Чиновникам правительства РФ запретили обсуждать в социальных сетях решения, принимаемые кабинетом министров. Специальное совещание по этому поводу собиралось после инцидента с замминистра экономического развития Сергеем Беляковым, который извинился в Facebook за решение правительства о заморозке пенсионных накоплений. После этого Беляков был уволен, и кабмин решил сделать все, чтобы впредь подобных инцидентов не случалось. Как пишут «Известия», за нарушение принципа «не выносить сор из избы» чиновников будут наказывать дисциплинарно: штрафовать или увольнять.



Издание напоминает, что закон и без того запрещает госслужащим публично высказываться по поводу тех или иных решений (если это не входит в их должностные обязанности) или публично критиковать своих руководителей – собственно, на этом основании и уволили Белякова.



Эксперты спорят о том, уместно ли запрещать чиновникам вообще обсуждать решения правительства. Бывший замглавы Минфина Алексей Саватюгин предлагает разделять те случаи, когда чиновник раскрывает какие-то тайны, внутреннюю кухню, и когда просто высказывает свое мнение по тому или иному вопросу. А политолог Дмитрий Абзалов напоминает, что в США и ЕС принята практика, когда министров, публично не соглашавшихся с решениями кабинета, увольняли – так что этот запрет не является чем-то из ряда вон выходящим.
Эксперты продолжают обсуждать эффект и последствия продуктового эмбарго – полного запрета на ввоз в Россию говядины, свинины, плодоовощной продукции (овощей и фруктов), мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов. Напомним, запрет касается продукции из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии.



По мнению председателя общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, такие меры приведут к тому, что в среднем продовольственная корзина до конца года подорожает на 15-20%. Отдельные позиции - морепродукты, сыры, отдельные виды молочной продукции, фруктов и овощей вырастут на 30-40%, заявил он в ходе онлайн конференции на сайте ИК «Финам». Касаясь вопроса эффективности ответного шага на санкции западных стран, эксперт полагает, что отечественный производитель заместить запрещенные позиции импорта гипотетически сможет лишь через 7-10 лет при стабильных правилах игры, «длинных» деньгах, господержке, обуздании коррупции и т.п. «Всего этого нет, и не предвидится», – констатирует Михаил Аншаков.



Руководитель аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев считает, что в премиум-сегменте цены на продукты могут подскочить в несколько раз. Что касается традиционной номенклатуры, то здесь эксперт не ждет особых изменений. «Думаю, традиционный рост по итогам года в пределах 15-17%, который никак не связан с санкциями и эмбарго, а является следствием характера издержек и особенностей ценообразования в России». По его мнению, скорее всего, в ближайшее время сильного эффекта от эмбарго в магазинах мы не ощутим, поскольку запасы товаров на складах и в обороте еще остаются. «Чуть позже, видимо, будет идти переориентация на импорт части продукции у стран Юго-Восточной Азии, Южной Америки и стран Таможенного союза. Понятно, что всю номенклатуру «закрыть» мы не сможем, но и тотальном дефиците говорить не стоит. Думаю, что страны - потенциальные экспортеры будут рады открыть для себя новые рынки», - отметил он.



Эксперты также пояснили, почему России дешевле  покупать бразильскую говядину, чем выращивать свою. Директор аналитического департамента ИГ «Норд-Капитал» Владимир Рожансковский поясняет, что это стало возможно за счёт удаления посреднических звеньев, крупного опта и полной производственно-транспортной логистической модели в Бразилии. «У России самой конкурентной номенклатурой является мясо птицы, а крупным рогатым скотом наши хозяйства серьёзно не занимались более 10 лет - неудивительно  поэтому, что у нас средние поголовные расходы остаются выше, чем у большинства стран, где этот сегмент развивался прогрессивно и поступательно», - отмечает он.






Оксана Луткова