Жители самого обеспеченного продуктами питания муниципального района России, обнаруженного «Медузой» в Чечне в феврале 2016 года, сильно обеднели. Если верить данным Чеченстата, они потратили на еду в 2015-м в 52 раза меньше денег, чем годом ранее. Журналист «Медузы» Денис Дмитриев рассказывает об удивительной аномалии чеченской статистики.
В начале февраля «Медуза» обратила внимание, что Шаройский район Чечни, судя по официальной статистике, — рекордсмен России по расходам на продукты. Каждый житель этого района в 2014 году якобы тратил на продукты около 30 тысяч рублей в месяц, а общая сумма продаж продуктов уже несколько лет подряд превышала миллиард рублей.

Совсем недавно Чеченстат опубликовал статистику за 2015 год. Новые данные свидетельствуют: Шаройский район из самого обеспеченного превратился в самый бедный — жители района потратили на еду на 98,08% меньше денег, чем в 2014-м. В 2015-м в этом муниципальном районе продали продуктов всего на 21 миллион рублей, а каждый житель тратил на еду менее семи тысяч в год.

Существенные статистические изменения коснулись всех районов Чечни, кроме Курчалойского. В 11 районах из 17-ти падение продаж составило от 20 до 98%. При этом в целом по республике зафиксирован рост в 39%, а в Грозном продажи выросли более чем в три раза.

В предыдущей публикации «Медуза» обратила внимание на еще одну статистическую странность. В 2013-м и 2014-м во многих районах Чечни расходы на еду на душу населения удивительным образом были равны средним данным по республике. Это позволило нам предположить, что статистика по продажам продуктов питания в муниципалитетах была «нарисована» сотрудниками Чеченстата. В 2015 году такой закономерности не наблюдается: распределение похоже на данные в других субъектах РФ (с максимальным показателем в региональной столице).

Для расчетов данных за 2013 год мы взяли население Чечни на 1 января 2014-го, за 2014 год — среднегодовую численность населения. Для 2015 года пришлось взять численность населения на 1 марта 2016 года, поскольку в отчете на 1 января 2016 года сотрудники Чеченстата потеряли 161999 человек — городское население Гудермесского, Урус-Мартановского и Шалинского районов.

* * *

Опубликовав новые данные, сотрудники Чеченстата не исправили явно ошибочные показатели за 2014 год. При этом с сайта убрали отчеты за 2011, 2012 и 2013 годы.

Добиться комментариев сотрудников Чеченстата оказалось невероятно сложной задачей. Больше всего нам хотелось поговорить с начальницей профильного отдела ведомства — отдела статистики предприятий, строительства, торговли и услуг Хавой Абушевой. По ее рабочему номеру никто не отвечал с вечера 10 мая. Связаться с Абушевой удалось с помощью сотрудника другого отдела, который пригласил ее к телефону. Сотрудница Чеченстата выслушала первый вопрос, после чего связь неожиданно прервалась; через минуту к номеру подошел другой человек и объяснил, что Абушеву внезапно вызвало начальство. До конца рабочего дня она так и не вернулась. На следующее утро по тому же номеру сотрудник сообщил, что Абушева ушла в отпуск «со вчерашнего дня». Спустя несколько минут эти сведения опровергла сотрудница, которая подошла к рабочему телефону главы Чеченстата Рамзана Дигаева — возможно, его секретарь. Когда корреспондент «Медузы» сообщил об этом человеку, временно взявшему на себя функции представителя Абушевой, тот сказал «вы не туда попали» и бросил трубку.

Редакция «Медузы» надеялась получить любые комментарии Чеченстата, поэтому корреспондент звонил не только Абушевой, но и всему руководству ведомства: Рамзану Дигаеву и двум его заместителям — Ахмеду Байсарову и Асияхат Магомадовой. Письменные вопросы мы отправили по электронной почте. Судя по заявлениям человека из приемной Дигаева, глава ведомства и его заместитель Ахмед Байсаров в последнее время находятся в отъезде. Байсаров один раз ответил по мобильному телефону, сообщив, что он за рулем, а связь очень плохая, и попросил отправить вопросы почтой. Больше он к телефону не подходил.