фото

Конечно был! Всё же смотрели, как каталонцы идут на избирательные участки, как они желают проголосовать, а полиция им мешает. Как полицейские на участках забирают урны, как не пускают людей, перегораживают улицы, как вытаскивают людей из толпы, задерживают – ну и так далее… Так что некое действие, причем очень яркое, все видели.

То есть факт был. Но не факт, что это действо было законным. По Конституции Испании для такого референдума должно быть согласие центральной власти – как и по конституциям других государств.

Вон Шотландия тоже хотела независимости, хотела отделиться от Великобритании – и получила таки согласие Лондона на референдум. И провела его!

И, несмотря на стремление Шотландии и шотландцев к независимости, отделение от Великобритании не состоялось: идея отделения не набрала большинства голосов шотландцев. Видите ли, быть самостоятельным государством – это большая ответственность…

А с ответственностью у всех большие проблемы. Несмотря на многовековую борьбу за самостоятельность. Несмотря на желание самостоятельности.

Кстати, в Каталонии, судя по недавним опросам общественного мнения, ситуация такая же, как в Шотландии: большинство каталонцев (49% против 41%) хотят остаться в составе Испании.

Проблема в том, что в Испании никто не хочет отступать: Мадрид не хочет проведения референдума в Каталонии, потому что – а вдруг? А вдруг, несмотря ни на какие опросы и согласно стремлению к независимости, большинство проголосует всё-таки за отделение?

Барселона тоже не согласна на проведение референдума в Каталонии с разрешения Мадрида, потому что – а вдруг? А вдруг каталонцы, несмотря ни на какое стремление к независимости и согласно опросам общественного мнения, проголосуют против отделения?

А поскольку 80% каталонцев (согласно опять же опросам) хотело референдума, женералитат (каталонское правительство) его объявил и назначил на первое октября. Разумеется, Конституционный суд Испании объявил референдум незаконным. И разумеется, центральное правительство отправило в Каталонию своих полицейских, потому что на каталонских надежды мало.

Каталонское правительство, ожидая противостояния с полицией (что оправдалось), за час до начала референдума, изменило правила: голосовать разрешено хоть на улице, и никаких конвертов. У них, видите ли, принято, отметив свое волеизъявление, бюллетень в конверт запаковывать. Не только в Испании.

Кстати, если бюллетеней не хватит, то его можно распечатать дома и принести с собой. Понятно, что проголосовать человек может только один раз, но проследить за этим на улице проблематично, что ставит результаты под сомнение.

Корреспондент «Дойче велле» тоже вон получил на улице бюллетень. К тому же бюллетени после подсчета собираются уничтожить, так что проверить результаты представляется невозможным.

Рустем Адагамов пишет: «Пару лет назад я был в Барселоне во время проведения подобного референдума. Конечно, это никакой не выбор между «да» и «нет», а просто местный праздник непослушания, необязательный и безрезультатный».

«Праздник непослушания» вылился в столкновения между полицией и жителями, в результате около 800 человек пострадало – с обеих сторон, потому что полиция стреляла резиновыми пулями и размахивала дубинками, а жители бросали в полицию камни.

Судя по всему, противники отделения остались дома (раз в Мадриде считают референдум незаконным), потому что 90% проголосовавших проголосовало за независимость. Но проголосовало только 40% населения! Меньше половины – значит, вряд ли можно признать референдум состоявшимся.

В ответ на очевидное превышение полицейскими своих полномочий основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж обратился к председателю Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру.

«Господин Юнкер, разве это «уважение человеческого достоинства, свободы и демократии»? Следует применить в отношении Испании седьмую статью договора ЕС и заморозить ее членство за нарушения второй статьи», – написал Ассанж, сопроводив твит ссылками на упомянутые документы.

Кстати, Есть в Испании Страна Басков, и баски тоже очень долго добивались независимости – террористическими методами. Независимости не добились, но добились прав автономии.

В интервью Repubpic Мигель Бельтран де Фелипе, профессор права Университета Кастилия – Ла-Манча, автор книг по конституционному праву сказал:

– Испания не федеративное, но на практике глубоко децентрализованное государство. Статья 2 нашей Конституции говорит, что испанское государство «основано на нерушимом единстве испанской нации», но та же статья гарантирует право на автономию для национальностей и регионов: 17 регионов обладают полномочиями, сравнимыми с теми, что есть у земель Германии, штатов США или провинций Канады.

Интересно, что же будет с Каталонией и со всей Испанией?

Марина ЗАВАДСКАЯ, фото: rian.com.ua