Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 50 (926) от 14 декабря 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Загнали в угол…

Ольга Купчинская, Спасский район

Лесной кодекс, позволив бесконтрольно хозяйничать в тайге крупным лесопромышленникам, оставил крестьян без дров.

Председатель женсовета маленького села Анненка, что в Спасском районе, Валентина Васильевна Кравченко, написала отчаянное письмо:

«Наше село находится в окружении леса. Каждую осень происходит возгорание, которое может добраться и до наших домов. В лесу много сухостоя и валежника, но лесхоз в этом году запретил собирать сухие дрова, так как у нас нет заявлений на 2010 год. В нашем селе много пенсионеров и безработных. Не каждая семья может купить уголь и дрова. Помогите!»

В публикации «КУБИК РУБИКА» мы уже рассказывали об истории двоих жителей Анненки, инвалида и отца троих детей, спиливших дерево. Злоумышленников поймали, дрова с санками изъяли, а суд оштрафовал их на приличную сумму. Зиму обе семьи провели в нетопленных домах, что повергло в шок односельчан.

Вступивший в силу в 2007 году новый Лесной кодекс перевернул весь уклад жизни крестьян. Теперь дрова надо выписывать на год вперед, готовить их за несколько километров от дома. Кому это не по силам (а в деревнях остались в основном старики и немощные люди, которым бежать от такой жизни некуда), приходится покупать драгоценные «кубики» у предприимчивых сограждан.

Бывший заместитель председателя районной Думы Вячеслав Михайлович Скакалин, учитель Прохорской школы, в оценках ситуации не обходит острые углы:

– На деле это выглядит так: кто сумел украсть и той же бабушке втридорога продать, тот и молодец. Не искусственно ли создаются такие препятствия для простых людей? Все мы видим, как идут груженые машины и везут свежеспиленный лес. Машина же дров обходится бабушке во всю ее пенсию. Разработчики Лесного кодекса обещали решить проблему незаконной заготовки дров. Вот и решили…

«Лесные братья»

«Распил» Приморской тайги начался в лихие 90-е годы. Не сеешь, не пашешь – тайга сама растет. Спилил – и за бугор! И вот они, доллары, в кармане шелестят. Немало крови пролилось, пока «лесные братья» лес делили. Известный в Спасске предприниматель жизнью своей поплатился за особое благоволение к нему местной власти.

Отдала бывшая глава района Жанна Петровна Саксина ему лучшие лесосеки на 25 лет в аренду. Кто «наехал» на нового хозяина спасских лесов и по какому случаю – история умалчивает. Только убили его на рабочем месте. Убили жестоко и обдуманно. А благодетельница отбыла вскоре в другие края, продав «откаченную» за услугу квартиру.

Предприятие же с красивым названием «Аралия» до сих пор рубит лес на тех самых лесосеках, пожертвованных, будто шуба с барского плеча, «нужному» человеку.

Официально все лесные угодья имеют своих законных хозяев. И нарубить дровишек в тайге сегодня – дело наказуемое. В этом году несколько жителей Спасского района привлечены к уголовной ответственности за незаконную вырубку леса.

Говорят, арендатор заинтересован в бережном использовании тайги. Он, мол, подрост оставляет, а вместо вырубленных деревьев обязательно саженцы насадит.

Эта байка родилась еще при социализме. Автору приходилось видеть, как «бережно» берут лес, «оставляя подрост». Там, где поелозил гусеницами трелевочный трактор, сотню лет ничего расти не будет, а маленькие деревца давно сломаны и вмяты в землю. Что касается посадок. Ну, какой идиот будет тратить на них деньги и силы? Среди «лесных братьев» идиотов нет.

А насчет заботы о народном достоянии… Менталитет у них не тот – заботиться о будущих поколениях. Вырубили же елки «под самый корешок»! Теперь из Спасского района в Партизанский питомник за ними едут. А как же? У нас традиция: Новый год с живой елкой встречать. А на следующий день ее на свалку за ненадобностью выкинуть.

«Свободная зона»

В свободной от арендаторов (и лесов!) зоне и крутится сегодня начальник Спасского филиала КГУ «Примлес» Сергей Валерьевич Ефимов – потомственный, кстати, лесничий. Его отец долгие годы верой и правдой служил спасским лесам. Самые лакомые куски тайги – около 40 000 гектаров от Нововладимировки в сторону Яковлевки, плюс Свиягинский массив – владения «Аралии». А ему дровами и деловой древесиной жителей трех районов – Черниговского, Спасского и Яковлевского – обеспечивать. Да и владельцы личных домов из города обращаются.

На складах «Аралии» – драгоценный лес; дрова приходится готовить на год вперед, сухостой теперь на растопку взять нельзя…

Обеспечить людей древесиной для собственных нужд крайне трудно, потому, что лесной фонд практически весь передан в долгосрочную аренду или включен в резерв лесов сельскохозяйственного назначения, рубка которых запрещена. Так диктует Лесной кодекс.

Закон Приморского края от 23 октября 2007 года «Об использовании лесов в Приморском крае» определил предельный объем заготовки древесины на одно подворье для отопления жилых домов – 20 кубометров ежегодно. Управление же лесным хозяйством «уточнило»: 5 кубов. Потребность, конечно, намного выше, но где брать этот самый лес, если в нем хозяйничают арендаторы?

