Думский комитет по безопасности рекомендовал в четверг к одобрению во втором чтении поправки к закону «О прокуратуре РФ», которые устанавливают жесткие правила и сроки для прокурорских проверок. Члены комитета в четверг утверждали, что поправки принимаются в интересах бизнеса. Однако законопроект появился в Госдуме почти два года назад благодаря настойчивости правозащитников из «Мемориала», «Агоры» и других НКО, которые жаловались в Конституционный суд (РФ) на неправомерность прокурорских проверок.

Думский комитет по безопасности и противодействию коррупции подготовил в четверг ко второму чтению правительственный законопроект, который четко устанавливает сроки прокурорских проверок. Помимо этого, законопроект дополняет закон «О прокуратуре РФ» новыми нормами, прописывая права и обязанности как для проверяющих (работников прокуратуры), так и для проверяемых (органы и организации).

Сроки ко второму чтению проекта остались те же, что предложило правительство: проверка не может длиться дольше 30 календарных дней. Если для «проверки исполнения закона» этого не хватит, то проверяющие с санкции прокурора смогут продлевать работу (каждый раз не более чем на 30 дней), но в общей сложности проверка не может длиться дольше шести месяцев. «При необходимости проведения специальных исследований, экспертиз, ревизий, получения дополнительных информации и документов» проверка может быть приостановлена, но максимум на шесть месяцев. Длительность приостановки в этом случае не засчитывается в срок проводимой проверки.

Уточнили депутаты и права проверяющих и проверяемых. В частности, правительственный вариант запрещает прокурорским работникам запрашивать во время проверки «информацию и материалы, не обусловленные целями проверки». Но первый зампред комитета по безопасности Эрнест Валеев («Единая Россия») считает, что «если в ходе проверки получены сведения, которые говорят о наличии в деятельности проверяемой организации иных нарушений законов, требующих реакции прокурора, то может быть принято мотивированное решение о расширении предмета проверки для эффективного и оперативного реагирования». Члены комитета единогласно поддержали эту поправку, как и 16 остальных, которые предложил ко второму чтению господин Валеев.

«Цель одна — снизить давление со стороны госорганов на российского предпринимателя, в первую очередь на малый бизнес»,— пояснил коллегам смысл законопроекта глава комитета единоросс Василий Пискарев. Для большей убедительности депутат сослался на президентское послание 2016 года, напомнив, что Владимир Путин «потребовал серьезно совершенствовать работу контрольно-надзорных органов, осуществляющих проверку работы бизнеса».

«Жаль, что при подготовке ко второму чтению не было консультаций с представителями бизнес-сообщества»,— заявил “Ъ” зампред думского комитета по госстроительству Рафаэль Марданшин («Единая Россия»), который занимается в том числе декриминализацией экономических преступлений. «Регламентация проверок — это всегда неплохо»,— заявила “Ъ” директор Центра мониторинга законодательства РСПП Ирина Котелевская, которая, как и господин Марданшин, не смогла прокомментировать решение думского комитета, так как не знала о том, что в Госдуме есть такой законопроект.

Отметим, что законопроект правительство разработало и внесло в Госдуму в исполнение решения КС, который потребовал установить «предельные сроки проведения проверок органами прокуратуры». КС принял постановление 17 февраля 2015 года по жалобе правозащитников из объединений «Агора», «Мемориал», «Гражданское содействие» и других общественных организаций, которые после принятия закона об НКО—иностранных агентах тогда проверяла прокуратура. Законопроект поступил в Госдуму в августе 2015 года, в первом чтении был одобрен в октябре 2015 года.