фото

Фракция партии «Единая Россия», проголосовавшая в Госдуме РФ в первом чтении за самый жесткий вариант пенсионной реформы, может пойти на ее смягчение

После принятия в первом чтении в Государственной Думе решения об увеличении пенсионного возраста для мужчин на 5, а для женщин на 8 лет, партия «Единая Россия» внезапно стала выслушивать мнение населения по этому вопросу. На тему «совершенствование пенсионной системы», – именно так звучала формулировка, 31 июля в Приморье состоялось два совещания, где могли высказаться все желающие участники – в Уссурийске и Владивостоке. В Уссурийске таковых граждан набрался почти весь большой зал здания администрации, приехавших из нескольких районов. Почему единороссы считают необходимым повышение пенсионного возраста, рассказал депутат Госдумы Сергей Сопчук, один из тех, кто проголосовал в первом чтении за непопулярный законопроект.

31 июля в Уссурийске обсуждали пенсионную реформу. Без митингов, как незадолго до этого по тому же вопросу собирались коммунисты, представители других организаций левого толка и просто беспартийные уссурийцы. А практически тихо, мирно, в рамках совещания, организованного партией «Единая Россия». Впрочем, самим словом «реформа» старались не оперировать. Совещание называлось «Широкое обсуждение «Пенсионный маневр: обсудим по существу и вместе». Обсуждать то, за что без всякого до этого обсуждения фракция «Единая Россия» Госдумы проголосовала в первом чтении, приехали жители семи муниципалитетов. В том числе Хорольского района, Ханкайского, Пограничного, Октябрьского, Черниговского, Надеждинского и Уссурийского городского округа Приморского края.

То, что слово «реформа» не подходит к объявленным радикальным преобразованиям, отметил и депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Сергей Сопчук:

– Я бы не называл это реформой, – сказал он. – Это изменение пенсионного возраста. Все остается по-прежнему за исключением пенсионного возраста.

Сергей Андреевич долго оперировал цифрами, говоря о том, что в процентном отношении к работающему населению пенсионеров стало гораздо больше, нежели в советские времена. Что средств, поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан для обеспечения пенсионеров, не хватает. Что пенсионный возраст на прежнем уровне (55 лет для женщин и 60 – для мужчин) остался только в России и Узбекистане. И что и в России планировалось повысить его еще в 1995 году, но тогда этого сделано не было. А если пенсионный возраст не повысить сейчас, то потом будет только хуже – преобразования необходимо будет проводить в условиях «шоковой терапии».

– К сожалению, иногда приходится принимать не очень популярные решения, – резюмировал он. – Это самый сложный закон, который принимает Госдума с момента ее образования. Даже 122-й федеральный закон «О монетизации льгот» не был таким острым.

Впрочем, депутат Госдумы отметил, что законопроект в том виде, в котором он был принят в первом чтении – самый жесткий. И он не исключает, что в дальнейшем будут вырабатываться поправки, чтобы смягчить реформу. Сергей Андреевич все-таки произнес слово «реформа», хотя немногим ранее сказал, что его следует избегать.

Возможно, предложенный возраст выхода на пенсию для женщин будет снижен с 63-х (по законопроекту, принятому в первом чтении) до 60-ти лет.

– Но какие именно будут выработаны поправки, не могу сказать. Мне сложно давать обещания, – подчеркнул он.

– Вы знаете, чем государственный деятель отличается от политика? – сказал он, обращаясь к присутствующим. – Тем, что политик думает о предстоящих выборах, а государственный деятель – о будущем развитии страны. Я не хотел бы выглядеть в ваших глазах политиком.

Уже после окончания «широкого обсуждения «пенсионного маневра» Сергей Сопчук ответил автору этих строк на вопрос, кем тогда, по его мнению, считать депутатов партий КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», голосовавших в Госдуме в первом чтении против законопроекта? «Популистами», – сказал он.

фотоНе знаю, почему вообще единороссы затеяли обсуждение непопулярного в народе законопроекта уже после принятия его в первом чтении в Госдуме. Хотя, имея большинство голосов, могли бы спокойно проголосовать за него и во втором, и в третьем чтениях. Но то ли испугались снижения рейтинга партии и президента страны, о чем говорят СМИ, и сделали тактический ход перед предстоящими выборами. А, может, на них подействовали прокатившиеся по стране митинги протеста.

