Сейчас опять все с восторгом пишут о строительстве химкомбината во Врангеле. Я нисколько не сомневаюсь, что он будет построен по самым совершенным международным технологиям, что это абсолютно безопасно для населения города. Но еще весной прошлого года я слушал обсуждение этого вопроса по «Радио Приморья», как все будет хорошо. Но на вопрос слушателя, не окажет ли влияние этот химкомбинат на жизнь тигров и леопардов, занесенных в Красную книгу, обстоятельного ответа так и не последовало. «Что вы, ведь они от него за 120-150 километров», – ответил докладчик.
Я, между тем, подумал, что за забором этого НХК будут жить люди. Конечно, люди пока еще не занесены в Красную книгу.
Я не думаю, что Чернобыльская АЭС, Саяно-Шушенская ГЭС, наши шахты, самолеты и вертолеты строились с расчетом на то, что они будут взрываться и падать. Однако все это в настоящее время происходит. Говорят, что имеет место человеческий фактор. В наше время капиталисту нужна прибыль в больших количествах, а рабочему необходимо зарабатывать на жизнь. Считают, причина аварий на шахтах, при которых гибнут люди, заключается именно в этом.
Во время оккупации, в которой я побывал, селяне из захваченных сел рассказывали, что немцы очень педантичные люди. Если немец будет разбивать камень и поднимет кувалду, и вдруг прозвучит сигнал, что нужно идти на обед, он ни в коем случае не ударит, а опустит кувалду, потому что рабочее время закончилось.
К чему я это говорю? А к тому, что после Фукусимы Германия отказалась от строительства новых АЭС. Она закроет и существующие. А мы? Где гарантия, что наш капиталист НХК ради прибыли не поставит контрафактные болты, как на СШ ГЭС? И существует ли уверенность в том, что НХК не поставит б/у запчасти, как на самолеты, вертолеты или что-то другое – подешевле, но менее надежное? О таких гарантиях я не слышал и не читал.
Вот при строительстве мостов во Владивостоке было украдено металла на 96 миллионов рублей. Но до этого времени никто не сказал, вернули эти деньги или нет, а главное, есть ли теперь этот металл на мосту. Или, например, вместо трех арматурин было вложено две? Такой вариант, похоже, в российской практике строительства тоже возможен?
Конечно, мое письмо идет вразрез со всеми славословиями о строительстве НХК. Я не знаю, как заставить временщиков задуматься о будущем, а не только о сиюминутной прибыли. Может, подскажете кому?