фото

Как говаривал незабвенный премьер-министр Виктор Черномырдин, «не было – не было, и вот опять»…

Не думала, что снова придётся отстаивать своего соратника по региональному общественному движению по противодействию коррупции Валерия Михайловича Бочарова.

Он – староста села Вишнёвки, руководитель общественной организации «За достойное будущее!», несгибаемый борец с экологическими нарушениями в нашем Спасском районе при строительстве и эксплуатации гигантских свиноводческих комплексов, человек с активной жизненной позицией и незапятнанной честью. Бывший офицер, Валерий Бочаров – из тех, кто поднимается в атаку, когда другие прячутся в окопах.

«Арсеньевские вести» год назад публиковали его открытое письмо руководству «Мерси Агро Приморье», «Приморского бекона», «Мерси Трейда», где он назвал вещи своими именами:

«О грубых, считаю, нарушениях вами природоохранного законодательства я много писал.

Что вас отличает от руководителей прошлого, так это, по моему мнению, полное отсутствие нравственности. Полагаю, ради денег вы готовы на преступление против природы, а, значит, и против человека… Под прикрытием Программы возрождения и развития Дальнего Востока вы строите громадные свиноводческие комплексы с отсталой технологией утилизации навоза…

Как независимый наблюдатель и общественный эколог, я хочу напомнить вам ваши «достижения».

Две эпидемии ящура – 96500 голов свиней уничтожено.

На рельеф, в ручьи и речку Кулешовку за два первых года работы СК-39 и СК-83 слито необеззараженных отходов более 500000 тонн.

Получено льготных кредитов, субсидий, дотаций и компенсаций на 9-10 миллиардов рублей.

Видимо, вместо ремонта дорог в районе государство построило дорогу вам. Вместо газа в дома местных жителей – газ для свиноводческих комплексов. Налогов же от вашей деятельности поступает в бюджет мизерное количество (только НДФЛ).

Впечатляющие «достижения», не так ли?»

И даже при этом Валерий Бочаров остался верен своим принципам – искать выход из ситуации: «Несмотря на все, по моему мнению, нарушения природоохранных законов, полное (или почти полное) отсутствие нравственности при ведении вами бизнеса в ТОР «Михайловский», мы ждём от вас честных, конструктивных предложений и – главное – практических действий».

И дождался подлого удара – обыска! Он, кстати, дал единственный результат: у Бочарова наркотиков, как и следовало ожидать, не обнаружили!

«НЕ УЛИЧИТЬ, ТАК ХОТЬ ЗАПАЧКАТЬ»

– так называлась моя статья, опубликованная в «АрсВест» 9 октября 2019 года в № 41.

«Обыск у известного в Приморье общественника: попытка запугать и замарать репутацию?» – этот вопрос, вынесенный в подзаголовок, был чисто риторическим. Ответа на него лично мне не требовалось.

«По логике закона, тот (или те), кто бросил тень на честного человека, должен (должны) понести уголовную ответственность за ложный донос. Если, конечно, мы не скатились в 37-й год…» – написала я тогда.

Сам же Валерий Михайлович пытался добиться от начальника Управления по контролю оборота наркотиков УМВД России И.Л. Фалько конкретных разъяснений:

«4 октября 2019 года ко мне домой прибыла группа оперативных работников Вашего ведомства с обыском.

На каком основании Вы ходатайствовали перед судом о проведении обыска в моем доме и усадьбе? На меня кто-то написал заявление и предъявил доказательства, факты того, что я – наркоторговец? Или в моем доме хранилище наркотиков в крупном размере? Так было написано в постановлении суда по Вашему ходатайству.

Я, законопослушный гражданин своей страны, майор Советской Армии в отставке, староста села Вишневка, участник общественной организации по противодействию коррупции в органах власти «Хранители закона» – и наркодилер?! Я предполагаю, что причина такого визита полиции может быть в том, что кое-кому не нравится и приносит большие проблемы моя общественная деятельность.

