фото

Был у нас в университете такой предмет: литература Дальнего Востока. Что-то прочитали, что-то от других послушали, сдали и забыли. И уж много позже, уже в наше время, попалась мне в руки книжка Веры Кетлинской «Мужество». Тоже, в общем, литература Дальнего Востока. Написанная в 30-е годы, о первостроителях Комсомольска. Я потом спрашивала у более старшей коллеги, читала ли она книгу в молодости и какое впечатление?

Читала, подробностей уже, конечно, не помнит, впечатление: героизм! Я же прочла книгу не в молодости, и вообще в другой стране, и мое впечатление иное: глупость, некомпетентность, неумение предвидеть возможные результаты своих поступков, неумение просчитать возможные события на два хода или хотя бы на ход вперед. И на – последствия всего этого приходится преодолевать героизмом. Нет, врагов, диверсантов и вредителей в книге полно – ну так время написания такое, шпиономания вскипала, туманя мозги… у кого они были.

Вот они выгрузились в тайге (не совсем глухая тайга – деревня там была), сложили на берегу привезенные с собой станки, стройматериалы, продукты. Палатки поставили. Пошли место выбирать для будущего завода и города. А привезенное так и лежит на берегу… И никому в голову не пришло, что первым делом надо хотя бы навес построить над своими богатствами, потому что рано или поздно пойдет дождь, а от воды станки ржавеют, а цемент и сахар просто растворяются! И вот он приходит, да не просто дождь, а ливень с грозой и шквалистым ветром! И комсомольцы проявляют героизм: геройски спасают брошенный на берегу товар… Ну и так далее. Там много таких эпизодов.

Эта книга отравила мне всё впечатление от подвигов. Что бы ни происходило в дальнейшем в нашей общей непутёвой жизни, какой бы подвиг кто ни свершал, мне не давала покоя мысль: чью глупость, недальновидность или даже преступление покрывает этот подвиг?

Вот вся прошлая неделя прошла под знаком такого подвига: 1 июня в Баренцевом море произошел пожар на одном из глубоководных аппаратов ВМФ. В результате погибли 14 человек — они отравились продуктами горения; все погибшие были офицерами. Во время пожара сам аппарат находился в российских территориальных водах, сейчас он уже отбуксирован в порт.

Аппарат сверхсекретный, называется Лошариком – по советскому мультику его назвали, такое животное, состоящее из шариков. Вот и он из шариков, только титановых. Назначение его тоже сверхсекретное: говорят, что задача его – исследование морского дна и глубин.

Ой, секреты в наше время! Американцы тут же рассказали: он предназначен для диверсий, перерезания кабелей, лежащих на морском дне. Некоторые наши возбудились: ах, они хотели перерезать кабель интернета! Ну да, может. Но это только в случае войны, чтобы затруднить коммуникацию.

А попрактичнее – Николай Марковцев, бывший подводник, ныне глава приморского Яблока, чей офис находится рядом с нашей редакцией, рассказал: да, было дело, на Камчатке наши обнаружили, что в наш кабель подключились американцы и чуть ли не полгода слушали разговоры наших военных. Ну, наши с помощью такого (или того же) аппарата их кабель перерезали. То есть – обычная разведка-шпионаж: всяк норовит подключиться к кабелю связи вероятного противника (да и к другим подвернувшимся не помешает), а также найти и перерезать посторонний кабель, который подключился к нашему. Ничего особенного. Там, кстати, в это время недалеко проходили учения НАТО – может, наши хотели подключиться.

На этом с секретностью покончим, давайте о подвиге.

Оборонцы провещились: погибшие (7 каперангов, но были и капитаны второго и третьего ранга и даже один подполковник медицинской службы) героически боролись с огнем, ценой свое жизни спасли Лошарика и предотвратили глобальную катастрофу…

фотоНасчет глобальной катастрофы промолчали бы – секретчики, блин. Насчет спасения железа – это чисто советский подход, когда железо (прибор, агрегат) был дороже человеческой жизни. Сейчас другое время и другие ценности, и в Твиттере нынче говорят: «Я хочу сказать одну вещь. Весь день сегодня транслируют восторги про то, что ценой 14-ти жизней удалось спасти глубоководный аппарат. Так вот. Страну, где глубоководный аппарат важнее 14-ти жизней, спасти уже не удастся».

