фото

В мае 1945 года, после победы над гитлеровской Германией и окончания войны на европейском театре боевых действий, вплотную встал вопрос о завершении второй мировой войны в Азии. Там американцы и англичане с союзниками уже приблизились к японским границам. Вопрос о вступлении советской армии в войну против Японии (между нашими странами действовал пакт о ненападении) был решен еще на конференции руководителей СССР, США и Англии в Ялте в феврале 1945 г.

Обстановка на Дальнем Востоке была весьма непростой: 7-миллионная японская армия сосредоточилась на территории метрополии и, опираясь на плацдарм в соседней с нами Маньчжурии, готовилась к отчаянной борьбе. Прагматичные американские генералы подсчитали, что высадка их десантов на острова Японии приведет к потере до миллиона убитыми и ранеными. Президенты США Рузвельт и Трумэн (с апреля 1945 г.) настаивали на скорейшем вступлении в войну Советского Союза.

Для этого Соединенные Штаты усиливают поставки на Дальний Восток по ленд-лизу (предоставление взаймы в период войны) самолетов, танков, оружия, продовольствия через порт Владивосток. 25 тысяч американских студебеккеров, доджей, виллисов позже окажут серьезную помощь в передвижении наших войск в ходе боевых действий.

Но главную роль в той короткой, но самой кровопролитной войне сыграет оружие отечественного производства – техника поступала прямо с заводов Урала и Сибири. Одновременно с запада к дальневосточной границе в обстановке высокой секретности перебрасывается живая сила – солдаты и офицеры дивизий и полков, имевших боевой опыт в горных районах.

Всего было переброшено 27 дивизий и 12 бригад, и общая численность советских войск на трех дальневосточных фронтах составила 1,5 млн человек. Они имели на вооружении 3704 танка, 1852 самоходные артиллерийские установки, 28 тыс. орудий и минометов. С воздуха их были готовы поддержать 5138 самолетов. (Для сравнения: немцы имели примерно столько же техники и войск в боевых порядках на 22 июня 1941 г.)

Дальневосточная операция под руководством главкома А.М. Василевского началась в ночь с 8 на 9 августа 1945 г. Фронтами командовали маршал Р.Я. Малиновский, маршал К.А. Мерецков и генерал армии М.А. Пуркаев. Сталин объявил войну Японской империи. Советские войска вступили в Маньчжурию – против государства Манчжоу Го. Маньчжурская империя, не воевавшая ни с кем, имела стотысячную армию. Маньчжурии противостояла миллионная Квантунская армия, во главе с опытным генералом О. Ямадой. И хотя их вооружение – свыше тысячи танков, по тысяче артиллерийских орудий и самолетов – технически уступало советскому, Квантунская армия являлась одной из самых боеспособных и подготовленных в японских войсках.

Наиболее ожесточенные сражения развернулись на подступах к китайскому городу Муданьцзяну (он расположен напротив Уссурийска, ранее г. Ворошилов). С 9 августа, штурмуя здесь крупный укрепрайон, 1-я Краснознаменная и 5-я армия 1-го Дальневосточного фронта вели тяжелые кровопролитные бои, и только ночью 16 августа город наконец удалось взять. Тогда и произошла трагедия.

Утром небо над городом почернело от заполонивших его самолетов – советская авиация нанесла массированный бомбовый удар, не зная, что Муданьцзян уже занят нашими войсками. Под своими бомбами полегли тысячи советских солдат и офицеров, не считая мирных китайских жителей и сдавшихся в плен японцев…

Об этой стыдливо скрываемой странице нашей истории я случайно узнал в 1978 г. на учебных сборах в Приморье, возле станции Пограничная. Наткнувшись в соседней деревне Сергеевка на большое и запущенное кладбище, я заинтересовался его судьбой. Рассказам старожилов просто не верилось!

Мол, здесь в период войны с Японией располагался госпиталь. И однажды сюда на американских студебеккерах, машина за машиной, стали везти наших солдат, побитых в Муданьцзяне. Их было много, они лежали под брезентом в кузовах навалом, убитые, разорванные осколками на части… Хоронили их прямо за деревней. Привозили и раненых, чудом уцелевших в той бомбовой мясорубке, но особисты приказали «сильно не распространяться».

Много позже, уже в эпоху гласности, в 1992 г., я прочитал в газете «Извеcтия» заметки участников тех событий, подтвердивших «случай бомбового удара советской авиации по своим частям в китайском городе Муданьцзяне». Вот, в частности, что писал Герой Советского Союза полковник И.С. Зубенко:

«В середине июля 1945 г. по нашему полку дальней авиации, где я служил, издали приказ, согласно которому семь экипажей переправлялись на Дальний Восток для участия в военных действиях против Японии. Штурманом группы назначили меня. 26 июля прилетели в Хабаровск и в этот же день были на аэродроме назначения – Чугуевка.

