фото

Обыск у известного в Приморье общественника: попытка запугать и замарать репутацию?

Давно знаю своего соратника по региональному общественному движению по противодействю коррупции в органах госудаственной власти и органов местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона», старосту села Вишнёвки Валерия Михайловича Бочарова как несгибаемого борца с экологическими нарушениями при строительстве и эксплуатации свиноводческих комплексов в Спасском районе, человека с активной жизненной позицией и незапятнанной репутацией.

Проведённый у него 4 октября обыск сотрудниками управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Приморскому краю, санкционированный начальником И.Л. Фалько, расцениваю как попытку запугать активиста и его семью, запачкать репутацию.

В селе всё на виду, и появление спецмашин и людей в форме с санкцией суда на обыск должно было породить нелепые слухи («нет дыма без огня»?). На это, очевидно, и рассчитывали организаторы провокации (иначе я не могу назвать это «шоу»). И так бы непременно произошло, если бы жители Вишнёвки, не в первый раз избирающие Валерия Михайловича старостой села, не знали его как человека, безусловно порядочного, для которого честь дороже жизни.

Типичное «дитя войны» (отец вернулся с фронта из-под Ленинграда с тяжелым ранением обеих ног), он после школы окончил Черниговское СПТУ, получив удостоверение тракториста-машиниста широкого профиля, до призыва в армию успел поработать в плодопитомническом совхозе в Нахимовке, затем – три года Уссурийского военного автомобильного училища и 23 года безупречной службы.

Девять правительственных наград, среди них –знаки признательности от ЦК ВЛКСМ Венгрии и Чехословакии. Ветеран Вооружённых Сил СССР. В 1990 году уволился по собственному желанию и поселился в Вишнёвке. Построил дом и посадил сад.

В 1993 году стал фермером, выращивал зерновые и сою. В 2008 году по состоянию здоровья и возрасту вынужден был закрыть крестьянское хозяйство. Теперь остался лишь сад и огород. Работа от зари до заката позволяет выживать самим и снабжать картошкой, луком, овощами и ягодами городскую родню.

– Я счастливый человек, – признаётся Валерий Михайлович. – У меня крепкий семейный тыл – жена Вера Ивановна, с которой мы прожили уже 54 года. Она объездила со мной около десятка гарнизонов, и никогда я не слышал от неё ни слова недовольства, ни единой жалобы на кочевую жизнь и бытовое неустройство. Есть дочь, два внука и трое правнуков. Вот такой я дед!

Странное это слово – дед. Не вяжется с ним. Кажется, годы не властны над этим человеком. Потому что главное – состояние души. Он худощав и строен, тяжкий крестьянский труд не согнул, не сгорбил. Лишь седина, словно перцем, припорошила виски и усы. Годы только добавили остроты в его жизнь: надо успеть!

Как-то незаметно для самого себя Валерий Михайлович оказался в гуще событий: односельчане избрали его руководителем Совета общественности Краснокутского поселения и старостой села. А ещё он – дипломированный эксперт-эколог.

Теперь только слепой не заметит в Вишнёвке добрых перемен. Преобразился парк, стали чище улицы, убрана свалка бытовых отходов на бывшей колхозной ферме, нет зарослей травы – она почти везде еще с осени скошена.

Люди поняли, что надеяться можно только на собственные руки. Вот отремонтировали пару участков дорог – нет выбоин, ровное гравийное покрытие. Не асфальт, конечно, но ехать вполне комфортно, и лужи не стоят после дождей. Глава поселения Александр Петриченко постарался.

Мусора около дворов почти нигде нет – это дети наши прошли и подчистили. Заброшенный много лет назад парк, превратившийся в лесную чащу, вычищен, кустарник вырублен. В планах установка детской игровой площадки, скамеек, освещения. По селу и в его окрестностях появилось много плакатов по экологии, предотвращению пожаров, сбережению животного мира.

Все эти нужные и непопулярные среди бизнесменов перемены произошли не по волшебству, а в результате усилий многих жителей села. Ну, не хочет народ жить по-свински!

Надежная опора старосты Вишнёвки – Елена Владимировна Асламова, Ирина Александровна Кобец, Галина Ивановна Меньшова, Наталья Анатольевна Пацук, Татьяна Фёдоровна Бочарова, Валентина Васильевна Хомякова, Никита Чугуев, Евгений Напрейкин, Никита Дудко, Дмитрий Соловьёв, Кобец Данил и Никита, Николай Лукич Рыбинский, Владимир и Александр Рейн, Владимир Дудко, Алла Юрьевна Мезенцева. Да разве всех перечислишь?..

