Мой дед, Григорий Иванович Подзырей, был расстрелян в 1938 г. как враг народа. А какой он был враг народа? Простой деревенский мужик, имел свое небольшое хозяйство. Он никогда не ходил в церковь, не верил ни в Бога, ни в черта, ни в кого. Но когда у него умерла жена, рожая шестого ребенка, он переменился: стал ходить в церковь, молиться, верить в Бога.

Но тут начались гонения на церковь, и когда церковь рушили он стоял и кричал: «Люди, одумайтесь! Что вы делаете? Это великий грех!».

Днем кричал, а ночью… Это было 1 марта 1938 г., а 4 июня 1938 г. он был расстрелян, как враг народа. Реабилитирован 24 ноября 1989 г. Его дети (сейчас уже их нет никого) – всю жизнь страдали. И мне, его внучке, а я 1936 года рождения, тоже доставалось.

Мой отец прошел всю войну, и домой вернулся целым и здоровым 12 ноября 1945 года. У нас всегда в доме были иконы, в углу висели и на стенах. Бабушка всю войну молилась Богу и нас, маленьких, а было нас трое, я старшая, заставляла молиться Богу, чтобы отец пришел с войны. Что так и было.

В 1943 году, как рассказывал отец, его после боя приняли в партию. Он стал коммунистом. И я помню, каким он был честным и справедливым, любил землю и любил трудиться на ней.

После войны его избрали председателем колхоза. А в 1947 году его вызвали в райком партии. Я помню, когда он приехал домой, они с мамой о чем-то шептались, а бабушка плакала, лежа на русский печке. Оказалось, что кто-то доложил в райком партии, что у нас в доме висят иконы. Иконы были все сняты, и вместо икон у нас появились плакаты с портретами Ленина, Сталина, Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Кагановича, Берии и Булганина. Как говорила потом мама, отца спасло только то, что он прошел всю войну, и когда вернулся – вся грудь в орденах и медалях.

Дальнейшую судьбу икон я не знаю. Но обиды на Сталина не держу, как сейчас некоторые, пострадавшие от репрессий.

Как сейчас нас обижают, почему не наказывают губернаторов и прочих чиновников, которые обворовывают свой народ? Как могла подняться рука у нашего президента отобрать у нас льготы на лекарства и дать своим приближенным?