, чтобы те, кто нас читает, были об этом информированы. Вот это ограничение, которое от нас в чистом виде требуют.

Вопрос: Где написано, что вы обязаны в соцсетях об этом писать?

Видимо, это последние добавления в закон об иностранных агентах, это, как бы обязанность всех. Наша позиция пока поставить на соцсети, в которых мы присутствуем, нам посоветовали. У нас есть телеграмм-канал и группа «В контакте» туда мы эту информацию поставили. На моей личной странице что «В контакте», что в Фейсбуке никогда этого упоминания не было.

* Справка из Википедии:

Движение Голос*, включенное в реестр незарегистрированных организаций, выполняющих функции иностранного агента, занимается методическим оснащением участников избирательного процесса, поддерживает работу федеральной горячей линии, сервисов «Карта нарушений» и «СМС-ЦИК», проводит долгосрочное и краткосрочное наблюдение за выборами, осуществляет экспертную деятельность по совершенствованию избирательного процесса. Организация не относится к какой-либо партии и оценивает саму процедуру выборов.

Движение совместно с другими наблюдательскими объединениями России организует и проводит Всероссийский Форум общественных наблюдателей. В 2017 году Движение было удостоено награды ОБСЕ за исключительный вклад в продвижение демократии и защиты прав человека.

Материал подготовила Татьяна Романенко.