Татьяна Пашкова

Мэрия Екатеринбурга признала старт проекта платной парковки в центре города удачным. Правда, пока удача измеряется в основном собранными деньгами. Действительно ли с помощью 400 парковочных мест удалось «разгрузить» центр мегаполиса, в котором только по официальным данным более 700 тыс. авто, судить еще рано.

Мнения уральцев разделились: кто-то одобряет платные парковки, кто-то указывает на то, что «лучше бы метро (детские сады, подземные паркинги — нужное подчеркнуть) строили». И те, и другие при этом составляют инструкции, как не платить за парковку и не получить за это штраф.

Паркоматы — терминалы для оплаты стоянки — начали работать в центре Екатеринбурга в мае этого года. Оглядывались на опыт Москвы — здесь зоны платной парковки действуют с 2012 г. и сейчас подобрались к границе Третьего транспортного кольца. В Екатеринбурге час парковки стоит 30 рублей, платных мест пока 450, они сосредоточены в пределах улиц 8 Марта, Попова, Хохрякова и Сакко и Ванцетти.

Главный специалист отдела организации транспортного обслуживания Екатеринбурга Роман Бараковских в эфире ЕТВ заявил, что эффект от нововведения появился практически сразу же.

«С первых дней запуска мы наблюдаем, что там, где невозможно было припарковаться, теперь можно сделать это спокойно»,
— Роман Бараковских

Паркоматы обошлись городу в 18,5 млн руб. На сегодня с автомобилистов удалось собрать 1,5 млн руб. За июль, к примеру, стоянку оплатили 14 тыс. раз. Цифра неплохая, но только зарегистрированных автомобилей в Екатеринбурге — более 700 тыс. Плюс те, кто приезжает в город из области. Где они теперь паркуются, администрация пока не очень понимает. Вероятно, кто-то начал ставиться во дворах, заметил представитель Свердловского комитета по защите прав автомобилистов Дмитрий Ларионов. Жители центра, впрочем, про «дворянский» лайфхак давно знают, о чем можно судить по многочисленным шлагбаумам перед домами.

Бараковских полагает, что «многие просто отказались от поездок в центр на целый день». Верится с трудом: вряд ли большинство трудоспособного населения города внезапно и одновременно уволилось или перешло на удаленную работу. Скорее всего, народ теперь паркуется подальше от центра, что вряд ли приносит радость автовладельцам и тем, кто в этом «подальше» живет или работает.

Именно так получилось в Москве. В начале 2014 г. Яндекс-Пробки подсчитали, что в пределах Садового кольца с его платными парковками среднее время поездки сократилось на 18%, а загруженность дорог снизилась на 15%. Зато там, где парковки оставались бесплатными, загруженность в 2013 г. чуть выросла. Объясняют это как раз тем, что владельцы авто теперь оставляют их там, где платить за парковку не нужно.

В Екатеринбурге пока вопросов о пользе парковки за 30 рублей в час больше, чем ответов. Один из самых насущных — штрафы за неоплаченную парковку. Они варьируются от 1 до 3 тыс. рублей, но при этом не выписываются автомобилистам до сих пор. Возможно, говорит Роман Барановских, штрафы начнут приходить нарушителям этой осенью.
На старте проекта санкции на водителей налагать было невозможно из-за трудностей в общении областного ГИБДД и мэрии Екатеринбурга. Дорожная полиция возмутилась тем, что городские власти не собираются передавать им данные о «клиентах» парковок, придумав для сбора штрафов какую-то структуру внутри мэрии. «Город», в свою очередь, обвинял ГИБДД в нежелании налаживать процесс коммуникации и в каких-то еще противодействиях.

Теперь работа с ГИБДД налажена, говорит Роман Бараковских. Штрафы будут выписывать все-таки областные «гаишники». Машины городской службы автопарковок ездят мимо стоянок каждые 15-20 минут и фиксируют номера припаркованных машин. Сведения о них передаются в ГИБДД, которая выписывает штрафы. Почему это до сих пор не работает, Бараковских внятно не объяснил. По его словам, систему выдачи штрафов нужно «не просто запустить, но и усовершенствовать».

К слову, по данным администрации города, от 30 до 40% тех, кто пользуется платной парковкой, не оплачивает ее (показатель, вообще-то, гигантский, с учетом небольшого числа мест). Кому-то, быть может, дорого, но в администрации цену в 30 рублей/час называют низкой (в Москве цена варьируется от 40 до 130 рублей за час). А кто-то, возможно, не может совладать с паркоматами. Горожане жалуются, что терминалы неудобны, плохо реагируют на прикосновения к сенсорному экрану. Кроме того, многих не устраивает невозможность оплатить парковку наличными: сделать это можно только с помощью банковской карты, SMS или Е-карты. В мэрии говорят, что опция оплаты наличными так и не появится. «Мы живем в XXI веке, мобильный телефон есть у каждого», — заметил Роман Бараковских.

Автомобилисты отреагировали на появление платных стоянок по-разному. «Мне не в лом заплатить 30 руб., зато я точно знаю, что есть место для стоянки. Ноют офисные хомяки, которые кидали свои ведра на целый день», — пишет, к примеру, один из посетителей известного автофорума. Другой все-таки немного думает об обществе, которому, пожалуй, не повредит некоторое уменьшение количества авто на дорогах хотя бы в будние дни: «Раньше из Первика, из Ревды, из Заречки люди утром собирались в одну машину по четверо и ехали в Ебург на работу, а вечером домой. Сегодня это не так, каждый на своем ведре.... поймут что в день на стоянку надо отдавать по 300 рублей все по другому будет» (орфография и пунктуация сохранены). Кто-то, не стесняясь, признается в том, что знает способы избежать хоть штрафа, хоть другого наказания: «Я за платный центр, а так у меня номера сьемные, я не парюсь, а статья (если не под знаком) эвакуацию не предусматривает».

Москвичи же за 2,5 года существования оплачиваемых стоянок научились многим хитростям. Во-первых, это, конечно, заклеивание госномеров листами бумаги или чем придется. Как говорят знающие люди, автомобиль Центра обеспечения дорожного движения (ЦОДД) не имеет права во время работы делать остановки и тем более что-то делать с авто — задача ЦОДД только фиксировать. Кто-то ездит с грязными номерами. Штраф за это небольшой, и получить его можно только при езде, а стоящую машину за грязные номера не штрафуют. Кроме того, в платной зоне есть улицы, где парковаться можно бесплатно. Ну и опять же — дворы. Еще, говорят, жители домов рядом с парковками стали торговать разрешениями резидента: это такая бумажка, которая позволяет бесплатно пользоваться стоянкой в районе проживания.

В Москве сейчас более 43 тыс. мест на платных парковках. Екатеринбург собирается до конца 2014 г. установить еще 50 паркоматов и обустроить 1600 новых машино-мест. Интересно, что вопрос борьбы с хитрецами нигде особо не поднимается. Если доля не платящих за стоянку автомобилистов не изменится, городской власти будет сложно окупить проект платных парковок. Впрочем, чиновники говорят, что вовсе не гонятся за прибылью: главное, чтобы всем было комфортно передвигаться по свободному от автомобилей городу, говорят они. Мы им, конечно, верим.