Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (841) от 29 апреля 2009  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Всевидящее око или болванка для болванов

Анастасия ПОПОВА

Главный вопрос...
О том, что Владивосток скоро превратиться в гигантский «Дом 2» для сотрудников милиции, начали говорить ещё год назад. У корреспондента «АВ» возник вопрос: действительно ли с установкой видеокамер на улицах Владивосток стал «Безопасным городом»?

Или 40 млн, которые выделены на реализацию программы во Владивостоке, и 12,5 млн, которые предназначены Артёму, как это у нас нередко бывает, были отправлены коту под хвост?

...и пять дополнительных

Достаточно почитать специфическую литературу и поговорить со специалистами, чтобы возникли новые вопросы:

1. Известно, что предупреждения, об установке камер, иногда оказываются всего лишь аналогом картонного полицейского. В одном из сюжетов ПТР о программе «Безопасный город», для иллюстрации снимали оборудование, которое стоит на приморском телевидении. Также нередко по ТВ сюжеты об установке камер иллюстрируются объектами, которые устанавливает компания «Подряд» в частном порядке. Другими словами, возникает вопрос – а вообще есть ли эти камеры?

2. Администрация края заявляет, что во Владивостоке установлено более 100 камер (в Интернете можно найти цифру – 150). В таком случае, должно быть помещение, где располагаются мониторы, на которые поступает сигнал. И это должно быть огромное помещение, так как в зале, где расположено, 100 мониторов, от их излучения становится очень жарко. Центр собирались разместить возле дежурной части на Военном шоссе, 24, но там крохотный кабинет, явно не подходящий для этих целей. Практика показывает, что один человек способен отследить изображение не более чем на 16-ти мониторах. Если изображение никто не отслеживает, эффективность от этого дела будет стремиться к нулю. В Москве, например, такие центры созданы при управляющих компаниях и ТСЖ. Был даже случай, когда человек из правления ТСЖ увидел на экране, что в подъезде дома молодые люди передают друг другу мешочки с наркотиками, позвонил в милицию. Преступников задержали сразу же. Владивостокский штат УВД в связи с программой «Безопасный город» увеличивать не планировали.

3. Нет подразделения (структуры, компании, организации – обзовите, как хотите), которое отвечало бы за эксплуатацию оборудования. Камеры могут выйти из строя. Оборудование ржавеет, его могут испортить вандалы и т.п. Например, в Москве после того, как выделили деньги на установку 60 тыс. камер видео наблюдения, специальная комиссия в течение полутора лет искала их, но смогла обнаружить только 24 тыс. Кто даст гарантию, что во Владивостоке действительно установлено 100 камер, а не десять?

4. Проект стоит больших денег, которые сразу же в бюджет не вернутся. Поскольку он будет передан на баланс УВД, сложно представить варианты коммерческого использования системы. Если же этим будет заниматься сторонняя организация, возможен такой выход: устанавливать камеры в подъездах, давать всем желающим возможность следить, за тем, что происходит в их доме, и брать за это деньги... Также можно подключать к системе за деньги коммерческие организации.

5. Отвечают ли камеры тем требованиям, которые предъявляет УВД? Ведь оборудование бывает разное. Они могут быть для сотрудников милиции малоэффективны или вообще бесполезны в работе. Камеры можно установить так, что на чёрно-белом экране вы увидите лишь человека, который «куда-то пошёл». А можно установить так, что реально разглядеть лицо нарушителя или номер машины. Есть даже программа, которая позволяет по фотографии человека проследить его путь в огромном городе. Конечно, мы пока до неё не доросли, но в больших городах таких, как Москва, где установлено более 80 тыс. камер или Лондон, где около 120 тыс., это вполне реально. Кстати, не слишком ли скромно на такой большой город, как Владивосток, около ста камер, когда в одном ВГУЭСе их около 300?

К вопросу о камерах слежения

При грамотном использовании от камер слежения большой эффект и в раскрытии преступлений и в бизнесе. Например, был случай, когда один владелец владивостокского круглосуточного супермаркета решил как-то ночью посмотреть, что делает секьюрити магазина. Включил монитор, а там охранник колбасой в шпаги играет. Уволил на следующий день.

