фотоНу, наконец-то, закончилось мероприятие, занимавшее 7 дней – голосование по поправкам в Конституцию. Голосовали, судя по всевозможным информациям, на билбордах, в СМИ, сетях и листовках за память предков, Пушкина, животных, детей и прочее хорошее. А как проголосовали – тут же кремлёвские, включая Пескова и Самого, стали говорить, что это было одобрение Путина. Триумфальное одобрение его обнуления.

Что за подмена? Никакой подмены, тут же сказал Венедиктов, главред «Эха Москвы»: сказано же было, что это плебисцит? Соображать надо было, а кто не сообразил – его проблемы.

Ну да, Сам тоже говорил, что это плебисцит, всё правильно, нечего придираться.

А что такое плебисцит? Обратимся ко всяким энциклопедиям. Там сказано, что термин возник во времена Древнего Рима, когда так называлось постановление, принятое на собраниях низшего сословия свободных жителей Рима – плебеев и обязательное только для них. Всем понятно?

Правда, после Древнего Рима прошло немало веков, и сначала плебеи добились равноправия с патрициями, а потом и вовсе этим термином стали пользоваться все, кто ни попадя. Римское право! Кстати, Медведев, наш экс-президент и экс-премьер, в бытность свою обычным преподом ЛГУ именно римскому праву обучал студентов.

В наше время плебисцит – это всеобщий опрос граждан с целью решения важных вопросов, почти синоним референдума. Почему «почти»? Потому что эти юристы, эти буквоеды, к терминам цепляются. Есть у нас закон о референдуме? Есть. А есть у нас закон о плебисците? А нету! Значит, это не референдум, а незнамо что. Опрос в лучшем случае. Как оно называлось, в чём мы участвовали? «Общероссийское голосование»! Не общенародное, а общероссийское, заметьте. Так что народ здесь, собственно ни при чём.

Тем более что… «Да­ле­ко не все­гда плебисциты про­во­ди­лись в ус­ло­ви­ях сво­бод­но­го во­ле­изъ­яв­ле­ния гра­ж­дан: они час­то ис­пы­ты­ва­ли на се­бе силь­ное дав­ле­ние вла­стей, что де­ла­ло плебисцит фор­маль­ным, а его ис­ход – пред­ре­шён­ным, – меланхолично замечает Больная Российская энциклопедия. – Не­ред­ко плебисциты ис­поль­зо­ва­лись для уси­ле­ния ре­жи­мов лич­ной вла­сти. Во Фран­ции плебисцит 1799 года все­на­род­ным го­ло­со­ва­ни­ем ут­вер­дил но­вую кон­сти­ту­цию стра­ны, сде­лав­шую Наполеона Бонапарта пер­вым кон­су­лом, плебисцит 1802 года за­кре­пил за ним ста­тус по­жиз­нен­но­го кон­су­ла, а плебисцит 1804 года – ста­тус им­пе­ра­то­ра. Ана­ло­гич­но На­по­ле­он III, со­вер­шив в 1851 году государственный пе­ре­во­рот, про­вёл плебисцит в поль­зу про­воз­глаше­ния его им­пе­ра­то­ром. В Гер­ма­нии в 1934 году, по­сле смер­ти рейхс­пре­зи­ден­та фон Гин­ден­бур­га, в ре­зуль­та­те про­ве­дён­но­го плебисцита вся пол­но­та гос. вла­сти пе­ре­шла к рейхс­канц­ле­ру А. Гит­ле­ру».

Обратите внимание, кстати, как наши верхние органы типа власти перекидывали друг другу ответственность за этот плебисцит, как горячую картофелину. Что сделал Конституционный суд, когда ему сунули поправки, скромно именуемые поправкой, для одобрения? Он их одобрил? Как бы не так! В Конституционном суде юристы опытные, крючкотворы знатные. Там сказали: вы хотите, чтоб народ одобрил? А-а-атлично: мы согласны, чтоб народ одобрил.

фотоЗаконы – компетенция Госдумы. Поскольку это не выборы и не референдум, надо принимать новый закон. А чо мы, чо мы? – сказали депутаты Госдумы. – Пусть Центральная Избирательная Комиссия решает, как голосовать: это же не выборы и не референдум, пусть она! И уж ЦИК не отвертелась… А может и не захотела по… э-э-э… как бы это назвать… по наивности.

Впрочем, следует признать, что некое подобие размывания ответственности было и со сторны ЦИК. Она ж не последняя в цепочке, есть ещё Роспотребнадзор! У нас же эпидемия! И даже пандемия… Тут, конечно, возникает вопрос об ответственности Роспотребнадзора: раз у нас эпидемия, даже пандемия, а вы за борьбу с ней отвечаете – как вы могли позволить проводить плебисцит во время эпидемии? И, конечно, Роспотребнадзор с полным правом может ткнуть пальцем вверх: это же сам Путин постановил провести голосование! А почему же вы не воспротивились? – встречный вопрос… риторический. Поскольку Путин – это Путин, а Роспотребнадзор – чиновники… каких много, заменить легко, а заменяться не хочется…

В общем, ЦИК во главе с Эллой Памфиловой, симпатичной дамочкой с челочкой, развернулся во всю ширь возможностей и невозможностей. Маски, перчатки, два метра, паспорт из рук, ручки с собой, голосование хоть на улице, 7 дней… Последние уточнения перед самым днём голосования были приняты.

