Хочу вспомнить свое детство. Я родился в 1938 году на границе между Брянской и Сумской областями. Когда началась война, мне было три годика.

Фашисты пришли в нашу деревню, заняли нашу хату, всех выгнали в чулан, только оставили меня, как самого  маленького. Однажды фашисты куда-то ушли, в доме остался один командир, по всей видимости.

Я решил стащить у него пистолет и убить его. И когда он заснул, я слез с печки, тихонько подкрался и вытащил пистолет, а он взял и выстрелил. Оказывается, он был на взводе.

Фашист не понял, в чем дело, но очень испугался, схватил меня за шкирку и выкинул в окно. Я упал на забор и сломал себе ребро. Память об этом немце  осталась на всю жизнь.

В 1945 году всех жителей нашей деревни заставили отступить в Брянскую область. Не знаю, сколько мы были в отступлении. Спали, где попало, ели, что придется. Однажды утром мы услышали шум. Все кричали: «Конец войне! Победа!».

И вот мы поехали в свою деревню, вместо лошади в телегу впрягли корову. Приехали, а дома нет, впрочем, как и всей деревни. Все сожжено!

Тогда мы поселились в погребе. С войны отец вернулся инвалидом, но начали строиться. Голод, холод, люди умирали, нас было семеро, правда, благодаря отцу, все выжили.

Приехал я в Приморье в 1975 году. Мне сейчас 79, почти 4 года назад вручили удостоверение «Дети войны». При этом, что-то обещали, но потом замолчали, и нет никаких льгот.

Я думаю, таким детям, видевшим эту войну, пережившим ее, пора бы уже не льготы давать, а причислить к ветеранам войны. Ведь нам тоже досталось немало. Я закончил всего 6 классов. Учиться было некогда, пошел работать, пасти коров. Научился играть на гармошке, а наша любимая песня была «Катюша», пели со сверстниками в свободное от работы время.

Петр Демченко, г. Владивосток.