фото

Мы делаем вид, что ничего не происходит

Мы, россияне, так устроены, что пока нас что-то не допечет до невозможности, мы будем терпеть и делать вид, что ничего не происходит: мы будем верить, что лучшее случится потом, что все образуется само собой. Мы будем пить за светлое будущее, верить в чудо и мощи святых и полагаться на русский «авось». Имея самую богатую страну, мы на протяжении десятилетий не можем обеспечить кровом собственное население и накормить самих себя. Мы считаем, что еще чуть-чуть и все изменится, что все будет хорошо…

Не будет хорошо! Ничего не изменится до тех пор, пока мы не изживем собственный «пофигизм» и аполитичность. В завершение портрета русского гражданина отмечу, что мы оставляем разруху в умах, горы мусора и отходов. Пока мы остаемся пассивными, не остается перспектив развития для многих сфер деятельности, в том числе, для ЖКХ.

Возьмем, к примеру, строительство дома со всеми необходимыми коммуникациями. Но у нас, в России, все по-другому. Спроектировать дом мы еще можем, а вот построить его как положено, согласно техническим требованиям, в нашей стране, полагаю, невозможно. Проходит совсем немного, и дом начинает разваливаться из-за подмены марки бетона при его строительстве, подведенные к дому трубы гниют из-за отсутствия оцинковки. После строительства дома оказывается, что подать тепло так, чтобы оно не «утекло за борт» через негерметичные швы, не представляется возможным.

Похоже, чиновники, строители и их посредники экономят на всем, что можно своровать.

Мы так устроены, что не хотим знать, что у нас написано в платежках. Мы не пытаемся разобраться, за что мы платим Управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК и различным ресурсоснабжающим организациям. Хотя если задуматься, то каждый из жильцов является для домоуправов всех мастей работодателем. Каждый жилец имеет право знать, куда и кому уходят его деньги. На этот счет существуют разные постановления правительства РФ.

Всю жизнь нам внушают, что цены на бензин и продукты питания должны обязательно расти. Мы принимаем это за аксиому, не задавая вопрос: «А почему?»

Нам говорят, что у нас рынок и конкурентная среда. Но, полагаю, никто не знает себестоимости одного киловатта электроэнергии, например, по региону. Никто, считаю, не знает стоимости нагрева одного кубометра воды. Кстати, согласно некоторым схемам горячего водоснабжения, воду даже нагревать не нужно. Все это как «государственная тайна».

Не буду приводить абстрактных цифр – их достаточно на любом шоу болтунов, где рассуждают о ЖКХ. В этих шоу все эксперты в области ЖКХ от всевозможных УК, ДЭЗов, ГУИСов, ЕРЦ пытаются внушить широкой аудитории мысли о том, как все будет хорошо.

Нас продолжают обманывать

Возникает вопрос: «Какой смысл всей стране ставить приборы учета потребления коммунальных услуг, если мы возвращаемся обратно – к нормам потребления. Теперь мы будем платить по нормам потребления и еще сверх этого. Лоббистам – чиновникам недостаточно взятых с потолка тарифов, которые растут, как на дрожжах. У них появилась еще одна возможность не зарабатывать, а получать дармовые деньги.

И порой кажется, что это безобразие на ниве ЖКХ никогда не прекратится, потому что большую часть деятелей ЖКХ устраивают теневые доходы.

В одной из передач я услышал, как Степашин сказал президенту Путину, что после проверки ЖКХ одного из крупных городов России не досчитался 40 миллиардов рублей.

Специализируются исключительно на отписках

Вся чиновничья рать разных рангов, обосновавшаяся у пирога жилищно-коммунального бизнеса, в муках бесконечного безделия искала себе занятие и наконец-то – нашла. Они преуспевают в написании собственных законов регламентов, методических рекомендаций, которые разъясняют, как нужно понимать Кодексы, Федеральные законы и Постановления правительства.

Они пишут эту бессмысленную кипу бумаг, видимо, специально, чтобы народ вдруг случайно не прочитал Жилищный кодекс и не понял написанное так, как его нужно понимать. Лучше бы занимались тем, что непосредственно должны делать: контролем рожденных ими же ДЭЗов, ГУИСов, ЕРЦ, УК, ТСЖ, ЖСК. Вместо этого они симулируют, показывая видимость деятельности и «выпуская пар» через бумаготворчество.

Начальник ЕРЦ в апреле 2011 года после моих претензий по поводу неправильных расчетов платежей за коммунальные услуги сослалась на письмо Департамента инженерного обеспечения от 10.05. 1995 года № 2-796/3, подписанное руководителем департамента Матросовым. Начальник ЕРЦ утверждал, что это действующий документ, поскольку его никто не отменял.

Думаю, если вы скажете, что это бред, то будете правы! Сколько подобных писем существует? Этого никто не знает!

Считаю, читать творчество, в частности, московских чиновников, просто невозможно. Половину документов они попросту дублируют, утверждая, что они сокращают «оригиналы» для народа.

Например, 13.07. 2010 года правительством Москвы был утвержден «Временный регламент на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД», разработанный ГУП Москвы «Нормативно-исследовательской станцией». Этот Регламент, который проходил согласование и утверждение в течение полугода, представлял собой «огрызок» от существующего и действующего до сих пор Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170, который в свое время был написан профессионалами. Зачем этот полуфабрикат?

