Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 34 (858) от 26 августа 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Коррупция в строительстве

Елена ЗОЛОТАРЕВА

Исследования, связанные с вопросами коррупции и противоправного поглощения собственности в городе Владивостоке выявили следующие проблемные ситуации в сфере строительства.

Первые из них связаны с нарушением порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 30-32 Земельного кодекса РФ), несоблюдением условий и ограничений, закрепленных пунктом 15 статьи З Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

С 2003 года по настоящее время во Владивостоке значительное количество участков для жилищного строительства приобреталось именно из государственных или муниципальных земель путем предварительного согласования места размещения объекта. В то время ЗК предусматривал, что такое предоставление земельных участков должно происходить с проведением работ по их формированию. Для того чтобы земельный участок начал существовать как объект права, необходимо проведение специальных землеустроительных мероприятий по межеванию земельного участка. Согласно ст. 17 ФЗ «О землеустройстве» межевание, в частности, включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства (земельного участка) на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства. Документы о межевании земельных участков необходимы для последующего проведения их кадастрового учета. Согласно п. 2 ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре» такие документы заинтересованные лица обязаны были представлять в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

В свою очередь, упомянутые органы по осуществлению кадастрового учета обязаны были проверять, были ли соблюдены при проведении межевания права смежных землепользователей. Если нарушения таких прав имели место, в проведении государственного кадастрового учета земельного участка должно быть отказано на основании п. 3 ст. 20 ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Общий надзор за соблюдением действующего законодательства, как известно, осуществляют уполномоченные должностные лица органов прокуратуры. Однако, как показывает практика, действенный надзор за законностью со стороны уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры в Приморском крае как раз и не наблюдался. В связи с чем в городе Владивостоке возникла ожесточенная борьба собственников жилых помещений многоквартирных домов с рейдерами придомовой территории, сплошь и рядом отданной в нарушение закона под новое строительство.

Попустительство по службе уполномоченных лиц органов прокуратуры, вынесение противоречащих закону судебных решений зачастую обусловлено конфликтом интересов у самих должностных лиц, сначала с большими «бонусами» купив себе квартиры в таких проблемных объектах жилищного строительства, а затем «покровительствуя» той компании – застройщику, которая осуществляла строительство за чужого земельного участка, незаконно отобрав большую его часть у смежных правообладателей. Ведь попытки решить эту проблему были предприняты еще в 2005 году, когда Министерством регионального развития РФ был разработан проект постановления Правительства РФ [1], предусматривавший механизм выделения средств федерального бюджета для обеспечения жильем судей, прокуроров и следователей путем предоставления им субсидий на приобретение жилых помещений. Однако реально механизм заработал лишь с принятием Постановления Правительства РФ от 21 марта 2008 г. № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» (текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 марта 2008 г. № 12, ст. 1150), которое стало распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Почему же это происходит сейчас? Давайте рассуждать. После проведения межевания и кадастрового учета земельный участок фактически становится объектом права. Он отвечает требованиям, предъявляемым п. 2 ст. 6 ЗК, поскольку его границы описаны и удостоверены в установленном порядке.

Однако если предоставление публичных земель для целей строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов проведено за счет земельных участков, находящихся в пользовании собственников ранее построенных многоквартирных домов, т.е. с нарушением прав и законных интересов правообладателей, то последние вправе обратиться за защитой именно в органы прокуратуры.

[1] Напомним, что согласно Письму Федерального казначейства от 23 августа 2005 г. № 42-7.1-01/5.1-239 Министерством регионального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти был разработан проект постановления Правительства РФ «Об обеспечении судей, прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» и проект Порядка обеспечения жильем данной категории лиц, в котором определяется механизм выделения средств федерального бюджета для обеспечения жильем судей, прокуроров и следователей путем предоставления им субсидий на приобретение жилых помещений. Министерством финансов РФ указанный проект Постановления Правительства РФ согласован, но не утвержден, в то время как расходы по обеспечению жильем судей могли быть произведены лишь после утверждения Правительством РФ порядка обеспечения жильем судей, прокуроров и следователей.

Елена ЗОЛОТАРЕВА, эксперт по законодательству в сфере регулирования предпринимательской деятельности Приморской ТПП.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100