Три года длится противостояние жителей Спасского района, города Спасска и компании «Мерси Агро Приморье» (владельцев свиноводческих комплексов) из-за грубейших, считаю, нарушений природоохранных законов РФ. Свиноводческие комплексы этой организации бессовестно и нагло два года сливали свиной навоз (отходы производства 3-4 класса опасности) в ручьи и реку Кулешовку, на рельеф. Комплексы построены с нарушениями, не прошли государственную экологическую экспертизу.

Мы заставляем их хозяев выполнять требования законодательства и не убивать нашу природу, не досаждать зловонием жителям. Они настраивают против активистов население и работников комплексов…

Я требую:

– объяснить причину (настоящую) обыска, кто инициатор, как он объясняет обвинение меня в таком серьёзнейшем преступлении;

– предоставить мне копии судебного постановления, протоколов обыска и опросов».

Наивный! Кто бы парился по такому поводу? Ну, подумаешь, обыскали. Ничего же не нашли! Что ему, этому крестьянину, ещё надо?!

В селе – всё на виду, и появление спецмашин и людей в форме с санкцией суда на обыск должно было породить нелепые слухи («нет дыма без огня»?). На это, очевидно, и рассчитывали организаторы провокации (иначе я не могу назвать такое нелепое «шоу»). И так бы непременно произошло, если бы жители Вишнёвки, не в первый раз избирающие Валерия Михайловича старостой села, не знали его как человека, безусловно, порядочного, для которого честь дороже жизни.

Типичное «дитя войны» (отец вернулся с фронта из-под Ленинграда с тяжелым ранением обеих ног), он после школы окончил Черниговское СПТУ, получив удостоверение тракториста-машиниста широкого профиля, до призыва в армию успел поработать в плодопитомническом совхозе в Нахимовке, затем – три года Уссурийского военного автомобильного училища и 23 года безупречной службы.

Девять правительственных наград, среди них – знаки признательности от ЦК ВЛКСМ Венгрии и Чехословакии. Ветеран Вооружённых Сил СССР. В 1990 году уволился по собственному желанию и поселился в Вишнёвке. Построил дом и посадил сад. Усадьба Бочаровых, стараниями самого Валерия Михайловича и верной спутницы всей его жизни – Веры Ивановны, содержится в образцовом порядке, а двор с весны до осени утопает в цветах…

ОЧЕРЕДНОЕ ОСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ?

Медики говорят, будто осень – пора обострения хронических заболеваний. Судя по всему, «зацепила» она и местных правоохранителей. То ли в конце года кое-кому загорелось улучшить результаты кипучей деятельности, то ли энтузиазм «зашкалил», но 21 декабря в усадьбу к Бочаровым вновь нагрянули силовики.

«При обыске моей усадьбы посреди двора была обнаружена бутылка с неизвестной жидкостью темного цвета и специфическим запахом, завернутая в целлофановый пакет и обмотанная плотно скотчем, – напишет по горячим следам заявление на имя начальника Спасского отдела МВД Максима Ягодинца Валерий Михайлович. – Накануне, когда вечером я кормил собаку, закрывал гараж и делал обход, этого пакета точно не было, иначе я бы заметил.

У меня во дворе порядок (армейская привычка!). Утром приехала группа полицейских с обыском. Как мне разъяснили, был анонимный звонок, будто я храню наркотики. Большей глупости придумать трудно. Что было в бутылке, я не знаю, так как не разбираюсь в таких вещах.

Меня настораживают такие факты.

1. На улице, где живу, 10 домов, в половине из них живут люди, занимающиеся (или ранее занимавшиеся) производством и распространением наркотиков. Но с обыском нагрянули ко мне!

2. Постановление судья выдал 18 декабря. Однако полицейские приехали именно 21 декабря! Кто-то ведь подсказал, что можно ехать: бутылка уже закинута во двор!

3. Я предложил офицерам начать проверку сразу в доме, где мы знакомились с постановлением. Но они сказали, что начнут со двора. Осмотр занял 15 минут!!! Им подсказали, где искать? Это же явный, думаю, заказ на мою дискредитацию!

