Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 47 (923) от 23 ноября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Житейская история без морали

Марина ЗАВАДСКАЯ

Конечно, старшие дети должны присматривать за младшими, а порою и уступать им. Но если в семье младшим потакают всегда, те могут привыкнуть и сделать вывод, что им все и всегда должны.


СЕСТРЫ

Жили-были две сестры: старшая и, соответственно, младшая. Наталья и Ольга. Семья была хорошая, родители замечательные. Жили они в Орле. Потом уж, когда все давно выросли, знакомые говорили Наталье: «Да Ольга всегда так поступала: сделает что-нибудь, а на тебя спирает. Тебя и наказывали». Наталья удивлялась: она этого не помнила и считала свое детство безоблачным.

Или хотела считать. Иначе почему бы, закончив школу, она собралась – и уехала во Владивосток? Поступила в университет, отучилась, осталась, замуж вышла… И прожила всю жизнь во Владивостоке.

Преподавала, а еще подрабатывала экскурсоводом и разъезжала с тургруппами по разным городам. Привозила в Орел подарки. Всякое бывает в жизни, но семья – это святое…

МАТЬ

Отец как среднестатистический российский мужчина умер раньше жены. Мать, оставшись одна, стала время от времени приезжать во Владивосток к старшей дочери и жить у нее подолгу. Наталья предлагала матери остаться у нее навсегда, то мать не соглашалась: Владивосток ей не нравился, к тому же в Орле оставалась младшая дочь и внук, которых она очень любила. Они жили отдельно и звонили, что ее огорчало, не часто.

Годы шли… И младшая дочь все чаще стала заговаривать о завещании. Мать отнекивалась… Но в 2004 году завещание всё-таки составила – как полагается, у нотариуса. По завещанию практически все свое имущество она завещала старшей дочери, Наталье. И просила ее сделать все по завещанию, выполнить ее волю.

Прошлым летом Наталья оформляла пенсию и в Орел не поехала, хотя предыдущие два лета ездила. И вдруг – мать попала в больницу с сердечным приступом и умерла.

Мать умерла в пятницу, Ольга назначила похороны на понедельник. Наталья уговаривала сестру перенести похороны на вторник, поскольку она может не успеть приехать, но сестра не согласилась. Наталья понеслась по знакомым – занимать деньги. Потом в авиакассы.

Лето. Отпуска. Ну и что ж, что заверенная врачом телеграмма? Обошелся билет Наталье в 46 тысяч. Из-за разницы во времени она приехала в Орел в воскресенье утром. Успела.

НАСЛЕДСТВО

Через несколько дней после похорон Наталья пошла к нотариусу, чтобы вступить в права наследования по завещанию. Нотариус завел дело, взял деньги (по квитанции, не подумайте плохого), потребовал кой-какие справки и документы. Знакомые орловские юристы говорили Наталье, что для заведения наследственного дела не все затребованные нотариусом справки нужны, но она, как послушный человек советского воспитания, все требования нотариуса всё-таки выполнила.

Ольга поехала в Одессу к родственникам и вернулась с двоюродной сестрой Татьяной, которой предложила купить долю в квартире матери (собственников квартиры трое: мать, Ольга и ее сын), которую мать завещала Наталье. Купить под гостиницу – у Ольги.

Наталья решила отметить сороковины, Ольга же утверждала, что на 40-й день не поминают, и отказалась помогать в подготовке поминок, так что Наталья сама все готовила, сама звонила знакомым матери.

Утром Ольга с Татьяной пришли и стали выгонять Наталью: они теперь хозяева квартиры, сейчас милицию вызовут, уезжай во Владивосток… Чтобы не показывать Ольгу в таком состоянии гостям, Наталья успела некоторых приглашенных обзвонить и отменить приглашение, но многие пришли. Когда сели за стол, Ольга с Татьяной ушли демонстративно, через зал, выкрикивая, что Наталья их выгнала.

После поминок Наталья позвонила двоюродным сестрам в Запорожье, рассказала о том, что произошло. Родственники и знакомые принялись звонить Ольге, говорить, что так вести себя – неправильно, подло, что нельзя устраивать скандал на поминках… Ну все, что можно сказать в подобных случаях. На следующий день Ольга и Татьяна снова пришли – Татьяна попыталась загладить свое вчерашнее поведение.

Потом Наталья вернулась во Владивосток, оставив доверенность орловской приятельнице.

17 января этого года исполнилось 6 месяцев со дня смерти матери, но Наталья (ее представитель в Орле) свидетельство о праве на наследование по завещанию не получила. Ни в январе, ни в феврале, ни в марте. Но зато 30 марта (когда по закону срок уже был упущен) суд принял заявление от Ольги, что, поскольку она инвалид, ей положена обязательная доля в наследстве. А в мае узнала, что Ольга подала иск в суд, желая получить долю Натальи себе.

СУД

Ночью 29 мая Наталье домой позвонила помощник судьи, сказала, что иск подан, суд состоится 1 июня, и будет ли Наталья на процессе присутствовать.