Два года назад Валерий Михайлович встал на тернистый путь борьбы за экологическую безопасность всей немалой нашей округи. Потому что в Спасский район, как слон в посудную лавку, вломился ТОР…

– Не сразу мы разобрались, чем грозит навязанное нам соседство с мощными свиноводческими комплексами, – с неподдельным чувством вины признаётся он. – Наш общий дом превращают в огромный свинарник!

И он со своими единомышленниками решили бороться с надвигающейся экологической катастрофой. Во имя будущего. Детей и внуков.

Валерий Михайлович стал тем несгибаемым стержнем, вокруг которого объединились все, кому не безразлична судьба Спасской земли.

Сколько акций протеста провели, сколько коллективных пикетов организовали! На их призыв откликаются журналисты, ученые Дальневосточного отделения Российской Академии Наук, некоторые депутаты Государственной Думы.

– Мы доказываем вполне очевидные для любого здравомыслящего человека вещи: нельзя строить мега-свинарники суммарной мощностью 540 тысяч голов в год на небольшом «пятачке» земли под Вишнёвкой! – говорит Бочаров. – Ведь каждый комплекс-гигант даёт в сутки 140000 – 160000 тонн отходов 3-го, 4-го класса опасности! Проект же не предусматривает нормальной их утилизации.

Война с бизнесменами – «якорными» инвесторами ТОРа – идёт по всем правилам стратегии и тактики: активисты требуют надлежащую утилизацию отходов производства – чиновники и «денежные мешки» топят суть дела в бюрократических отписках.

– Их уже целые тома, – слова Валерия Михайловича горьки, как полынь. – Но мы не сдадимся, пусть не надеются, не смиримся со сливами навозной жижи в Безымянный ручей и реку Кулешовку и с запахом, которым нас просто душат.

Много усилий потратили общественники, чтобы выработать дельные предложения по усовершенствованию процесса производства в так называемую «дорожную карту»! И что? – А практически ничего: дополнительные лагуны-накопители не построены, имеющиеся – не отремонтированы. Уже построен и третий из семи запланированных комплексов – с теми же нарушениями. Неужели и дальше собираются сливать навозную жижу в реку???

18 июня прошли общественные слушания по документации «Оценка воздействия на окружающую среду объекта «Свиноводческий комплекс № 2 по производству до 83000 голов в год» (возводится неподалёку от сёл Вишнёвка и Малые Ключи).

Да, того самого, третьего по счёту из запланированных семи, строительство которого грозился приостановить бывший врио губернатора Андрей Тарасенко, а министерство развития Дальнего Востока обещало подобрать другую строительную площадку. Громадный свинарник, по существу, построен. Ввести его можно лишь при положительной государственной экологической экспертизе, а для этого нужно получить согласие общественности.

Вероятно, организаторы слушаний рассчитывали уговорить «аборигенов», пообещав им устранить замечания. Однако, наученные горьким опытом, люди отнеслись к мероприятию серьёзно. Активисты не только детально изучили проект, но и собрали предложения и замечания горожан и сельчан, приобщив к протоколу общественных слушаний собственный ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ.

«Предложенный проект не соответствует «Основным принципам государственной политики в области обращения с отходами» (ФЗ-309 от 30.12.2007 и ФЗ-455 от 29.12.2017) и не должен иметь положительной оценки государственной экологической экспертизы». Таков жёсткий вердикт участников слушаний.

Основные причины:

– в проекте минимальное научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов бизнеса и населения. Интересы жителей не учитываются;

– не предлагается использование новейших научно-технических достижений в области комплексной переработки отходов производства.

«Мы категорически против смыва навоза чистой питьевой водой и требуем внести в проект современные методы обеззараживания и утилизации на основе новых разработок в этой области (крытые пруды-накопители, завод по очистке и осветлению воды для использования ее в технических целях)»,– такой пункт записали в протоколе разногласий члены общественной организации «За достойное будущее!».

– Мы требуем перенести строительство СК-83/2 (демонтировать незаконно построенное) на другую площадку, согласно распоряжению первого заместителя министра Минвостокразвития Дальнего Востока Осипова А.М. от 20.03.2018 №255/323.

– Мы требуем соблюдения права жителей г. Спасск-Дальний и Спасского района на благоприятную окружающую среду – ст. 42 Конституции Российской Федерации».

Какой же тут случился переполох!

