Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (995) от 10 апреля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

О главном вопросе министру внутренних дел

Александр Привалов, «Эксперт».

Во вторник на заседании Общественного совета при МВД генерал Нургалиев выразился так: «Нам нужно, может быть, даже какую-то такую дисциплину ввести или курс – «Человеколюбие». Мы очень озлоблены сейчас, у нас очень много проблемных вопросов, а надо просто научиться слушать и быть услышанным, надо уметь сопереживать, сочувствовать».

В среду на круглом столе «Духовность. Нравственность. Закон» министр дополнил свою идею: полицейских нужно научить ещё и «видеть прекрасное в повседневном».

В четверг он решился дать и более конкретный совет: надо возродить отечественную мультипликацию, чтобы в воспитании детей не «копировать какие-то иностранные модели».

Эту серию высказываний генерала на возвышенные темы не стоило бы поминать, кабы не зазвучала она вскоре – и по поводу – прогремевшего на всю страну случая в Казани, где полицейские запытали до смерти задержанного ими человека. Согласитесь, на таком фоне речи министра просто шокируют.

Ладно бы он разводил все эти турусы наряду с принятием явно необходимых мер; так ведь нет – не наряду, а вместо.

Как отреагировал Нургалиев на омерзительный казанский случай? А вот как: «На специально созванной коллегии МВД РФ министр велел объявить выговор высшему руководству МВД Татарстана и потребовал тщательной проверки на предмет подобных преступлений и их укрывательства».

Попросту говоря, спас региональную верхушку: что уж там ни покажет проверка, эти люди не пострадают – они ведь уже наказаны. А что покажет проверка, если она будет минимально честной, не секрет.

Приезжий журналист за несколько дней «встретился с десятком недавних жертв пыток в разных отделениях полиции Казани», а конкретно про ОВД «Дальний» понял, что «там трудилась команда невменяемых садистов» (А. Буртин, Дальний отдел, «Русский репортёр», № 11).

Профессиональные ревизоры найдут и больше (по данным на 27 марта, они уже нашли в Казани помимо расформированного «Дальнего» ещё два «пыточных» ОВД), а ведь за это скорее не выговор нужен, а тюрьма.

Казанский случай не единичен. Вот выдержки из новостной ленты за одну только нынешнюю неделю:

«Двое сотрудников кемеровской полиции обвиняются в истязаниях задержанного, от которых он скончался»;

«Четверо полицейских, задушивших в отделении свидетеля, арестованы в Новокузнецке»;

«В Уфе возбуждено уголовное дело по факту пыток в полиции».

Закон о полиции лишил губернаторов «второго ключа» от регионального полицейского руководства. Нургалиев теперь единолично отвечает за этих людей – и мы видим, как он это делает.

Возможно, генералу не хватает решительности; возможно, его одолел кадровый голод – не знаю; никакими своими трудностями, кроме нехватки в обществе человечности, он с публикой не делится.

Как бы там ни было, наш несменяемый министр обеспечивает миру прекрасный пример следствия закона Эшби. Из этого закона, как известно, следует, что недоуправляемая система должна развалиться, – вот она и разваливается.

Разговоры о том, что полиция – слепок общества, которые так любят вести друзья нынешнего МВД, сильно преувеличены.

Так можно объяснять и неуспехи нашей сборной по футболу: мол, каково общество, такова и сборная. Ведь неправда же: сборная хоть и не ахти, но её члены пьют меньше и тренируются больше среднего по стране. Потому что их соответствующим образом отбирают.

Кто мешает отбирать полицейских – тем более теперь, когда условия службы заметно улучшились? Да вроде никто не мешает, но никто этого толком и не делает.

Без конца рассуждать про духовность и про «прекрасное в повседневном», видимо, проще, чем наладить элементарные фильтры на входе (хотя бы отсекать потенциальных садистов, что делает любой опытный тренер в жёстких видах спорта) и организовать обучение новичков основам психологической устойчивости (что делают в полицейских школах всего мира). Впрочем, и эти полезные меры не принесли бы особых перемен при нынешних основаниях работы МВД – и правоохранительной системы в целом.

Не помню точно, но, кажется, раза три министр Нургалиев обещал отменить «палочную систему» оценки работы подчинённых – система жива и здорова. Сотрудников чуть не прямо понуждают к выбиванию показаний, суды без проблем принимают эти выколоченные показания – какие психологи тут помогут?

Вы мне скажете, что министр в этом не виноват, но я не соглашусь: виноват.

Это команда Нургалиева проводит знаменитую реформу МВД так умело, что наиболее радикальным её элементом стало переименование милиции в полицию – типичная переклейка обоев вместо капитального ремонта.

Именно её усилиями не был дан ход действительно необходимым переменам – коротко говоря, преобразованию МВД из нынешнего гордого состояния «силового ведомства» в структуру, обслуживающую людей. Существующую не затем, чтобы поставлять начальству всякую статистику о динамике преступности, раскрываемости и прочих базах палочной системы, – а затем, чтобы поставлять населению безопасность от криминальных угроз.

Этот принципиальный сдвиг явно напрашивается – ведь во множестве стран полиция устроена именно так; и сам Нургалиев решил реформироваться, ничего не меняя, или выполнял указания сверху, в этом смысле не важно. Если не был согласен, мог уволиться.

Но он эту реформу проводит – он за неё и отвечает.

И за упущенное время отвечает, и за пар, уходящий в свисток, и за треклятый ОВД «Дальний».

Министра Нургалиева пригласили приехать в Думу. На внеочередном правительственном часе 13 апреля «речь пойдет, в частности, о недавних случаях насилия над задержанными в полиции Казани».

Как выразился по этому поводу спикер Нарышкин, «у депутатов, конечно, есть большое количество вопросов» к Нургалиеву и «депутаты, конечно, эти вопросы зададут». Судя по этим словам, депутаты отличаются какой-то непостижимой для меня любознательностью.

Всё, что генерал мог сказать, он уже сказал: и про реформу, и про то, что после аттестации кадров у него в подчинении одни ангелы, и про советские мультфильмы. О чём его ещё спрашивать? Он больше ничего не знает.

Вопрос, почему он до сих пор возглавляет МВД, и что ещё должно случиться, чтобы его наконец уволили, надо задавать не ему?

Александр Привалов, «Эксперт».


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100