Дорогя редакция!

Хотелось бы рассказать историю одного  знаменитого фотоснимка великого Е.А. Халдея  «Первый день войны. Москва, 22 июня 1941 года. Улица 25 октября, 12.00.  Граждане слушают В.М. Молотова о начале войны».

Напомню читателю этот снимок:

фотоКажется, никому неизвестна судьба каждого героя данной фотографии, обошедшей все газеты СССР, как она сложилась. Вот мне хотелось бы рассказать об одной глухонемой молодой женщине, оказавшейся на этой всемирно известной фотографии свидетелем «Первого дня войны». На снимке она показана поднесшая руку к лицу, склонившаясь   в позе горького раздумья (слева в первом ряду первая женщина с лицом). Это была Зворыкина Нина Борисовна. Она родилась в 1916 году и училась в 1-м Московском институте глухонемых – в «школе Рау». Являлась артисткой самодеятельного театра глухонемых и женой ведущего актёра и режиссёра драмколлектива глухонемых В.Б Зворыкина. Умерла в 2003 году в возрасте 87 лет.

Вспоминая  горькие минуты первого дня войны, она рассказала: «Это было [в Москве] на ул. 25 Октября [ныне Никольская], там была детская кухня, у меня ребёнок маленький был, я туда часто ходила за кефиром для него. Утром встала, покормила сыночка, ему было 10 месяцев. Он остался дома с моей тетей, а мы с соседкой Зиной пошли за кефиром для малыша. Мы с этой слышащей соседкой выросли в одном дворе, она ещё была школьницей. От улицы Горького, где был наш дом, мы пошли привычной дорогой, молоко получили. В это время на улице у громкоговорителя стала собираться толпа, как раз напротив молочной кухни. Радио заговорило, все стояли молча, с тревожными лицами, и, хотя я не слышала,  тревога эта передалась и мне. Я ещё не понимала, что случилось, но сразу стало страшно за сына. Зина мимику не знала, поэтому шепотом передавала всё, чётко артикулируя слова. «Молотов выступает, – сказала она, – Гитлер нас обманул». А потом: «Война! Уже бомбили Киев...». Я страшно испугалась: как же мы все, я глухая, теперь с ребёнком? Что будет?... И в это время я заметила, что бегает невысокого роста человек в куртке на молнии с фотоаппаратом... Это и был Евгений Халдей, как я поняла уже в конце войны...» (газета «Маяк» № 12, 1991). По её воспоминанию, уже бомбили Киев. Хотелось бы напомнить читателю про непростую жизнь самого фотокорреспондента, уроженца Украины Е.А. Халдея.        

Немного о нем. Евгений Ананьевич  родился 10 апреля 1916 года на Украине, в шахтерском городке Юзовка (теперь Донецк).  Его детство не быдо безоблачным: на Украине шли бои Гражданской войны, причем собственно военные действия перемежались с излюбленным в тех местах развлечением – еврейскими погромами. Родителей Евгения, правоверных евреев, это затронуло самым трагическим образом. В 1917 году, когда в их дом ворвались погромщики, его мать была убита, а будущий фотограф, которого она прикрывала своим телом, получил своё первое и единственное пулевое ранение. Пуля, прошедшая тело матери, застряла под ребром у ребёнка, и Евгений выжил лишь благодаря усилиям местного фельдшера.

фотоС 1933 года Халдей постоянно работал в фотохронике ТАСС и постепенно стал одним из ведущих фотокорреспондентов ТАСС. Ему поручались наиболее ответственные съемки: стройка Днепрогэса, организация первых колхозов, пуск домен Донбасса и т.д.    С первых дней Великой Отечественной воины он ушёл в действующий Военно-морской флот, во время которого талант фотографа Евгения Халдея раскрылся в полной мере.Очень многие его фотоснимки печатались на страницах центральных газет. Находясь в рядах Советской Армии в течение всех четырёх лет войны, он был непосредственным участником обороны и штурма Севастополя, Кавказа, штурма Новороссийска, десанта в г. Керчь. С передовыми частями советских войск он вступал в Бухарест, Софию, Будапешт, Белград, Вену и Берлин. Он участвовал в воздушных десантах в Харбин и Порт-Артур.   Сделанные им же фотоснимки водружения советскими войсками флага Победы в Севастополе, в Порт-Артуре и над рейхстагом в Берлине обошли все советские газеты и публикуются до сих пор в связи с юбилейными датами.     Фотохроника ТАСС неоднократно направляла Е.Халдея  в заграничные командировки с ответственнейшими заданиями: он производил съёмку товарища И.В. Сталина на Потсдамской конференции, снимал Парижскую мирную конференцию и Нюрнбергский процесс.     Здесь легендарный фотограф сам попал в кадр Нюрнбергского процесса  (снимок внизу). Мальчик-еврей, чудом выживший во время погрома, спустя годы фотографирует вождей фашистской Германии...      28 января 1950 года член ВКП(б) Е.А. Хaлдей (ему  тогда было 33 года) пожаловался  Михаилу Андреевичу Суслову (советский партийный и государственный деятель, член Политбюро, Президиума ЦК КПСС  (1952—53), (1955—82), секретарь ЦК КПСС  (1947—82)   на немотивированное увольнение с должности фотокрреспондента ТАСС, приложив 28 сделанных им фотоснимков. Он написал в жалобе, что за все 14 лет работы в ТАСС он не имел ни одного партийного или административного взыскания, и много раз его работа отмечалась благодарностями, что для него явилось полнейшей неожиданностью освобождение его от работы в ТАСС 6 октября 1948 года «по сокращению штатов». Он не мог добиться у руководителей ТАСС, каковы истинные причины его увольнения.     С октября 1948 года он  безуспешно старается  устроиться на работу. Он обращался в целый ряд редакций и организаций (Совинформбюро, журналы «СССР на стройке» и «Огонёк»). Редакция журнала «Огонёк» возвратила ему ряд сделанных им же  фотоснимков, поставив его в известность о том, что, хотя эти снимки нужны, они не могут быть напечатаны с его именем. Суслов поручил тов. Слепову Л.А. принять меры по данному делу. А ведь человек фотографировал Сталина!