Но на совещании в Уссурийске говорилось, что законопроект будет меняться.

– Было принято решение продлить обсуждение законопроекта до конца сентября 2018 года, – сказал Сергей Сопчук. – Нам важно иметь обратную связь с людьми. И я не единственный депутат Госдумы, кто считает необходимым знать мнение граждан. Нас много, и все мы проводим такие встречи.

Было заявлено, что будет услышан голос каждого гражданина. А если люди по каким-либо причинам не захотят задавать вопросы вслух, они могли бросать бумажки с вопросами в установленные в зале два прозрачных ящичка. В конце совещания, опорожнив ящички, насчитали 10 таких бумажек.

А вслух граждане проявляли недовольство.

– Мы – пенсионеры, работаем не от того, что хотим работать, а потому что денег не хватает, – сказал беспартийный житель Уссурийска Василий Щелчков, чем вызвал аплодисменты в зале. В зале, заполненном членами партии «Единая Россия»!

Депутат от партии «Единая Россия» в Думе УГО Сергей Иншаков задал Сергею Сопчуку два вопроса:

– Готова ли экономика к обеспечению рабочими местами тех людей, кто должен был выйти на пенсию, но не уйдет в связи с повышением пенсионного возраста? И почему реформа не затрагивает военных пенсионеров?

Последний его вопрос тоже сорвал аплодисменты.

На первый вопрос депутат Госдумы ответил что, если человек не сможет найти работу, ему будут всячески помогать, в том числе через Центр занятости. Этот вопрос рассматривается. Что касается выхода на пенсию военных в более поздние, чем сейчас сроки, то это обсуждается.

– У меня такое ощущение, что все к этому и идет, – сказал Сергей Сопчук. – Мое глубокое убеждение, что льготные пенсии представители прокуратуры, военные будут иметь лишь до поры до времени.

Бросалось в глаза, как тяжело было Елене Андросовой – одному из лидеров профсоюзного движения Уссурийска. Казалось, что женщина едва не плачет, и что ее душа буквально разрывается на части.

– Профсоюзное движение выступает против повышения пенсионного возраста, – сказала она. – Но, учитывая неизбежность повышения пенсионного возраста, необходимо сделать так, чтобы люди были застрахованы от безработицы.

Самым откровенным, на мой взгляд, оказался присутствовавший на совещании депутат Законодательного собрания Приморского края Сергей Кузьменко:

– Плохо, что мы не обсуждали этот вопрос до принятия его в первом чтении в Госдуме. На таких площадках мы должны были подготовить почву, а уже потом бросать на нее семена реформирования. А сейчас мы имеем то, что имеем. В какое бы село я не приехал, меня освистают, поднимут на вилы (должно быть, он говорил в переносном смысле, авт.). Даже в нашем кругу аплодисментами встречали негатив. Надо отдавать себе отчет, что мы сто процентов понесем политические, имиджевые потери. Но возраст выхода на пенсию в 55 и 60 лет – это та история, которая приведет к коллапсу. Система пенсионного обеспечения не может работать в нынешних экономических данных. Сегодня момент истины. Большинство категорически не принимает реформу. Но партия власти на то и партия власти, чтобы брать на себя ответственность.

Еще одно откровение я услышал от Сергея Сопчука уже после окончания совещания. На мой вопрос:

– Почему Вы проголосовали за этот законопроект в первом чтении? Ведь у Вас был выбор, как у Поклонской, которая проголосовала «против» или как те отдельные депутаты вашей партии, которые не приняли участие в голосовании.

– Я человек системы, – ответил он.

– Понимаю, если бы Вы в Госдуму проходили по спискам, но ведь Вы избирались по одномандатному округу, за Вас голосовали люди.

– Я шел от партии «Единая Россия», поэтому на выборах мне не нужно было собирать подписи.

– Но ведь не всегда голосуют так, как фракция. Те же отец и сын Гудковы могли иметь отличное мнение от партии «Справедливая Россия», которую они представляли в Госдуме.

– И где они сейчас? -–услышал я ответ.

Больше вопросов у меня не было.

Роман ВИНОКУРОВ.

Фото автора.