В Казани стартовала официальная программа пятого ежегодного форума региональных и национальных СМИ, в котором участвуют представители изданий, телерадиокомпаний из 30 субъектов РФ. Побывавшая на пленарном заседании форума корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, во сколько бюджету обходится поддержка провинциальных изданий, насколько остро стоит проблема с их финансированием, какую роль в разжигании межэтнических конфликтов играют подменяющие СМИ социальные сети и чем TNS провинился перед ТНВ.

Не быть декабристами

В Казани стартовали официальные мероприятия пятого традиционного форума региональных и национальных СМИ, участие в котором принимают представители изданий, телерадиокомпаний, информационных агентств из 30 субъектов России. Накануне гости изучали опыт татарстанских СМИ — государственных, а сегодня обсудили состояние национальных и региональных средств массовой информации на пленарном заседании. Здесь присутствовали гости 10 национальностей, поэтому глава республиканского агентства «Татмедиа» Ирек Миннахметов поприветствовал их на 10 языках.


Ключевым выступлением на форуме стала речь Михаила Сеславинского — руководителя федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). «Вчера мы были в КФУ, и я вспомнил, что сказал Ленин про декабристов: «Как далеки они от народа». Чтобы такого не было, вас выслушаем», — предложил он.



По словам руководителя Роспечати, для национальных и региональных СМИ сегодня есть несколько блоков проблем. Это блок с подпиской, блок вопросов с финансированием, блок с развитием телерадиовещания и введения второго и третьего мультиплексов. «Что касается подписки, то после аналогичного форума в Питере президент России поручил рассмотреть вопрос. Бюджет складывается напряженно. Мы понимаем, что региональная пресса — это не бизнес-проекты. И из них никогда бизнеса не получится, — считает Сеславинский. — Сумма в прошлом году составила 116 миллионов рублей, внутри всех субсидий на печатные СМИ это 56,7 процента. Мы поддерживаем издания на 13 национальных языках. Есть один тяжелый, системный вопрос, связанный с финансированием. Чтобы получить субсидии, СМИ должны предоставить большое количество документов. Надо привести все в соответствие с логикой».

Нынешняя обстановка для СМИ, в частности с Украиной, кардинально отличается от того, что было раньше. Так считает Василий Балдицын — секретарь союза журналистов России. «Раньше в подобных конфликтах журналистов всячески берегли, а сейчас есть все основания думать, что по журналистам идет целенаправленный удар, — рассказал он. — Много говорилось о необходимости более современного этического кодекса журналиста. С событиями на Украине этические нормы пошатнулись».

По его словам, вызовы СМИ идут постоянно, в том числе с финансированием. Вспомнил он и о прекращении с 1 июля 2014 года государственных субсидий ФГУП «Почта России» на покрытие убытков, связанных с доставкой газет и журналов гражданам страны (напомним, почтовый оператор для достижения безубыточности своей услуги по доставке прессы до подписчиков в этой связи готовится увеличить доставочные тарифы в два-три раза, а подписные цены в этом случае вырастут в полтора-два раза). «Субсидии необходимы. Или надо что-то другое делать, — отметил он. — Есть еще нюанс: взаимоотношения со СМИ — это компетенции исключительно федеральные. И сейчас эти возможности крайне ограничены. Если передать регионам часть функций, было бы лучше».

Уйти от языка вражды

О местном опыте решения проблем национальных и региональных СМИ рассказали представители Татарстана. Председатель союза журналистов РТ Римма Ратникова заметила, что встречи форума проходят на фоне событий в Украине. «Татарстан не зря стал местом проведения форума. Здесь продолжает нарабатываться политика в сфере межэтнического, межконфессионального взаимодействия, — рассказала она. — Нас интересует этническая журналистика в системе межнациональных отношений. В России более 180 этносов, печатные СМИ выходят на 35 языках. Это большая группа СМИ, которая имеет свои проблемы и вопросы». Не оставила без внимания Ратникова свою любимую тему о профессионализме в журналистике. «Вопросы профессионализма также стоят остро. По незнанию очень легко перейти к языку вражды. Это мы видим сейчас на Украине, когда журналистов заставляют говорить на языке вражды. В этом плане наш форум очень мирный и достойный», — сообщила она.

Миннахметов на это подтвердил, что татарстанские СМИ пропагандируют идею единства. И напомнил некоторые цифры по республике. Так, в масс-медиа РТ работают около 5 тыс. человек, на начало года зарегистрировано 769 СМИ. «Республика остается одним из самых читающих регионов: на тысячу человек приходится 435 экземпляров печатных СМИ, — сказал глава «Татмедиа». — Подписка остается важным фактором. В условиях малотиражности и других факторов изданиям важно выжить».


На форуме говорили не только о печатных СМИ. Заместитель гендиректора ОАО «ТРК «Новый век» Миляуша Айтуганова коснулась проблемы позиционирования национальных телеканалов. «В последние 10 лет появились спутниковые телеканалы. С одной стороны, стираются границы между нациями. А с другой, это самоидентификация народа, — считает она. — Первая проблема — это распространение сигнала. У ТНВ есть четыре способа. Второе — совершенствование контента. Третье — перевод фондов на современные носители. Еще есть потеря молодежной аудитории, поэтому важно развивать мультимедийную журналистику и в полной мере использовать интернет». Айтуганова также отметила, что на высокий рейтинг национальным СМИ рассчитывать нельзя, а рейтинги TNS, по ее словам, необъективны, т.к. не учитывают национальной специфики.

Неуправляемый Интернет

Тему освещения межэтнических отношений затронула Маргарита Лянге — президент межрегиональной общественной организации «Гильдия межэтнической журналистики». «Тема освещения межэтнических отношений важная и сложная. Некоторые главные редакторы не замечают и не пишут про межэтнические проблемы, пока ситуация не появится в сводках правоохранительных органах, — заметила она. — В прошлом году один депутат предлагал полностью запретить называть этничность в СМИ. Но если проблема не обсуждается в открытом информационном поле, в этом нет ничего нормального. И когда не обсуждается проблема, люди уже выходят на улицы».




По словам Лянге, идет ужесточение законодательства по ответственности СМИ за «возможные моменты разжигания розни при работе СМИ». «Надо учитывать, что большую роль играет и интернет, где информация неуправляема», — сказала она.

Темы интернета и, в частности, соцсетей затронула Мария Христофорова — генеральный директор медиагруппы «Ситим» (Якутия). «Все разжигания происходят в социальных сетях, а не в СМИ, — заявила она под аплодисменты и улыбки. — А вообще, поддержки независимых СМИ нет, хотя тиражи у них бывают больше, чем у государственных. Еще с почтой России надо срочно разобраться».

Эльвира Вильданова