Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 15 (891) от 13 апреля 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Вопросы к следствию

Наталья Фонина

МАСКАРАД С НЕКАЗИСТЫМИ ДЕКОРАЦИЯМИ
На полках архивов МВД хранится множество дел. За каждым из них своя нетривиальная история и чья-то судьба.

Между тем, в МВД следствие все больше ориентируется на показатели, а не на качественное расследование. Согласно статьи 5 Закона «Об оперативно розыскных мероприятиях» «нюансы» – принудительная дача показаний, фальсификация – недопустимы. Как показывает судебная практика таких «нюансов» немало. Неказистость «декораций» скрашивает коммерческий интерес.

Например, о том, как оперативно умеют работать сотрудники наркоконтроля, можно было наблюдать в зале суда, где рассматривалось дело Валерия Николаевича Тарасенко.

Его обвиняли в распространениии наркотических препаратов.

«ВЫКОЛАЧИВАНИЕ» ПОКАЗАНИЙ

Второго июля 2009 года Валерия Тарасенко остановили неподалеку от площади Луговой сотрудники наркоконтроля. Никаких претензий к самому Валерию, как объяснили люди в форме, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков не имела.

Как они сказали, от осведомленных источников к ним поступила информация. Им стало известно, что Валерий Тарасенко иногда проводил время в компании своего знакомого Валерия Цапко. А ныне этот его давнишний знакомый находился на скамье подсудимых. Валерия Цапко обвиняли в том, что он промышлял торговлей наркотиками.

Вообще, по их словам, подсудимый долгое время был на крючке органов МВД и был связан с криминальной торговлей давно. По поводу В. Цапко, как объяснили сотрудники наркоконтроля, все прозрачно и предельно ясно. Доказательствами его афер были четыре закупки наркотических препаратов и видео, ясно и наглядно запечатлевшее «сделку».

Зачем остановили на улице Валерия Тарасенко?.. Сотрудники поставили в известность...

Попросили помочь следствию – дать свидетельские показания. Не правда ли, странный способ?

– Вы должны дать свидетельские показания.

Перед Валерием Тарасенко положили чистый лист бумаги. Красноречивым сотрудникам не составило труда заставить его дать свидетельские показания, как оказалось позже, против себя.

Дело в том, что «задержанный» свидетель Валерий Тарасенко находился на учете в психиатрической больнице. И он не способен был осмыслить всего происходящего, в том числе того, что писал под диктовку сотрудников наркоконтороля.

Сотрудники федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков перешли к самому главному...

– Вы можете помочь следствию. Напишите, что Вы продавали таблетки с психотропным действием под названием «Циклодол» подсудимому В. Цапко. Вам переживать ни о чем не нужно. Об остальном мы позаботимся сами.

При этом «оперативно-розыскном мероприятии» не присутствовало, что тоже очень странно, ни специалиста-психиатра, ни адвоката. Учитывая заболевание Валерия Тарасенко, с точки зрения того же закона «Об ОПРМ», все должно было происходить в присутствии вышеуказанных специалистов и при официальной встрече. В противоположном случае это грубое нарушение порядка следственного мероприятия.

Но у сотрудников Наркоконтроля, как видно, «точка зрения» оказалась противоположной.

Несмотря на несостоятельность такого признания, свидетеля Валерия Тарасенко вскоре переквалифицировали в обвиняемого. Ему приписывают распространение наркотических препаратов.

В результате пародоксальная ситуация: за содействие следствию прежнего обвиняемого В. Цапко приговорили к полутора годам лишения свободы. Согласно Уголовному кодексу, за торговлю наркотиками предусмотрены более внушительные сроки – от 10 и более лет лишения свободы. Значительная разница...

НЕОЖИДАННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

А Валерия Тарасенко, ставшего «игрушкой в руках следствия», ожидала участь, о которой он и не предполагал.

Его дело выделено в отдельное производство. И прокуратура утвердила его. Материалы «о применениии принудительных мер медицинского характера» ушли в суд.

Первое заседание уже позади.

Против обвиняемого нет никаких прямых или косвенных улик. Аргументом обвинителя стало написанное под диктовку сотрудников Наркоконтроля «собственноручное» признание обвиняемого.

На данный момент Валерий понимает, что его использовали. И противоречит написанному в «признании».

И вдруг неожиданный поворот событий... В зале суда появился человек, который говорит, что подсудимый не мог продавать наркотики. В тот момент, с апреля по май, который Валерий указал в своих свидетельских показаниях, он находился совершенно в другом месте.

Валерий проживает в городе Находке. Там он проходил лечение с апреля по май.

«Лживые сведения» от сотрудников наркоконтроля стали явными.

Наталья Фонина


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100