Третий по размерам город в Челябинской области – Златоуст – второй день буквально гудит по поводу беспрецедентного уголовного дела в отношении учителя в школе, где обучаются дети всей местной элиты. Ситуацию живо, порой до хрипоты в голосе, обсуждают буквально всюду: в общественном транспорте, в магазинах, за соседним столиком в кафе. Сама педагог, которая после 26 лет работы в своем образовательном учреждении получила подписку о невыезде и о надлежащем поведении, в среду была отстранена от работы. Впрочем, за две недели до конца года учебный процесс и так оказался фактически сорван нашествием чиновников и журналистов. С места событий передает корреспондент Znak.com.

Школа №10 с углубленным изучением иностранного языка для Златоуста – если не достопримечательность в чистом виде, то по-настоящему значимое, можно даже сказать, знаковое учреждение. Её ученики регулярно занимают призовые места на российских и международных олимпиадах, а в числе выпускников – действующие депутаты, успешные бизнесмены, известные политики и общественные деятели. Поэтому возбуждение уголовного дела в отношении заслуженного педагога, отдавшего школе четверть века, стало подлинным шоком не только для педколлектива.

Тем более что даже директор и коллеги Татьяны Порсевой узнали об этом из сообщений СМИ. Официальное же уведомление о возбуждении дела поступило электронным письмом из прокуратуры только утром 11 мая. И лишь в районе обеда соответствующая бумага была доставлена сотрудниками надзорного ведомства. Ее появление почти не заметили, потому что еще с вечера накануне школу фактически взяли в осаду журналисты, а утром из Челябинска приехали первый заместитель областного министра образования и науки Елена Коузова и уполномоченный по правам ребёнка в регионе Ирина Буторина.

«Анонимка на Татьяну Леонидовну поступила в прокуратуру в марте 2016 года, – рассказала корреспонденту Znak.com директор школы №10 Галина Жандарова, более 20 лет проработавшая с Порсевой. – Прокуратура тогда проводила проверку, и в итоге подтвердился только факт домашних заданий».

«Домашки» первоклассникам, как и отметки за их выполнение, не предусмотрены современными образовательными стандартами младшей школы. Директор учреждения разделяет искреннее недоумение многомиллионной аудитории разразившегося скандала по всей стране: что же так возмущает автора доноса, который привел (или, как выяснилось, все-таки привела) своего ребенка в элитную школу и теперь возмущается повышенными требованиями со стороны педагога. В которых к тому же выпускники прежних лет вообще не увидели ничего выходящего из ряда вон: всем, кто помнит еще советскую школу, даже в первом классе задавали домашние задания, которые к концу учебного года уже точно оценивались по пятибалльной системе.

- Наши дети регулярно выигрывают олимпиады и другие конкурсы, а на одном программном материале далеко не уедешь, – продолжает Жандарова. Что касается психологического и физического воздействия на детей, то, по словам директора, об этом в анонимке сказано без всякой конкретики. Ничего подобного родители учеников класса на проведенном родительском собрании не подтвердили. «Возможно, в индивидуальной беседе с прокурорскими работниками они были более откровенны, но мне об этом ничего не известно», – добавила руководитель учреждения.

Татьяну Порсеву обвиняют не просто в ненадлежащем исполнении обязанностей педагогического работника по воспитанию несовершеннолетних, но и в том, что это ненадлежащее исполнение было сопряжено с жестоким обращением с детьми (ч. 1 ст. 156 УК РФ). Именно такая формулировка «напрягла» федерального уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, отчет для которого по итогам своей поездки в Златоуст предстоит написать областному уполномоченному Ирине Буториной.

Могла ли учитель позволять себе повышать голос и оскорблять своих подопечных, коверкая их фамилии и обзывая обидными словами? Хватала ли она тетрадку и возила ли ею по лицу ученика, который провалил задание? И имел ли место факт, когда девочку педагог просто не отпустила в туалет, из-за чего та в конце концов была вынуждена попасть в неловкую (если не сказать катастрофическую, учитывая возраст первоклашек) ситуацию перед своими сверстниками? Галина Жандарова уверена, что все это – не более чем домыслы: когда во всех классных кабинетах начальной школы, как и во всех коридорах и рекреациях, установлены видеокамеры, любые случаи рукоприкладства сразу стали бы известны руководству, а потому, считает директор, просто исключены.