22 августа мэр района, Андрей Колот, в недавнем прошлом генеральный директор ООО «Мерси Агро Приморье», куда входят «Приморский бекон» и «Мерси Трейд» (владелец свинарника в селе Проохоры), уведомил проводившую общественные слушания Дальневосточную межрегиональную общественную экологическую организацию «Зелёный Крест», по моему мнению, в фактическом отказе от её услуг.

Что-то пошло не так?

Или заказчик – «Приморский бекон» – рассчитывал на иной результат? Его представители даже не удостоили своим присутствием собравшихся на слушания общественников. Настолько были уверены, что победа над местными противниками строительства гигантских свинарников без эффективных очистных сооружений – уже в кармане?

Однако представители ДВМЭОО «Зелёный Крест» под давлением неопровержимых доказательств, предоставленных инициативными гражданами, о негативном воздействии на окружающую среду двух уже существующих комплексов (в сёлах Прохоры и Вишнёвка), которые регулярно сливают необеззараженную жидкую фракцию навоза в ручьи и речку Кулешовку, согласились с их доводами. Да, нельзя вводить третий комплекс с аналогичными недостатками утилизации отходов, надо вносить изменения в проектные решения!

После такого неожиданного для свинского бизнеса облома глава района и отказал в государственной регистрации поданного «Зелёным Крестом» уведомления о проведении общественной экологической экспертизы. Он сослался на формальности (отсутствие в документе сведений о составе экспертной комиссии и о сроках проведения экспертизы, а также на пункт Устава ДВМЭОО «Зелёный Крест», что основным направлением его деятельности является охрана окружающей среды). С вежливой оговоркой: «После устранения указанных недостатков вы вправе вновь обратиться в администрацию Спасского района с соответствующим заявлением».

Ну, кто же снова согласится иметь дело со специалистами, для которых истина оказалась важнее предписанной им необходимости?

8 августа вдруг очнулись «жители г. Спасска и Спасского района» и «коллектив группы предприятий «Мерси Агро Приморье»» – сочинили письма главе района в поддержку строительства свиноводческого комплекса. С приписками:

«Просим учесть наше обращение, подводя итоги проведения общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду объекта «Свиноводческий комплекс №2 по производству 83000 голов в год по адресу: Приморский край, Спасский район. Корректировка 3» и «Вопрос строительства нового свиноводческого комплекса не может решаться без учёта мнения сотрудников уже действующих предприятий».

фотоТакое одномоментное «пробуждение» было благосклонно принято Андреем Викторовичем. Петиции тут же переслали, куда следует.

Вот только поезд уже ушёл…

Или глава Спасского района рассчитывает его остановить?..

Валерий Михайлович Бочаров – из тех, кто поднимается в атаку, когда другие прячутся в окопах.

АрсВест публиковали его Открытое письмо руководству «Мерси Агро Приморье», «Приморского бекона», «Мерси Трейда», где он осмелился назвать вещи своими именами:

«Я обращаюсь к вам, как человек, родившийся в Спасске и проживший достаточно долгую жизнь. Мне есть с чем сравнивать, и я вправе анализировать экологическое состояние Спасского района, где живу.

С развитием промышленности и погоней за экономическими показателями экология отошла на второй-третий план. Речка почти умерла, совхозы обанкротили, и они исчезли, леса вырубаются варварски и воровски.

Теперь к уничтожению природы подключились и ваши предприятия. О грубых нарушениях ими природоохранного законодательства я много писал, выступал и т.д.

Что вас отличает от руководителей прошлого, так это, по моему мнению, полное отсутствие нравственности. Считаю, ради денег (кому – приличная зарплата, кому – немалые дивиденды и прочее) вы готовы на преступление против природы, а, значит, и против человека.

Множество нарушений природоохранных законов, наказаний за эти нарушения, обман общества и надзорных органов, невыполнение их требований и предписаний, шантаж собственных работников, административный диктат – вот далеко не полный перечень ваших «достоинств», как я считаю.

Вы прикрываетесь, по моему личному мнению, недобросовестными, а, вернее, коррумпированными чиновниками министерств, краевой администрации, прокуратуры и некоторых других ведомств.

Под прикрытием Программы возрождения и развития Дальнего Востока вы строите громадные свиноводческие комплексы с отсталой технологией утилизации навоза. Очевидно, не имея понятия о методах обеззараживания отходов, вы годами экспериментируете с препаратами (я не исключаю вероятности и того, что просто обманываете, ничего не делая, а доказать это никто не хочет). Три года (!) только обещаете посадить деревья вокруг комплексов. Вводите в заблуждение всех, утверждая, что закупаете технику для утилизации отходов.

Можно много ещё чего перечислять, начиная с нарушений по строительству и заканчивая сливами навоза в ручьи и речку Кулешовку. Это ваше нравственное лицо, ваша визитная карточка.

