Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 50 (926) от 14 декабря 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

«А мы бесхозны и не нужны»

Анна Селезнева

По письмам ветерана и ответам чиновников
«В газету «Арсеньевские вести»

Я, Меленчук Петр Евгеньевич, ставлю вас в известность о неисполнении Закона № 29 ФЗ от 03.04.1996г., который по ст. 1 утвердил «Перечень предприятий особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов», в котором значится Дальневосточный завод «Звезда».

Говорят, существует Проект комплексной утилизации АПЛ (атомных подводных лодок), распоряжение о котором подписано Первым заместителем Председателя Правительства РФ в 2001 г., и тогда же введена программа «Отсроченной утилизации АПЛ». Статуса Закона эта концепция не получила, она не рассмотрена Государственной Думой и не была одобрена Советом Федерации. Но принята Госкомобороны за основу при утилизации АПЛ. Согласно этой концепции, завод «Звезда» переименован в ФГУП, то есть предприятие, не имеющее у себя зоны строгого режима. В результате людям перестали за это платить. И пенсионный фонд пересчитал все ранее назначенные пенсии на трудовые…»

Так появилась проблема: рабочие завода «Звезда», имеющие большой стаж работы и получавшие надбавки за вредность, этой надбавки лишились.

А завод был разделён на две части: одна относилась к Госкомоброны, другая, которая занималась утилизацией реакторов АПЛ, – к «Росатому» – что ветеранские проблемы только усугубило.

Про атом

Президенту РФ: из письма ветерана:

«Выгрузка ОЯТ (облучённое ядерное топливо) производилась на территории завода «Звезда». Это значит, что зона строгого режима – ЗСР – была связана с большими дозовыми нагрузками, утверждает начальник Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Г. Андрусенко. И за это рабочие получали надбавки. Но теперь выгрузкой ОЯТ занялся другой хозяин – «Росатом». Результат: создали свалку в бухте Разбойник – 50 ядерных блоков… Свалка бесхозная, никому не нужная, как и работники Дальневосточного завода «Звезда».

Меленчук».

Но в президентской администрации консультанты переправляют письма в компетентные органы.

Программа утилизации АПЛ, выведенных из состава Военно-Морского флота, действует на заводе «Звезда» уже более 20 лет. Реакторы АПЛ опасны. Чтобы привести в безопасное состояние, по технологии их разрезают на три части. Затем выгружается отработавшее ядерное топливо – ОЯТ– и не в заводе, а на специальном береговом комплексе. Затем ОЯТ в спецконтейнерах вывозится для последующей переработки на известный в мире завод «Маяк» в Челябинской области.

«Подготовка блоков к хранению на плаву включает мероприятия, чтобы обеспечить их непотопляемость и радиационную безопасность… В одной из бухт – пункт временного хранения, строится площадка, как утверждают специалисты, – экологически безопасное, технически надежное и экономически приемлемое наземное хранение реакторных отсеков утилизируемых АПЛ. Срок их хранения – до 70 лет. Строительно-монтажные работы продолжаются...» – сообщает г-н Андрусенко из межрегионального управления федерального медико-биологического агентства в ЗАТО Большой Камень. Только все эти береговые комплексы и площадки, безопасные и надежные, – далеко впереди. А вот плавающие в воде два десятка лет реакторы – близко…

«Росатом» убедительно подтвердил большекаменскому пенсионеру: «…вероятность аварий на АПЛ, выведенных из состава ВМФ и находящихся в отстое в ожидании утилизации, высока». Специалисты подтверждают, что проблема приобрела в конце 90-х годов масштаб национальной угрозы. Потому «ускорение темпов утилизации АПЛ… в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации было отнесено к приоритетной деятельности государства в экологической сфере».

Трехотсечные реакторные блоки, по словам специалистов-атомщиков, не являются ядерно-опасным объектом.

Но дело это долгое: первая очередь берегового пункта хранения – 2012 год, первые реакторные отсеки из плавучих реакторных блоков, подготовленных к долговременному хранению – 70-100 лет, планируется разместить на берегу в 2013 г., – это выдержки из ответа дирекции по ядерной и радиационной безопасности («Росатом», А. Захарчев). Опыт заставляет рабочих тревожиться, они обращаются в Ростехнадзор, но «вопросы, поднятые вами, находятся вне компетенции Ростехнадзора», сообщают им как и Минобороны, и органы ФСБ…

2006: социальная поддержка: то ли да, то ли нет?

В 2006 г. управление судостроительной промышленности сообщало Меленчуку, что «перечень работ, которые производит завод, с одной стороны, вроде бы позволяет отнести его к ядерному оружейному комплексу РФ и участие в нём дает право на получение социальной поддержки, но с другой стороны – не относится и не может быть отнесено к организациям ядерного оружейного комплекса РФ, и право социальной поддержки на работников предприятия не распространяется»…

Вам что-нибудь понятно? С одной стороны – одно, с другой – прямо противоположное, и разделяют эти положения – всего 10 строчек текста!