При этом в школе признают: у Татьяна Леонидовны действительно непростой характер, который многим кажется излишне строгим и даже безапелляционным. Но является ли это профессиональным недостатком педагога, да еще в элитной школе? «Бывают родители, которые и сами не справляются со своими детьми и при этом не разрешают никому другому взять их в руки», – рассуждает Галина Жандарова о возможных причинах конфликта. И снова недоумевает: почему сигнал ушел сразу в прокуратуру, а не директору, не в школьную комиссию по урегулированию споров?

По словам директора, прецедент, который возник в златоустовской школе, свидетельствует о нездоровой тенденции: в последние годы складывается такая ситуация, что учитель становится фактически бесправным перед прихотью родителей и учеников, с подачи которых могут начаться унизительные для звания и достоинства педагога проверки. И даже, как показывает новая практика, возбуждаться уголовные дела.


Галина Жандарова утверждает, что понятия не имеет, кто автор анонимки. Сама Татьяна Порсева знает своего обвинителя. «Мне это очень странно, – рассказала она журналистам, еще успевшим застать ее на рабочем месте. – Чудная девочка, чудная мамочка, никаких претензий. Мало школы – девочка провела со мной десять дней в оздоровительном лагере на осенних каникулах, и тоже ничто не предвещало беды».

- Когда мне пришло уведомление о возбуждении уголовного дела, у меня был шок. Если, как пишет автор анонимки, я третировала детей с сентября по апрель, – почему родители вообще водили девочку в школу? – не понимает обвиняемая в жестокости учитель.
В правоохранительных органах подробное содержимое анонимной жалобы, ставшей поводом для прокурорской проверки и передачи её материалов в полицию, не разглашают. Представители прокуратуры Златоуста вообще отказываются от комментариев: в связи с повышенным общественным резонансом дела из Генпрокуратуры прямо в Златоуст была спущена «рекомендация» воздерживаться от общения с прессой. Такие же рекомендации получила местная полиция, однако, по словам специалиста по связям со СМИ Златоустовского ОМВД Ольги Аристовой, следователям, собственно, пока и рассказывать нечего.

«Прокуратура быстро провела проверку, материалы были переданы в отдел дознания, – сообщила Ольга Аристова корреспонденту Znak.com. – В связи с резонансностью дела оно передано из дознания в следствие, и сейчас расследование только начинается. Сотрудникам предстоит пообщаться со всем классом, провести свои проверки, чтобы определить, имеется ли вообще в деле состав преступления. Отказ от комментариев понятен: учительница известна на весь город!»

Город, к слову, разделился в своём отношении к «делу Порсевой» буквально напополам. Едешь в такси, и водители не говорят ни про дороги, ни про цены на бензин – говорят о том, права учительница или нет. Таксист Николай считает, что педагог, заставлявшая детей учить «сложные стихи», делала своё дело: не просто развивала детскую память, а учила их патриотизму. «Стихи-то наверняка были о родине, о комсомоле!», – рассуждает он.

В сложном положении оказались родители других первоклашек. В классе Татьяны Порсевой учится 26 ребят. Сегодня родители сами организовали внеочередное собрание, несмотря на разгар рабочей недели и дневное время. Пришли в школу, чтобы докопаться до истины: кто же из них обратился в прокуратуру, не попытавшись решить дело миром.

– Мы же всё понимаем, у кого-то могут быть и обиды на строгого преподавателя, – рассказал утром 11 мая корреспонденту Znak.com отец одного из первоклассников, попросивший указать только его имя – Александр. – Но почему вот так, молча, сразу идти в прокуратуру? Как эта ситуация теперь повлияет на других детей? Сегодня соберемся, попытаемся выяснить причины этого заявления. Я даже слышал версию, что настоящим инициатором была не чья-то мама, а отец, имеющий отношение к силовым структурам. Тогда это тем более странный поступок. Татьяну Леонидовну обвиняют в жестокости, но мы-то видим её отношение к детям».

Другой пришедший на собрание отец, Игорь Дронов, тоже говорит, что ему и его знакомым из класса ничего не известно о какой-то жестокости со стороны преподавателя. Дронов полагает, что его ребёнок не стал бы ничего скрывать и обязательно рассказал бы о чем-то подобном дома, даже если бы жестокое обращение было проявлено не в отношении него самого. Игоря поддерживает Елена Дьячкова, бабушка первоклассника и мать уже двух выпускниц школы №10. «Мой внук может заявить, что не хочет что-то читать, что-то писать. Но никогда я от него не слышала, что он не хочет идти в школу, всегда на занятия идёт с радостью!» – рассказала Елена Валентиновна.


