29 октября на Арт-площадке PAPER на Красном Октябре эксперты некоммерческого сектора обсуждали результаты исследования массовых частных пожертвований, проведенного фондом CAF Россия совместно с компанией Synovate Comcon.

В исследовании «Сострадание и спонтанность: частные пожертвования в России» анализируются основные благотворительные привычки россиян – частота и размер пожертвований в НКО, способы совершения пожертвований, основные источники информации и предпочитаемые сферы помощи, а также барьеры и драйверы частной благотворительности.
Собравшиеся обсуждали результаты исследования и то, что в связи с ними делать. «Мы проводили исследование для того, чтобы создать еще один повод для обсуждения частной благотворительности в СМИ, тем самым привлекая к ней общественное внимание. И нам, конечно, важно расширить корпус знаний о благотворительности в России. Надеемся, что результаты исследования смогут использовать те, кто занимается фандрайзингом при построении своих стратегий», - пояснила цели исследования Мария Черток, директор CAF Россия.

Результаты, с одной стороны, весьма оптимистичны: более 40% населения (в абсолютных цифрах – 33 млн. человек) совершали денежные пожертвования в некоммерческие организации за последние 12 месяцев. Исследование позволяет предположить, что только городское население России в год жертвует в НКО около 160 миллиардов рублей. С другой стороны, пожертвования совершаются спонтанно, недоверие к НКО и непонимание их ценности все еще велико. Данные исследования, к тому же, получены при опросе жителей больших городов, а ситуация в малых городах и сельской местности существенно отличается.

Людмила Новиченкова, директор по маркетингу и коммуникациям Synovate Comcon поделилась своими впечатлениями: «В качественной части исследования мы столкнулись с тем, что стереотипы о благотворительных организациях, которые, как нам казалось, себя изжили, все еще существуют, хотя НКО шагнули уже далеко вперед. Те, кто не отвергают возможность пожертвований НКО, но тем не менее не делают этого, по-прежнему не понимают, зачем они нужны».

О необходимости вовлекать в благотворительность людей, живущих далеко от столиц и областных центров говорил Дмитрий Алешковский, руководитель программы “Нужна помощь.ру”: «Среднее лицо жертвователя - образованный человек с хорошим доходом, житель большого города. Когда мы доберемся до аудитории из маленьких городов, жертвующей по 50 рублей, тогда можно будет считать, что сдвиг произошёл».

Ирина Меньшенина, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров отметила, что результаты исследования приложимы к работе любых организаций: «Каждый может сделать прагматичные выводы для себя, к кому и как обращаться при фандрайзинге. В России мало кто занимается «поднятием прилива», в котором каждая лодочка, большая и маленькая еще лучше поднимется и продолжит свое плаванье. После этого исследования я вижу, что нам, Ассоциации фандрайзеров, можно и стоит делать. И хотелось бы, чтобы через какое-то время были бы повторные замеры – что изменилось».

Особый интерес вызвал «портрет жертвователя». Главными жертвователями оказались «активные хипстеры» и «отзывчивые женщины». Алексей Чесноков, куратор благотворительных акций краудфандинговой платформы Planeta.ru сопоставил результаты исследования с собственным опытом: «Многие черты совпадают с тем, что мы нашли у пользователей нашего портала. Совпадает средний размер пожертвования - с точностью до нескольких рублей. Основная наша аудитория - "добрые хипстеры", жертвователи от 18-40 лет».

Тему продолжила Екатерина Бермант, директор фонда «Детские сердца». «Наша аудитория – это хипстеры и их мамы. Это удивительная вещь: мы воспитали мам, которые смогли передать это детям. Мы сейчас работаем с семьями»