И началось…

Голосование вне помещения для голосования, на свежем воздухе? Ну правильно, чтоб зараза уносилась ветром и рассеивалась в пространстве, подыхая. Пеньки, багажники, детские качели, карусели, колодцы, картонные коробки… Когда это всё возникло в сетях, фотки этого превращающегося в цирк голосования, Элла Памфилова неосторожно сказанула: это неправда, это провокация! Ну-ну… провокация… что-то мы не слышали и не видели, чтоб полиция этих провокаторов задержала и к ответственности привлекла: всероссийское же голосование, не шуточки!

Когда фотки продолжали появляться в гигантских количествах, Элла Александровна уже не говорила о провокациях и неправдах – она стала наезжать на авторов фоток: вы, бугаи, лучше б помогли этим женщинам тащить тяжелые ящики, а то стоите, ржёте, снимаете… Интересно, какое образование у Памфиловой? Явно не юридическое… и работала она явно на безответственной должности. Иначе знала бы, что ящик с документами государственной важности нельзя передавать никому. Тем более ржущим бугаям.

И, кстати, эти вроде бы прикольные фотки и видео, как тётеньки в белых балахонах пробираются по доскам, небрежно брошенным через речку, ручеёк или болото, просто наглядно показывают, как обустроена, как живёт Россия – ну да, в провинции, в деревнях и посёлках. По этим дощечкам каждый день ходят местные жители, и до этого никому, прежде всего местным властям, нет никакого дела. То, что по тем же мосткам пришлось идти тёткам из УИК, всего лишь случайность. Если бы Элла не разрешила выездное, надомное, наприродное голосование, тётки никуда бы не пошли, а спокойно сидели бы в помещении УИК, и уж местные жители топали бы по мосткам, чтобы добраться до УИК и проголосовать…

Похожее на цирк голосование? Ну да, но так говорить нехорошо, цирк – мероприятие культурное, но к плебисциту отношения иметь не должно… но ведь похоже! Но ведь неотличимо!

Обратимся к великому и могучему русскому языку и к носителю оного великому и могучему русскому народу… который творит как дышит. В глубинах народа, воплощённого в соцсетях, возникло новое слово – вполне приличное, почти термин, одним махом описывающее всю картину голосования: фарсификация. Понятно, основой было слово фальсификация, но в результате незначительного изменения… И всё чётко этот термин отписывает: голосование по правилам, принятым ЦИК, превращаются в фарс. Внешне, конечно, внешне… Не говоря уж о внутренностях, но об этом чуть позже.

фотоНу да, возникло это слово от прежнего и всем известного и понятного – фальсификация. Когда до голосования многие обсуждали правила, говорили, что правила таковы, что не препятствуют, а поощряют фальсификации. Кто ж знал, что правила таковы, что породят ещё один термин!

А фабрикации – да, конечно, как и было предсказано, массово случились. Те официальные данные, про которые говорит Песков как о триумфе – пусть говорит, мы ему верим, верим, и нет оснований не верить… Но есть такой Шпилькин, математик, который со временем стал электоральным аналитиком. Сила его в том, что он опирается исключительно на математику, а в математике, хоть ты тресни, 2 х 2 = 4… И с любыми голосованиями точно так же: хоть ты тресни, а есть кривая Гаусса и прочая теория вероятностей…. И по Шпилькину выходит, что около 20 миллионов голосов «за» вброшено, и реальное соотношение голосов 65% «за» и 35% «против».

И тут всё нормально, победа Путина, так что нечего верещать. Ну, немного не совпадает с официозом… И даже электронное голосование (в Москве и Нижнем Новгороде) даёт примерно те же данные: 67/32. А уж как к этому результату относиться – проблема политиков, в том числе кремлёвских… То ведают бояре, не нам чета, – если обращаться к Пушкину, которого до голосования активно пиарили на всевозможных билбордах. Можем и ещё Пушкина процитировать: «Властитель слабый и лукавый, Плешивый щёголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда»… Это об Александре Первом, не подумайте чего…

Теперь, кстати, Госдуме придётся принимать массу законов, чтоб соотнести их с новым вариантом Конституции… Текст её, кстати, был напечатан заранее, можно приобрести, кто желает. Официально она вступила в действие 4-го июля, в День независимости США… Это к тому, что кой-кто малосоображающий кричал, что прежнюю Конституцию нам продиктовали американцы, а вот теперь… Официально новый текст поручено опубликовать Федеральной службе охраны… Тем, кто будет удивляться, при чем здесь ФСО, ответим: не ваше дело, там ничего личного, только бизнес…

Несмотря ни на какие исторические (?) события, жизнь продолжается и идёт свои чередом.

У новой партии «Народ против коррупции» – новый генсек Роман Путин, двоюродный племянник Владимира Путина.

По поводу только что принятой поправки в Конституцию насчет ответственного отношения к животным: Аэрофлот не взял в Китае (рейс Харбин – Москва) на борт собак, принадлежащих пассажирам (россиянам), хоть и обещал – некоторые даже специально за собаками вернулись, поскольку Аэрофлот и раньше обещал, но не взял. И на следующий рейс не возьмёт.

В Твери с одобрения мэрии закрасили на стене дома протрет Солженицына, нарисованный к 100-летнему юбилею писателя. Там была его физиономия и самая известная и самая краткая его фраза: «Жить не по лжи». И что бы теперь «патриоты» Твери ни говорили, что Солженицын – враг, предатель, очернял Сталина, и туда ему и дорога – а поздно. Они закрасили фразу «жить не по лжи» – значит, они жили, живут и собираются жить по лжи.

Такие дела.

Марина ЗАВАДСКАЯ.