Прежде всего пересчитали пенсии

Короче! Пенсии пересчитали! Причём у всех рабочих, даже у тех, кто уже получал пенсию с учетом надбавок за работу на опасных объектах.

Приморское отделение Пенсионного фонда так и ответило: дополнительное пожизненное материальное обеспечение положено гражданам, «осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской федерации, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденным соответствующим постановлением Правительства РФ (№ 145, 2001 г., и № 827, 2002 г.).

Но ныне – с разделения завода «Звезда» на две части – завод в такой перечень не входит, работники «ГУП Дальневосточный завод «Звезда» права на дополнительное материальное обеспечение не имеют». Так ответило заботливое государство на вопросы ветеранов завода. Они только имеют право уходить на пенсию по старости на 10 лет раньше, чем другие.

Все пенсии заводчан были пересчитаны в соответствии с вступившим в силу с 1 января 2002 года федеральным законом № 173-ФЗ – «строго в соответствии с действующим законодательством». Хотя, отвечает Г. Никитченко, – «в соответствии с пунктом 5 ст. 30 вышеуказанного закона конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал может осуществляться вместо общего трудового стажа – стажа на соответствующих видах работ».

2009 год. Ветеран настаивает на доплате

Меленчук обращается в Минздравсоцразвития по доплате к пенсии за работу по добыче ядерного сырья (которое было установлено соответствующим Указом президента № 1563, 23.08.2000 г.). Но чиновники этого министерства хорошо известны своим умением отфутболивать обращения граждан. Они успешно отфутболили обращение ветерана в «Росатом» и успокоились… Не имеют права работники на дополнительное материальное обеспечение – и всё тут!

Между тем «Дальневосточный завод «Звезда» выдал ветерану справку, что он «полный рабочий день и непосредственно был занят на ремонтных и наладочных на транспортных атомных реакторах, в условиях радиационной вредности по суммированному учету рабочего времени». И приводятся в этой справке основания: техпаспорт завода, приказы, табель учета рабочего времени, карточка индивидуального дозиметрического контроля, книги учета и табели учета отработанного времени в зоне строгого режима и т.д. Подписи директора завода и главного бухгалтера. Выдана справка 8 декабря 2004 года, т.е. когда завод уже был поделен между министерствами. И, выяснилось, ветеран имел право на доплаты.

Суд выявляет подделку. Ну и что?

Ветеран обращается в суд с иском о выплате пенсии за выслугу лет и перерасчете пенсии в связи с особыми условиями труда, потому что в 1992 году ему назначали пенсию на льготных основаниях. Стаж работы по льготному списку составлял 16 с половиной лет, но пенсия за выслугу лет так и не была назначена. Хотя обращался он в Пенсионный фонд многократно.

В 1992 году ему были назначены и выплачивались две пенсии – по старости на льготных основаниях и за выслугу лет. Но с 1998 года пенсию за выслугу лет не выплачивают… Почему? На суде вдруг выясняется, что пенсионер САМ отказался от пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Якобы по его заявлению от 1 апреля 1992 года. Однако ветеран не обращался с таким заявлением! Суд подтвердил: из объяснений истца следует, что он не обращался с заявлением о перерасчете пенсии от 2.7.1998г. И суд ещё в октябре 2005 г. установил: заявление фальшиво, оно поддельное, текст и подпись Меленчука подделаны. Фальшивка была изготовлена 12 лет назад.

Суд решил: ОБЯЗАТЬ государственное учреждение – Управление Пенсионного вонда РФ по г. Большой Камень и Шкотовскому району произвести Меленчуку Петру Евгеньевичу перерасчет пенсии по старости в связи с особыми условиями труда за период с 1.08.1998г. по 31.12.2001 г. в соответствии с законом РФ № 340-1 от 20.11.1990 г.

Напомним: это решение принято 12 декабря 2005 г. Сегодня – декабрь 2010. За пять лет решение суда не исполнено. Что скажет прокуратура?

Ветеран всё ещё обивает все госпороги: требует справедливости, перерасчета пенсии и возвращения денег, по сути украденных у него чиновниками … И за себя ему обидно, и за завод больно, и за жителей всего Большого Камня из-за возможной радиационной опасности блоков атомных реакторов АПЛ…

Вот почему ветеран Петр Меленчук горько замечает в обращении к президенту: законности не прибавилось, свалка ядерных реакторов бесхозна и никому не нужна, как и работники Дальневосточного заводы «Звезда»…

Анна Селезнева


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100