Ну, это в мире так нынче: человеческая жизнь дороже. У наших военных, судя по всему, всё по-старому.

И вот к подвигу вопросы. Почему подводники задохнулись, отравились продуктами горения? У них у каждого (инструкция требует) должен быть индивидуальный дыхательный прибор, а там и к стационарному подключиться можно. Их не было? Они были неисправны? По чьей вине?

Помню, как в Комсомольске (том самом, про который Кетлинская писала) построили подводную лодку для Индии. Вывели на испытания – и куча трупов. Какой-то матрос не на ту кнопку нажал, пошла в воздух отрава, а те самые дыхательные приборы были не у всех, и не у всех работающие… Не так давно это было, еще потом Индия долго сомневалась, нужна ли им такая несчастливая подлодка…

А системы тушения огня – они ведь должны быть на подлодке? Почему не задействованы? По чьей вине, опять же?

Ну и, конечно, неуклюжая секретность, когда об аварии сообщают через сутки, еще через сутки – имена погибших, никого никуда не пускают, ничего никому не говорят. А ведь совсем недавно все взахлёб смотрели фильм «Чернобыль» – и там-то уж видна была отвратительная советская секретность, обрекшая многих обычных жителей на большие дозы радиации…

Похоронили погибших подводников тоже секретно – в Питере, недалеко от погибших подводников с «Курска». Правильно сказал политолог: «Путин начал с подлодки, подлодкой и закончил»…

А на суше тоже приключения! Поймали шпиона! Ну, предполагаемого шпиона. И не где-нибудь в захолустной деревушке, а помощника полпреда президента в Уральском округе! На Польшу, говорят, шпионил. Ну что ж это такое… Хоть бы на Англию…

И ведь не первая это у товарища ответственная должность! И ни разу не застукали, не почуяли неладное. А ведь помощник полпреда допуск к секретам имеет… А кстати, кто там полпред? Какой-то Цуканов… Это не тот сварщик с Уралвагонзавода? Если так, то шпиону было где развернуться, было во что вникать, было в чем помогать полпреду…

А еще у нас чуть не случилось историческое событие: телемост!

Помню, был первый телемост СССР – США. Еще там какая-то дурочка ляпнула что в СССР секса нет. В общем, открытие. Во времена Перестройки.

Сейчас, конечно, не то: телемост намечался между Россией и Украиной. Наш Первый канал и их NewsOne. «Надо поговорить» назывался мост.

Точно ли он намечался, или так, потроллить. Или для предвыборного пиара – у них там, в Украине, выборы в Раду вскорости грядут. Канал Медведчуку принадлежит, который кум Путину (так говорят, но насколько близкий кум – не очень понятно). В общем, для поддержки пророссийских сил Украины.

Мост уже не состоится: NewsOne уже отменил. Угрозы, говорят. Мы боимся. Ну их, этих националистов. И то: против канала уже возбудились их тамошние правоохранители: подозреваем, не шпионы ли вы.

Чтоб утихомирить страсти, президент Зеленский выступил и сказал: «Надо поговорить? Согласен. Сначала, дорогие украинцы, с вами. Вы — умные люди и должны на миг отключить эмоции и немного включить голову. Анонсированный телемост — это просто дешевый, но опасный пиар-ход перед выборами, цель которого — снова разделить нас. Нас с вами, всех украинцев, на два лагеря». Это он украинцам сказал. И добавил для Путина: да, надо поговорить, так что давайте встретимся. И перечислил: «Я, вы, Трамп, Меркель и Макрон». Он и титулы сказал, но мы и так их знаем. Где? «Думаю, Александр Григорьевич с радостью нас примет в Минске».

Лукашенко, конечно, согласится и действительно с радостью. Макрон и Меркель бывали на подобных переговорах. А вот Трамп… А пускай! Обещал – пусть выполняет. А уж Лукашенко как рад будет!

В общем, предложение прозвучало. Что ответят Путин и Трамп?

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото икфеыемщюсщь