«Единая Россия» продолжает увеличивать число территориальных групп, которые на выборы в Госдуму поведут губернаторы. Накануне я писал, что их будет около 10, а сегодня стало известно, что их будет 15-17. Впрочем, нельзя исключать, что ближе к выборам их число еще увеличится.

Скорее всего, во главе территориальных групп будет три типа региональных лидеров:

1) Руководители крупных регионов, которых не нужно объединять в списках с другими. Об этом я уже говорил: Собянин, Полтавченко (вероятно, что объединять Петербург и Калининградскую область все же не будут), Воробьев, Минниханов. Еще вполне возможно, что будут глава Башкирии Рустэм Хамитов и губернатор Ростовской области Василий Голубев.

2) Главы регионов, чье влияние распространяется на соседние регионы. Например, Владимир Якушев, который, скорее всего, возглавит объединенную группу, состоящую из Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Его авторитет даже в соседних регионах выше, чем у непосредственных руководителей субъектов федерации.

Сюда же можно отнести Амана Тулеева: у Кемеровской области будет один список или с республикой Алтай, или с Алтайским краем, или с Томской областью.

Также можно назвать Алексея Гордеева (Воронежская область + Липецкая), он — бывший министр и обладает высоким рейтингом, и Евгения Савченко (Белгородская область + Курская).

Кроме того, речь идет о Крыме, где саму республику объединят с Севастополем, а возглавит округ на выборах Сергей Аксенов.

3) Руководители республик Северного Кавказа. Здесь, несмотря на то, что территории очень небольшие, объединять в одну группу их нельзя из-за специфики отношений на Кавказе. Лидерами списков ЕР здесь могут стать глава Чечни Рамзан Кадыров, глава Дагестана Рамазан Адбулатипов, руководитель Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, глава КЧР Рашид Темрезов, руководитель КБР Юрий Коков и и.о. главы Северной Осетии Вячеслав Битаров.

Кремль хотел, чтоб территориальные группы «Единой России» возглавили лидеры общественного мнения, не связанные с действующими региональными функционерами.

Но в дело вмешался кадровый кризис. В регионах оказалось очень мало реальных претендентов, на замещение вакантных должностей лидеров.