Минкульт продлил сразу на десять лет аккредитацию Российскому союзу правообладателей (РСП), совет которого возглавляет кинорежиссер Никита Михалков. Единственным конкурентом союза на конкурсе оказалась спортивная федерация боксеров, заявку которой не допустили к рассмотрению. Таким образом, РСП продолжит взимать однопроцентный сбор с импортеров электроники и носителей информации, несмотря на возражения Минкомсвязи и участников отрасли.

В пятницу профильная комиссия Минкульта рекомендовала министерству продлить аккредитацию РСП в сфере коллективного управления авторскими правами еще на десять лет. Впервые РСП получил аккредитацию в 2010 году на пять лет. По правилам комиссии во второй и последующие разы аккредитация может быть выдана на больший срок. Решение было принято единогласно, члены комиссии лишь посоветовали "обратить внимание РСП на необходимость усиления взаимодействия с изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения", говорится в сообщении на сайте ведомства.

Кроме РСП заявку на аккредитацию подавала также региональная организация Федерация савата, но ее представители не были допущены к заседанию комиссии из-за несоответствия представленных документов законодательству. По данным Kartoteka.ru, организация ведет деятельность в области спорта (сават — разновидность бокса), ее возглавляет чемпион страны по рукопашному бою Газимирза Газитеев. В Минкульте не смогли оперативно прокомментировать заявку федерации. Аккредитованные общества и раньше выставляли против себя на конкурсы аффилированные и не способные составить конкуренцию организации, но сейчас РСП действовал особенно неприкрыто, уверен омбудсмен в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов.

За последние два года сроки аккредитации продлили еще трем организациям по коллективному управлению правами. В 2014 году право взимать десять лет сбор за публичное сообщение в эфир или по кабелю фонограмм получила Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). А годом ранее аккредитацию на сбор авторских вознаграждений на десять лет продлили Партнерству по защите и управлению правами в сфере искусства и Российскому авторскому обществу (РАО). Все четыре организации управляются одним менеджментом. Недавно РАО, РСП и ВОИС заявили об объединении в профсоюз деятелей культуры — Российское авторское общество. По данным Kartoteka.ru, РАО уже сменило название, но при этом все три общества по-прежнему являются отдельными юридическими лицами.

"Лучшим комментарием к деятельности РСП является отчетность общества, в последней из которой говорится об итогах 2013 года",— считает представитель ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов. Тогда разница между сборами и распределенным вознаграждением превысила 1 млрд руб. Кроме того, говорит господин Гуськов, "подразумевается, что сборы должны компенсировать потери авторов от копирования и распространения контента, но нет никаких исследований, показывающих размер упущенной выгоды для правообладателей". В аккредитационной комиссии, напротив, отметили "положительную динамику РСП по сбору и выплате вознаграждения правообладателям". Из материалов на сайте РСП следует, что в 2013 году союзу удалось собрать 3,4 млрд руб., авторам РСП выплатил 2,2 млрд руб.

"Система сборов и выплаты вознаграждений авторам за частное копирование в целом архаична и нуждается в пересмотре. Сейчас копирование на физические носители не осуществляется в прежних объемах, контент часто хранится на облачных серверах",— рассуждает господин Гуськов. По его словам, деятельность РСП также создает неконкурентную обстановку на рынке: у РСП заключено 86 контрактов, союз явно не охватывает весь рынок, и часть компаний не платит отчисления. По мнению господина Семенова, распределение собранных денег имеет "крайне слабое отношение к компенсации действительного копирования кино и фонограмм в личных целях". "Но правильную структуру выплат иностранцам и российским правообладателям никогда не покажут, поскольку тогда придется платить Голливуду до 90% за кино и около половины — за иностранные фонограммы",— добавляет он. О непрозрачности и недостаточной эффективности аккредитованных обществ ранее упоминала и Минкомсвязь. В августе министерство предлагало перейти на договорной принцип управления авторскими правами: действующая схема управления не предполагает обязательных договоров с правообладателями. Минкульт в ответ предложил сформировать попечительский совет и проводить аудит обществ.