Антимонопольная служба обвиняет омские СМИ в рекламе пива с изображениями героев Великой Отечественной войны, которое пивная компания после публикаций в этих средствах массовой информации решила не выпускать.



Омское УФАС внезапно придало новое звучание затихшему скандалу. Прошумел он в конце апреля: ряд сайтов и газет сообщили о "патриотической акции" компания "САН ИнБев", выпустившей партию пива "Сибирская корона" в коллекционной серии "Герои великой войны", которая должна была поступить в продажу на территории всей страны в первых числах мая.

Пивные банки с изображениями четырех советских воинов и описаниями их подвигов, появившиеся на сайте компании, возмутили руководство городского совета ветеранов и пенсионеров, о чем первым сообщил портал СуперОмск, а следом за ним "Бизнес-курс", "Омскпресс", "ОмскИнформ", "Комсомольская правда в Омске", информационное агентство при облправительстве "Омскрегион".

В соцсетях и на форумах развернулась широкая дискуссия о том, приемлемо или кощунственно использовать образы героев войны (как позже сообщила компания, вымышленные - хотя сами истории документальны, но имена собственные в них изменены) для продвижения алкогольной продукции, притом на таких ее емкостях, которые, как правило, долго не хранятся.
"Представьте, какие чувства будут у ветеранов, когда они увидят 9-го мая эти смятые банки валяющимися, где попало или в мусорных баках" - возмущались многие комментаторы. Другие считали их позицию ханжеской: ведь и газеты часто оказываются у нас под ногами, и в тех же урнах, и хуже того - в отхожих местах: выходит, и прессе нельзя о войне писать.

И как быть с "наркомовским ста граммами", которые и сейчас наливают ветеранам в Дни Победы во всех городах и весях (и, как правило, делает это местная власть)? Как быть с Василием Теркиным и другими великими героями той войны? Правда, боевой дух солдат поднимало и помогало выжить не пиво - может быть, для рассказов о войне спирт и водка были б уместнее, хотя трудно, с другой стороны, изучать историю родной страны под спиртное. Да и пиво не способствует просветлению сознания молодого поколения, и само по себе препятствует главной цели этой акции: по заявлению "САН ИнБев", она была просветительской.

Затея не удалась: 28 апреля компания объявила о решении "прекратить производство коллекционной партии пива, приняв во внимание озабоченность общественности".

И вроде бы тема была исчерпана, но продолжение последовало с неожиданной стороны. Областное управление ФАС, не предъявившее пока никаких претензий пивоварам, хотя и проводившее проверку законности их маркетинговых идей, усмотрело на днях "нарушения законодательства РФ о рекламе" в публикациях омских изданий и сайтов, освещавших данный скандал. Антимонополистами разосланы письма во все вышеперечисленные СМИ о том, что в отношении них "возбуждено дело по фактам незаконного продвижения на омском рынке продукции "Сан ИнБев": "информация о выпуске партии пива "Сибирская Корона" обладает всеми признаками рекламы, поскольку распространяется в сети Интернет, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования".

Обвиняемые редакции недоумевают: как это понимать? Ведь именно их публикации и побудили пивную компанию отказаться от выпуска этой партии. Они все же рискнули опубликовать странные письма антмонопольного управления, боясь получить от него еще одно обвинение в незаконном распространении информации о спорном товаре, который пивовары не намерены выпускать.

Напрашивается вопрос, задаваемый пользователями омских сайтов и форумов: не продвигает ли сибирское пиво и компанию, его выпускающую, само УФАС, создавая такие оригинальные информационные поводы? Письма его, кстати, вызывали бурю негодования в медиасреде, и этот шум может превзойти резонанс вокруг "патриотической партии пива", который уже угас. К примеру, разогрел тему на сайте "Национальной службы новостей" известный рок-музыкант - лидер группы "Танцы-Минус" Вячеслав Петкун, по достоинству оценивший инициативу антимонополистов: больше всех от этой истории, полагает он, "пострадал их мозг".

Георгий Бородянский, собственный корреспондент ФЗГ по Сибирскому федеральному округу