Как независимый наблюдатель и общественный эколог, я хочу напомнить вам ваши «достижения»:

Две эпидемии ящура – 96500 голов свиней уничтожено.

На рельеф, в ручьи и речку Кулешовку за два первых года работы СК-39 и СК-83 слито необеззараженных отходов более 500000 тонн!

По письма жителей города и района надзорными органами проведено более двух десятков проверок. После каждой из них следовали наказания и штрафы за нарушение законов.

Получено льготных кредитов, субсидий, дотаций и компенсаций на 9-10 миллиардов рублей.

Вместо ремонта дорог в районе государство построило дорогу вам. Вместо газа в дома местных жителей – газ для свиноводческих комплексов. Налогов же от вашей деятельности поступает в бюджет мизерное количество (только НДФЛ).

фотоРабочие места, о которых вы так часто говорите. На комплексе под Вишнёвкой работает 60-70 человек из нашего района и города, остальные – «варяги» из других регионов. Впечатляющие «достижения», не так ли?»

И даже при этом Валерий Бочаров остался верен своим принципам – искать выход из ситуации:

«Несмотря на все нарушения природоохранных законов, полное (или почти полное) отсутствие нравственности при ведении вами бизнеса в ТОР «Михайловский», мы всё же рассчитываем на конструктивный диалог и сотрудничество с вами и с администрацией Спасского района.

Мы ждём от вас и от районной администрации честных, конструктивных предложений и – главное – практических действий».

И дождался подлого удара – ОБЫСКА!

Он, кстати, дал единственный результат: у Бочарова наркотиков, как и следовало ожидать, не обнаружено!

Теперь, по логике закона, тот (или те), кто бросил тень на честного человека, должен (должны) понести уголовную ответственность ЗА ЛОЖНЫЙ ДОНОС.

Если, конечно, мы не скатились в 37-й год…

Ольга Купчинская,

руководитель Спасского филиала регионального общественного движения по противодействю коррупции в органах власти государственной власти и органах местного самоуправления

«Хранители закона».


Начальнику Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Приморскому краю Фалько И.Л., г. Владивосток, ул. Алеутская, 14,

от Бочарова Валерия Михайловича

ЗАЯВЛЕНИЕ

фото4 октября 2019 года ко мне домой прибыла группа оперативных работников Вашего ведомства с обыском. Все было оформлено по закону, обыск проведен по закону, с предъявлением постановления суда города Владивостока.

Я прошу Вас объяснить, на каком основании Вы ходатайствовали перед судом о проведении обыска в моем доме и усадьбе? На меня кто-то написал заявление и предъявил доказательства, факты того, что я наркоторговец? Или в моем доме хранилище наркотиков в крупном размере? Так было написано в постановлении суда по Вашему ходатайству.

Я, законопослушный гражданин своей страны, майор Советской Армии в отставке, староста села Вишневка, участник общественной организации по противодействию коррупции в органах власти «Хранители закона», – и наркодилер?! Или моя общественная деятельность и есть причина обыска?

Да, семью этот обыск напугал, но не меня. Я предполагаю, что причина такого визита полиции может быть в том, что кое-кому не нравится и приносит большие проблемы моя общественная деятельность. Поверьте, в ней нет корыстного интереса с моей стороны.

Три года длится противостояние жителей Спасского района, города Спасска-Дальнего, активистов района и компании ООО «Мерси Агро Приморье» (владельцев свиноводческих комплексов) из-за грубейших нарушений природоохранных законов РФ. Свиноводческие комплексы этой организации бессовестно и нагло два года сливали свиной навоз (отходы производства 3-4 класса опасности) в ручьи и реку Кулешовку, на рельеф. Комплексы построены с нарушениями, не прошли государственную экологическую экспертизу.

Мы заставляем их хозяев выполнять требования законодательства и не убивать нашу природу, не досаждать зловонием жителям. Они настраивают против активистов население и работников комплексов. Я не исключаю, что это может быть их очередная пакость. У них есть наемники, которые пишут на наших активистов заявления по указанию руководства, порочат их в социальных сетях.

Я требую:

Объяснить причину (настоящую) обыска, кто инициатор, как он объясняет обвинение меня в таком преступлении?

Предоставить мне копии судебного постановления, протоколов обыска и опросов.

Ваше заключение или обоснованный отказ выполнить мои требования.

Оставляю за собой право обратиться в вышестоящий орган УМВД и в суд в случае отказа в моих законных требованиях.

Бочаров Валерий Михайлович.