Первый боевой вылет выполнили ночью 9 августа, бомбили ж/д узел г. Харбина. 15 августа наша группа бомбила сильно укрепленные доты на границе, обойдя которые, сталинские войска ушли далеко вглубь Маньчжурии. В это же время самолеты Ил-4 19 авиакорпуса совершали налеты на объекты внутри Маньчжурии.

фотоВся беда была в том, что оперативные работники наступающих войск и штаб Дальневосточного фронта вовремя не отменили, поставленную боевую задачу, и к моменту бомбового удара сталинские войска заняли Муданьцзян. Тогда-то на них и посыпались бомбы с Илов…»

Из исторических исследований известно, что 5-я японская армия 1-го фронта Квантунской армии положила в тех страшных боях под Муданьцзяном свыше 40 тысяч человек. Но и советские потери были сопоставимы с японскими. Ведь ровно семь дней они вели наступление на оборону, которую японцы готовили долгие года. Все же миллионная Квантунская армия потеряла 677 тысяч солдат и офицеров, в т.ч. 84 тысячи убитыми и ранеными. Многих раненых и отставших добивали китайские крестьяне, испытавшие на себе многолетний произвол японских поработителей.

Когда император Японии объявил о капитуляции, 593 тысячи сдались в плен. Остаткам Квантунской армии удалось вырваться из окружения, бросив все оружие и технику, и сдаться американцам. Не менее 90 тысяч военнопленных, попавших в Советский Союз, умерли от болезней и старых ран, работая в концлагерях Сибири и Дальнего Востока, просуществовавших до 1956 г.; старые жители Хабаровска помнят, что многие здания города – «сталинки» – построены руками японцев.

Итак, союзники заставили Японию заплатить ужасную цену за ее участие во второй мировой войне. И под гром совместной победы И.В.Сталин взялся решать в Китае свою задачу – насаждения там коммунистического режима.

Все уцелевшее оружие японцев – винтовки, самолеты и танки, артиллерийские орудия с боеприпасами, а также склады и военные заводы уже в сентябре 1945-го передали китайской Красной армии. Переименованная вскоре в народно-освободительную армию Китая, она прорвалась с юга в Маньчжурию. Китайские солдаты шли на прорыв, имея подчас на троих одну винтовку и по три патрона. Двое бежали рядом, босиком и с деревянными макетами винтовок.

За спиной сталинских войск, оставшихся после разгрома японцев в Маньчжурии, наши инструктора учили китайцев владеть японским, а потом и советским оружием. СССР готовил себе надежный тыл в Китае.

Одновременно, в ответ на «коммунистическое вмешательство», Америка резко усилила вооружение и обучение армии национального правительства Китая, сформированного партией Гоминдан. Вспыхнула братоубийственная гражданская война, которая завершилась в октябре 1949 г., унеся десятки миллионов человек. Между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции началась другая война – холодная.

Но вернемся к заключительным, победным боям советской армии в Северо-Восточном Китае, на Курильских островах и Южном Сахалине, которые шли с 25 августа по 5 сентября. Все это, как и сокрушительное поражение Квантунской армии, заставило японское правительство согласиться на капитуляцию. Однако американские военные историки считают, что японцев склонили к такому решению атомные бомбардировки 6 и 8 августа 1945 г. городов Хиросимы и Нагасаки. Никто не умаляет немалых жертв и заслуг американских, английских и китайских солдат, воевавших в Азии. Но последнюю точку во второй мировой войне поставили советские солдаты.

2 сентября в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Президиум Верховного Совета СССР объявил 3 сентября праздником победы над Японией и выходным днем. Потом об этом стали забывать. Но щемящие душу мелодии вальсов «Амурские волны» и «На сопках Маньчжурии» – это также о победителях войны 1945 г. в Маньчжурии. Когда в Хабаровске на амурской набережной их играет военный оркестр, – это всегда память многих десятков тысяч тех, кто сложил свои головы в августе-сентябре сорок пятого. Причем не только русских, но и японцев. Настоящие потери убитыми и ранеными советских войск в Маньчжурской войне неизвестны. Сотни тысяч русских солдат легли в землю Азии.

Владимир Попов,

кандидат исторических наук.

Верхнее фото: Генерал-лейтенант К.Н. Деревянко от лица СССР подписывает Акт о капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури».

Нижнее фото: Японские солдаты сдают свое оружие советскому офицеру.