В ходе собрания, на которое пришли отцы и матери 18 первоклассников, выяснилось, что большинство родителей заподозрили в авторстве анонимного заявления Елену, маму первоклассницы Ани. Однако женщина эти обвинения с негодованием отвергла. По ее словам, в правоохранительные органы она никогда не обращалась. «У нас были проблемы с успеваемостью, ребёнок не могла с ходу войти в школьный ритм. Но никакого конфликта с Татьяной Леонидовной не было никогда!» – заявила Елена на собрании.

Прибывшие в школу Елена Козова и Ирина Буторина оказались крайне осторожными в оценках ситуации. Детского омбудсмена, по её словам, больше интересовал не сам факт возбуждения уголовного дела в отношении педагога младших классов, а судьба подопечных Порсевой. Однако никаких недостатков в работе Порсевой и педагогического коллектива в целом чиновники не выявили. «Я сама – педагог с многолетним стажем, – напомнила Елена Коузова. – Пообщалась с первоклассниками, с родителями, с самой учительницей. Я вижу хорошего, опытного, адекватного педагога младших классов!»

Понятно, что и директор школы, и замминистра заинтересованы в первую очередь в том, чтобы скандал в Златоусте не набирал новые обороты. Аргументов в пользу Порсевой у её коллег и местных сотрудников управления образования множество, в основном – активная жизнь класса, включающая поездки в лагеря и походы в театр, отсутствие жалоб в прежнем профессиональном бэкграунде педагога. Впрочем, мнение чиновников разделяют и бывшие ученики Татьяны Леонидовны.

«Она действительно казалась всем очень строгой, – рассказали корреспонденту Znak.com десятиклассники МОУ №10, для которых Татьяна Леонидовна была первой учительницей. – «Дрючила» нас, но вот сегодня никто об этом не жалеет. Скорее, наоборот. И чтобы кого-то била или унижала – такого никогда не было!»
По мнению школьников, скорее всего, на педагога нажаловался кто-то из родителей, чей ребенок отличался регулярными опозданиями. Татьяна Леонидовна таких не пускала на урок, заставляя звонить родителям, и возвращала в класс только после приезда мам или пап. «Вот они и рассвирепели!» – уверены учащиеся школы.

На сегодня ситуация в златоустовской школе такова: с 12 мая и до окончания следствия Татьяна Порсева официально отстранена от работы с детьми. Полицейские следователи не пожелали общаться не только с прессой, но и с детским омбудсменом (беспрецедентный, надо отметить, случай, который, скорее всего, еще получит свое развитие), а прибывшая в школу на встречу с Коузовой и Буториной помощник прокурора Златоуста ограничилась передачей руководству учебного заведения представления об устранении выявленных нарушений. Оно как раз касается «вопиющего» факта ставших обязательными для подопечных Порсевой домашних заданий.

На родительском собрании за закрытыми дверями мамы и папы так и не нашли, кто виновен в переполохе, своё личное мнение они будут выражать уже на опросах в полиции. Впрочем, дойдет ли до этого само дело – большой вопрос. Перспективы у него достаточно шаткие, особенно если учесть, что Татьяна Порсева действительно известный в городе человек.

– Единственным шансом у следствия довести дело до суда остаётся психологическая экспертиза ребёнка, чей родитель выступил автором анонимки, – оценил ситуацию помощник детского омбудсмена Игорь Майоров, сам в прошлом – офицер полиции. – Если экспертиза подтвердит наличие психической травмы у ребенка, тогда есть смысл говорить об уголовной ответственности. В противном случае придётся прекращать дело за отсутствием состава преступления.

– А родительское собрание напоминало советский фильм «Гараж», – поделился с корреспондентом Znak.com отец одного из первоклассников. – Все пришли, сели, припомнили друг другу, кто как участвовал в жизни класса, попробовали найти виноватого… Обидно за ребятишек, которым осталось учиться несколько дней: они ведь после сегодняшнего общения с большими тетями и исчезновения учителя действительно могут получить уже не выдуманные душевные травмы!