– В этом году, – Сергей Валерьевич говорит, – чуть легче стало. Потому что приняли сельские леса от лесхоза в Дубовском. И теперь выделяем участки не в 14-28, а в 3-7 км от села. 95% обеспеченности заявлений – это, считаю, уже нормально. Главы поселений должны заботиться о людях. С нами в тесном контакте работают Владимир Николаевич Трусов (Чкаловское поселение), Виталий Викторович Дворецкий (Хвалынское) и другие главы. Там все желающие обеспечены дровами.

Робин Гуды спасских лесов

Деревня всегда спасалась лесом. Летом – ягоды, грибы, осенью – орехи. Ну, и охота. А чем еще жить? Овощи никому не нужны – Китай заполонил ими все магазины и рынки. Картошка – у всех своя. А тут – даже дров лишили!

Крестьяне, чтобы протопиться в зимнюю стужу, вынуждены тратить на покупку дров до 20 тысяч рублей. Раньше хоть сухостой из лесу разрешали брать. А потом лазейку прикрыли. Вышло постановление Администрации Приморского края, которое регламентирует порядок предоставления древесины гражданам.

Сухостойная древесина, если она пригодна для отопления, приравнивается к ликвидной дровяной древесине. И порядок ее выделения такой же, как и для обычных сырорастущих дров. Если же речь идет о так называемых «горельниках», то для законной вырубки в этих местах необходимо сделать лесопатологическое обследование, определить назначение, отвести лесосеку, заклеймить деревья. Вот и не хочет никто морочиться.

И все – под разговоры о бережном отношении к «общенародному достоянию». Однако объемы промышленных лесозаготовок не уменьшились и продолжают наносить непоправимый урон экологии края. Зато для сельчан, желающих заготовить сухостой, путь в тайгу заказан.

Супруги Ирина и Александр Шуляк, например, ведут в селе Буссевка личное подсобное хозяйство. Желание залатать в нем кое-какие дыры и привело их на скамью подсудимых. А всего-то хотели люди отремонтировать сруб колодца. Однако, начав в 2009 году хлопотать о выписке деловой древесины, супруги узнали: выписка будет разрешена в марте, а спилить предназначенные им деревья можно будет только на следующий год.

Это ж надо людям так головы заморочить! Выписку древесины теперь нужно оформлять за год вперед. Напиши заявление, укажи свои паспортные данные, отвези в лесхоз, дождись, когда просьбу удовлетворит Владивосток, и снова езжай в лесхоз, оплати. Ну, и какой бабушке или инвалиду это под силу?

– Да, по закону граждане должны подавать заявления лично, – подтверждает Сергей Ефимов, – но мы идем на уступки и принимаем групповые заявления от граждан, заверенные главой. Их к нам может доставить специалист поселковой администрации. В Чкаловском, Хвалынском, Александровском поселениях уже не первый год работают по принципу коллективных заявок. Из Татьяновки, Нововладимировки, Константиновки люди заявления передают через социальных работников. На основании поданных заявок «Примлес» формирует объемы по поселениям и подает предложения в краевое Управление лесным хозяйством. После рассмотрения всех заявок, собранных по краю, в наш филиал приходит приказ о выделении этих объемов Спасскому району отдельно по каждому поселению. На основании его делаются отводы лесосек, а с гражданами заключаются договора купли-продажи. Если гражданин сам не в состоянии заготовить дрова, то он обращается к подрядчикам. А тем, естественно, надо заплатить.

…Колодец грозил вот-вот обрушиться, и Александр Шуляк решился спилить пару деревьев на свой страх и риск. Тем более видел, как мимо день и ночь проносятся перегруженные лесовозы.

Незаконная порубка была обнаружена, злоумышленник – тоже. За два спиленных дубка насчитали штраф в 125 тысяч рублей, плюс 15 тысяч судебных расходов! Вот и недоумевает теперь Ирина:

– Мы что, в Японию за валюту эти два дубка продали? Туда, где идут повальные рубки, никто не суется, потому что там «крутые» заготовители. С ними связываться боятся. А крестьянин – вот он, весь на виду. Его и давить можно.

Недостижимая субсидия

Вообще-то, человек может получить субсидию. Но это – теоретически. Как сделать это практически?

– Проблема в том, что субсидия выдается под конкретно приобретенное топливо, – говорит начальник отдела социальной защиты населения Спасского муниципального района Валерий Яковлевич Новиков. – А для этого получатели субсидии должны предъявить соответствующие документы или копии чеков. Сделать это очень сложно, так как дрова на территории района поставляют в основном частники. Если человек приобретает дрова на городском рынке, то он может предоставить закупочный чек, подписанный директором городского рынка с соответствующей печатью. Если же покупает у частника, то, чтобы подтвердить факт покупки, необходимо составить закупочный акт между покупателем и продавцом и удостоверить подписи в администрации поселения по месту жительства. Покупателю, возможно, «светит» небольшая субсидия, а вот продавцу – походы в налоговую инспекцию и прочие неприятности. Оно ему надо?

При такой постановке вопроса не удивительно, что за последние три года число получателей субсидий в Спасском районе сократилось почти втрое.

«Труба зовет!»

Через территорию Спасского района прокладывают газовую и нефтяную трубы. Естественно, делают просеки. И лес с кустарником на них вырубают. Казалось бы, вот он, шанс запастись дровами!

Думать так может только наивный мечтатель. Полученную древесину продает краевой комитет по имуществу на аукционе.

***

Это ж надо так наворотить! Что ни закон или Кодекс – то новая беда для народа! А, может, так и задумано, чтобы в лесу хозяйничали свои люди, да не было за ними лишних глаз?!

Ольга КУПЧИНСКАЯ, Спасский район


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100