4. Это вторая попытка обвинить меня в хранении наркотиков. У меня есть основания подозревать организаторов этого деяния, но нет прямых доказательств. Причиной происходящего, полагаю, является моя общественная деятельность в области экологии. Кому-то это не нравится и очень мешает.

Эти регулярные обыски наносят моральную травму моей семье, особенно жене в силу ее возраста. После отъезда оперативников у нее был нервный срыв. Дочь, узнав об этом, чуть не попала в больницу из-за болей в сердце. Я не единственный, на кого пишут доносы. Члены Совета общественности села тоже страдают от клеветы и наветов.

Кто и почему хочет сделать нас преступниками, мы догадываемся. Причина, думаем, проста. Мы боремся за экологическую чистоту в селе, поселении и районе, за право жить в благоприятной окружающей среде, как записано в Конституции РФ.

Прошу разобраться в происшедшем честно и непредвзято и наказать провокаторов».

Лично у меня почти нет сомнений в том, что автор заявления получит очередную гладкую отписку от Максима Александровича. И вот почему.

Первое. Свинский бизнес –могущественный агрохолдинг «Мерси Агро Приморье» (так называемый, «якорный» инвестор ТОР «Михайловский») – находится под «патронажем» министерства развития Дальнего Востока и всей властной «вертикали». Ещё бы! Закон-то о территориях опережающего социально-экономического развития, принятый в 2009-м году, инициировал лично президент Владимир Путин.

Второе. Глава Спасского района Андрей Колот – бывший генеральный директор «Мерси Агро Приморье». Даже если Андрей Викторович не лоббирует интересы свиных магнатов (почему – хотя бы теоретически – не допустить такую невозможность?), в каком из его подчинённых не сидит внутренний цензор? Властная «вертикаль» – она будто шампур: нанизанные на неё чиновники, как шашлык, горят на медленном огне.

Начальник межмуниципального отдела МВД, по факту, «слуга двух господ»: руководства краевого УВД и глав муниципальных образований. Вырази недовольство любой из них – и прощай должность, звание, пенсия в 40 лет и другие приятности жизни…

Третье (вытекает из первого и второго пунктов). При залповом сбросе необеззараженной навозной жижи из переполненных за зиму лагун - накопителей в речку Кулешовку в марте 2018 года местные полицейские отписались, будто слило её «неустановленное лицо». Не возбудили они и уголовное дело по разливу ядохимикатов со склада ООО «Мерси Трейд» (входит в холдинг). Из прохудившейся цистерны по центральной улице Прохоров протекла белая жидкость с резким запахом в небольшое озерцо, уничтожив в нём практически всё живое (даже трава и деревья на берегах оказались сожжены дотла).

Есть и четвёртое. Сорокалетний подполковник полиции Максим Ягодинец, говорят, сразу после Новогодних каникул покидает своё кресло в связи с выходом на пенсию по выслуге лет (сколько у нас в стране таких молодых, полных сил пенсионеров!) и переходит на другую работу. Спасская земля слухом полнится, будто в службу безопасности «Мерси Агро Приморье».

Для холдинга это будет ценное приобретение: профессиональные навыки и связи Максима Александровича очень окажутся кстати на новом месте. Тем более, под Вишнёвкой на «пятачке» земли в 420 гектаров будут строиться ещё 4 мега-свинарника – по 83 000 голов каждый. Тут уж дерьмо, образно говоря, придётся разгребать не лопатой – бульдозером…

Валерий Михайлович Бочаров недавно направил письма в самые разные инстанции с требованием объяснить, для каких целей завозятся на окраину села строительные материалы – не для четвёртого ли свиноводческого комплекса?

Как год назад, ему ответили. обыском…

Вы, читатель, верите в подобные совпадения? Вот и я, как и герой нашумевшего итальянского фильма «Крестный отец» дон Корлеоне, – не верю.

Ольга Купчинская,

руководитель Спасского филиала регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления Приморского края

«Хранители закона».

Спасский район.