Другая половина выпущенных документов противоречит друг другу. По моему мнению, чем ниже статус документа, тем дальше его концепция улетает от основного Жилищного Кодекса РФ. Зачем нам столько законодательной макулатуры ЖКХ?

Альтернатив для российских граждан осталось мало

Современное жилищное законодательство РФ базируется на Жилищном кодексе 2004 года и действует с момента введения ЖК РФ – с марта 2005 года. Этот документ, как мне кажется, как никакой другой, является практически применимым.

Раньше все жилье было государственным. Но за последние десять лет все в корне изменилось. И у нас нет альтернативы лучше, чем приватизировать жилье, которое, быть может, никогда не ремонтировали, или горбатиться добрую половину жизни, чтобы заработать деньги на приобретение квартиры, а потом – тратить вторую половину жизни на заработки для того, чтобы эту квартиру обслуживать. Причем обслуживать – это значит «кормить» чиновников от ЖКХ.

Считаю, почти никто из специалистов управления и контроля за ЖКХ, Жилищного законодательства, не понимает. И не стремится этого знать. Очевидно, им итак хорошо.

Считаю, многие из них пытаются заниматься критикой Жилищного кодекса, так и не разобравшись в сути этого документа.

Так мы и живем. И пока тебя не коснется беда, пока ты всей кожей не почувствуешь безразличие и вседозволенность безмолвной и враждебной власти, их презрение и равнодушие к тебе, то кажется, что все терпимо.

Конечно, закон в области жилья всем законам закон. Ведь этот Кодекс, как говорят, произвел революцию в жилищном законодательстве. Он отдал в руки каждого человека собственность и назвал его собственником. Во-первых, этот закон отдал в собственность не все, а во-вторых – приватизация в России произошла не лучшим образом.

Однако Кодекс определил, что в России существует три вида собственности: государственная, муниципальная и частная. Попробуем посмотреть, как делится собственность в многоквартирный дом (МКД). Понятное дело, что квартира на праве частной собственности принадлежит собственнику, который обслуживает и ремонтирует принадлежащие ему объекты, оплачивает за коммунальные платежи.

Оставшееся имущество в доме принадлежит всем собственникам, как того требует законодательство, пропорционально площадям жилых помещений собственников, что вполне логично. Получается, что право собственности в ОДС делится между собственниками: чем больше квартира, тем больше доля собственности в каждой группе общего имущества. Доля собственника может достигать 10%, 50% и 100%. Это относится и к общедомовому имуществу. Таким образом, на общем собрании собственники имеют разное количество голосов, которое зависит от суммарной площади жилых помещений, которые им принадлежат. Для того, чтобы определить эту долю общего имущества в многоквартирном доме, необходимо рассчитать коэффициент пропорциональности, который бы определил пропорциональность, связывающую площадь квартиры и общедомового имущества. Для серийных проектов, для которых характерны большие холлы и широкие лестницы, этот коэффициент составляет 20-30 %. В знаменитых «хрущевках» этот коэффициент спускался до 13-17%.

Кто должен ремонтировать дом?

Уменьшение размеров общедомового имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников. Голосование проводится не по количеству собственников, а по величине доли, которую имеют собственники в праве собственности на общедомовое имущество.

Конечно, желательно, чтобы ремонт и обслуживание дома проводились профессионалами, например, специалистами от поставщиков коммунальных ресурсов, соответствующих внутридомовых инженерных систем. Однако договариваться с РСО сложно и лень, поэтому проще использовать уже существующие годами ЖЭКи и ДЭЗы. Работы, проводимые в доме, касаются общедомового имущества собственников, а не их жилых помещений. Оплата за ремонт должна привязываться к доле ОДС (общедолевой собственности) каждого собственника. Это логичное правило почему-то постоянно нарушается. Плата за содержание и ремонт общедомового имущества собирается с жилого помещения. Сколько фактически потрачено средств по этой строке в платежке не знает никто!

По остальным строкам платежек тоже есть свои нюансы. Но все сводится к одному: мы с вами платим, полагаю, в разы больше положенного и никого это не смущает. Зачем, скажите на милость, мы платим за обслуживание так называемого домофона? Эта железяка вполне примитивная и никакого обслуживания не требует. В случае его поломки, можно внести данный факт в договор и потом просто заплатить за ремонт домофона. Ведь мы не платим за обслуживание купленного телевизора, хотя по сложности обслуживания и изготовлению – это несравнимые вещи.

В нашем доме, например, обслуживание домофона обходится в 600 рублей за год с каждой квартиры, то есть 158 400 рублей наличными. А если умножить на пять или десять лет? Сколько, вы думаете, стоит сам домофон? Да он, получается, золотой, как унитаз у шейха.

Попытки решения подобных вопросов с УК и ЖСК остаются тщетными. Управдомы пишут в платежках все, что им вздумается, собирают наличными за все, с чего можно и нельзя и меть доход.

Выход из создавшегося положения вижу один – рассчитать свою долю в общедомовом имуществе и платить строго за ремонт этой доли.