фотоПока что мы говорим о Надежде Савченко, украинке, которая улетела в Киев – вернулась на родину. То ли ее обменяли на кого-то или на что-то, то ли не обменяли – есть разные версии.

Ну, если своими глазами смотреть – то все очевидно. Вот Киев, аэропорт Борисполь, огромная толпа ждет… Час ждет… Вот самолет садится (президентский борт, не что-нибудь), вот Надежда Савченко на земле – и все бегут к ней, сломя голову. Ее окружают, тянут микрофоны, камеры, она не то чтобы отвечает на вопросы, а просто говорит, поворачиваясь по кругу, чтобы все услышали…

Ей суют цветы – она отдает их матери. Наконец, она садится в машину и уезжает – на Банковую, к президенту, это уже все знают. Все едут туда. Опять ждут… Зал заполняется: в одном конце – мать и сестра, в другом – парни в камуфляже, ее товарищи по оружию. Наконец, в зал входят двое: президент Порошенко и Надежда Савченко. Порошенко говорит речь.

Он благодарит за помощь в освобождении Надежды Ангелу Меркель и Франсуа Олланда. Он выражает почтение матери Надежды, отходит к ней от микрофона и дарит огромный букет цветов. Савченко говорит речь. Она тоже благодарит Меркель и Олланда, но и обычных людей, которые подняли шум – без них ничего бы не было. За то, что она жива и на свободе, она просит прощения у тех матерей, чьи сыновья в плену или погибли, и что это неправильно, герои должны жить, но очень многие предпочитают мертвых героев.

Что она не хочет говорить сейчас плохого о людях, так что свои ярь и лють (для русскоязычных, да и вообще славяноязычных перевод не нужен) оставит при себе. Потом снова говорит Порошенко: он указ читает о награждении. Теперь Надежда Савченко герой Украины не только в народном мнении, но и официально. После этого поприветствовать Надежду приглашают ее боевых товарищей. Один подходит, жмет ей руку и возвращается на место. Второй подходит, жмет ей руку – и приглашает к остальным. Надежда идет к побратимам… На этом репортаж заканчивается.

А что у нас? Ну да, тоже самолет (обычный Аэрофлот) садится во Внукове – но толп встречающих нету. Не то чтобы никто не захотел прийти, нет. Просто не пустили. Встреча в закрытом, так сказать режиме. Только жены. Замечательная картинка: пустое поле – и эти две пары обнимаются. Чтобы заснять картину встречи, допустили только 1 и 2 каналы и НТВ, и только молча. Никаких интервью, приема у президента и наград. Президент в скором времени, сказал Песков, не планирует встречи с Александровым и Ерофеевым. Русские, конечно, своих не бросают, но встречают как-то странно.

Может быть, потому, что, как говорила Надежда Савченко, герои нужны только мертвые? По крайней мере – у нас. О том же пишет и Дмитрий Быков: «Нам категорически не нужен человек, совершивший подвиг и оставшийся в живых: ведь у него появится моральное право критиковать начальство! Вот почему о героях Сирии мы узнаем лишь в том случае, если они мертвы. Вот почему сегодня в России нет ни одного человека, который бы обладал серьезным и незапятнанным моральным авторитетом, – а тех, кто мог бы претендовать на такой авторитет, обязательно заставляют подписать какое-нибудь особо гнусное письмо».

фотоВозможно, поэтому же многие и говорят, что Надежда – это бомба замедленного действия, что она опасна то Тимошенко, то Порошенко, то им обоим и вообще всем там. А некоторые говорят также, что – да ее скоро попросят забрать снова в Россию!

Ну, это вряд ли. Хотя да, Надежда – проблема… И не только для властей Украины, и не только для народа Украины, но и для нее самой.

Характер у нее прямой и резкий, и да, есть там ярь и лють. По большей части это следствие ее плена, заключения, суда – именно это помогло ей выстоять и победить. Это сделало ее символом украинского сопротивления, сделало народной героиней. Сейчас она может расслабиться. В аэропорту Борисполя она говорила, что хочет выпить два литра водки. Да, это вариант расслабления – самый простой и доступный. А дальше?

«Впереди ее ждет и возведение на постамент, и низвержение с постамента, – пишет Аркадий Бабченко, военный журналист, «Старшина запаса», именно под таким ником он ведет свой блог, – канонизация и моление, как на мессию, и последующее затем неизбежное разочарование и поливание грязью — причем в первую очередь от самых наиболее ярых нынешних фанатов — припоминание старых ошибок и не прощение ни одной новой, которых Надежда, как человек прямой, резкий и не сдерживающий себя ни в словах, ни в поступках, конечно же, наделает».

Она и сама себя сейчас воспринимает символом, героиней, кем-то вроде Жанны. Она говорит: я люблю летать, я хочу летать, но если народ потребует – я стану президентом. Но выборы не скоро. Пока что она – депутат Верховной Рады (№1 по блоку «Батькивщины»), депутат Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Время чему-то научиться есть. Пока-то у Надежды есть только военный опыт.

Если о будущем (ближайшем) Надежды Савченко можно рассуждать, оно почти понятно, то о будущем наших Ерофеева и Александрова ничего не известно. Из армии они уволились перед отъездом на Донбасс – об этом официально сообщили их армейские начальники. И вообще они вроде как числятся в милиции ЛНР. Никто не бился за их возвращение. Некоторые (встречается такое мнение в блогах) вообще говорят, что пусть бы они сидели в украинской тюрьме – лишь бы Савченко в российской колонии сидела. Ну, это старый принцип: пусть у меня корова сдохнет, лишь бы у соседа куры не неслись.

И вообще: они не герои.

Ведь они живы.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

фото: tvrain.ru