Наталья ответила, что впервые об иске слышит, и как она может присутствовать, если иска не видела, судебной повестки не получала, до Москвы – 9000 километров, на поезде – более семи суток, да еще почти сутки до Орла (в Орле аэропорта нет). Помощник сказала, что вышлет документы в понедельник. А во вторник на мобильный Наталье позвонил судья Бурцев и потребовал номер факса, куда переслать документы. Наталья ответила, что факса у нее нет. Тогда судья потребовал адрес электронной почты. Наталья ответила, что электронного адреса нет, поскольку нет и компьютера А рабочий? Наталья ответила, что она пенсионерка, не работает. Ну, сходите на телеграф и дайте факс телеграфа, а без факса не будет документов.

В любом случае Наталья на суд не успевала. Поездом – 8-9 суток, а самолетом… Одно дело – потратить безумные деньги, чтобы приехать на похороны матери (это святое), и другое – прилететь на заседание суда, когда ясно, что одним заседанием дело не ограничится. Наталье больше 23 лет и меньше 60-ти. То есть президентская льгота на нее не распространяется, за две тысячи билет не купить. Да даже если бы и распространялась – не за сутки билет покупать надо!

В дальнейшем судья регулярно посылал ей телеграммы о том, что заседание состоится… через два дня. К тому же – лето… Не все же время Наталья сидит дома! Лето у нас принято проводить у моря, что Наталья и делала. О том, что пришла телеграмма, ей, как правило, сообщали соседи. Она приезжала домой, получала телеграмму – и обнаруживала, что суд был вчера.

А между тем не за два дня же судья заседание назначает! Почему же сообщает об этом накануне, а не сразу после назначения?

Объяснений может быть два: либо судья делает это нарочно, чтобы ответчица не успела, либо судья – блондинко (это уже термин, обозначающий состояние ума, а не цвет волос и принадлежность к полу).

ИДЕАЛЬНЫЙ ОВОЩ

Вы думаете, судья не может быть блондинко? Да почему же?

Не так давно посетители Интернета зачитывались рассказом некоего московского юриста о состоянии ума его помощницы 22-х лет, студентки последнего курса юрфака. Рассказ был озаглавлен «Идеальный овощ». Вот цитата:

«– Ой… И нафига метро так глубоко строят? Неудобно же и тяжело! Алексей Николаевич, зачем же так глубоко закапываться?

– Ну, видишь ли, Настя, – отвечаю я, – у московского метро изначально было двойное назначение. Его планировалось использовать и как городской транспорт и как бомбоубежище.

Настюша недоверчиво ухмыльнулась.

– Бомбоубежище? Глупость какая! Нас что, кто-то собирается бомбить?

– Я тебе больше скажу, Москву уже бомбили…

– Кто?!

– Ну как… Гм… хм… – замялся я на секунду, – немцы бомбили Москву… Во время войны. Прилетали их самолёты и сбрасывали бомбы…

– Зачем?! Они нас что, уничтожить хотели?!

–Ну, как бы, да… – хе-хе, а что ещё скажешь?

– Вот сволочи!!!

–Да… Уж-ж-ж!

– И что… все люди прятались от бомбёжек в метро?

– Ну, не все… Но многие. Кто-то тут ночевал, а кто-то постоянно находился…

– И в метро бомбы не попадали?

– Нет…

– А зачем они бомбы тогда бросали?

– Не понял…

– Ну, в смысле, вместо того, чтобы бесполезно бросать бомбы, спустились бы в метро и всех перестреляли…

– Настя, ну они же немцы! У них наших карточек на метро не было. А там, наверху, турникеты, бабушки дежурные и менты… Их сюда не пропустили просто!

– А-а-а… Ну да, понятно, – Настя серьёзно и рассудительно покачала своей гривой.

– Настя, я пошутил! На самом деле немцев остановили наши на подступах к Москве и не позволили им войти в город.

Настя просветлела лицом.

– Молодцы наши, да?»

Да что там говорить о незнакомой москвичке Насте. Всем известен юрист вполне зрелого возраста, два с лишним года назад влезший на высокий трон. Он влез – и обнаружил, что Россия, оказывается, очень большая! В ней 11 часовых поясов! Это же неудобно! Как бы эти пояса сократить?

Удобства жителей 11-ти часовых поясов в расчет не принимаются – лишь бы начальству было удобно. И вот уже Камчатка свое время поменяла, да и наши депутаты прогнулись.

Конечно, «приближение» к Москве на час не сократит ни на сантиметр ни один из девяти тысячи километров, но…

РЕЗУЛЬТАТ

Орловский суд вынес заочное решение: Ольге – всю квартиру и всё, что в ней находится, Наталье – компенсацию, которая должна ей выплатить Ольга. Но механизм выплаты не обозначен, так что вряд ли..

А завещание? Да кого интересует воля матери, если она уже умерла? Живые рулят!

А мораль? Да какая в этой истории может быть мораль…

Марина ЗАВАДСКАЯ


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100