В России самый продвинутый в плане камер город – Москва. По данным ГОВД Москвы за первые шесть месяцев 2008 года преступность снизилась на 8%. По грабежам – на 11,2%, по разбоям – на 8,6%, по угонам автотранспорта – на 14%. В общественных местах количество правонарушений сократилось на 28%. За семь месяцев 2008 года с использованием видеоинформации было раскрыто 174 преступления.

Рассказывает директор департамента связи и информатизации Приморского края Алексей Щуров:

Программа «Безопасный город» была включена в краевую целевую программу комплексные меры профилактики правонарушений в конце 2007 года, мы преступили к реализации программы в 2008 году. Изначально собирались установить камеры в десяти городах. Сейчас устанавливаем во Владивостоке и собираемся в Артёме. Программа в 2009 году заканчивается, мы подали предложение о продлении её до 2012 года.

Опыт установки камер во Владивостоке показал, что много времени занимает согласование с собственниками помещений. Бывает, что в проекте камера нарисована на здании, подрядчик приходит к собственнику, просит согласовать работы по монтажу камер. Нередко собственники отказываются. Особенно категорично настроены владельцы торговых центров. Мы пытаемся договориться, но если не получается, меняем проект и устанавливаем камеру в другом месте.

Много проблем с электропитанием камер. Мы вынуждены ставить приборы учёта чуть ли не на каждую видеокамеру. Нужно заключать договоры со всеми снабжающими организациями, начиная от управляющих компаний, заканчивая ТСЖ. У нас более 30 договоров только на электропитание.

На сегодня во Владивостоке установлено 115 камер в разных районах. Все они работают. Они расположены по всему городу, начиная от самых северных районов, заканчивая самыми южными в местах массового скопления людей – на вокзалах, центральной площади, корабельной набережной, спортивной гавани. Камеры обеспечивают контроль за правопорядком и автотранспортом.

Есть специальные программные модули, которые устанавливаются на видеокамеры или группу видеокамер, они распознают лица и номера машин. Проект по установке видеокамер курирует наш департамент. Предполагается, что вся система будет передана на баланс УВД Владивостока в июне. УВД, которое примет на баланс оборудование, объявит конкурс на обслуживание оборудования. Им придётся защищать сумму на финансирование камер в краевом бюджете. И если они эту сумму защитят, она будет предусмотрена в бюджете. Во Владивостоке будет установлено 224 камеры. На коммерческую основу этот проект пока ставить не планируется.

В разработке программы УВД участвует. В проектах по установке камер везде есть подпись ответственного лица из УВД. Пока вопрос увеличения штата УВД не наблюдается. Предусмотрена установка индивидуальных модулей, т.е. программ, которые позволяют подсказывать диспетчеру, какие противоправные действия камера зафиксировала.

А камера не работала...

Вот так красиво всё выглядит со слов представителя администрации края. Корр. «АВ» в пятницу удалось побывать в центре оперативного реагирования, который находится на Военном шоссе. В небольшом помещении располагается пять компьютеров. На стене находится экран, который по мере необходимости отображает изображения с нужных камер. Как говорит Светлана Быстрова, командир взвода оперативного реагирования, сотрудников сюда набирали с улицы. Обучение они проходят на месте – хватает четырёх нарядов. Людей со специальным программистским образованием нет. Реально на установлено 103 камеры, на дисплей выведено 78. Изображение с камер сейчас никто целенаправленно не отслеживает – сотрудники, которые находятся здесь, занимаются управлением нарядами – мониторят, где располагаются машины сотрудников ППС, направляют их и т.д. Работы и так хватает. Если случайно удаётся увидеть правонарушение, сообщают ближайшему к месту наряду ППС. Если у тех нет возможности, дают команду охране. Сейчас на изображениях с камер возможно увидеть лица и номера машин, но, как говорит Светлана Ивановна, сначала поставили программу, которая этого делать не позволяла. Или возможности камер были не те… По её мнению, камеры логичнее было бы установить не в людных местах, а где-нибудь в спальных районах. Ведь во время городских мероприятий и так усилено дежурят полки ППС.

– Продавать записи с камер ни телевидению, ни частным лицам мы не имеем права. Только согласно письменному разрешению, подписанному нашим начальником, мы имеем право извлекать информацию, – говорит Светлана Быстрова.

Сейчас в центре чаще работают по ориентировкам. Хотя не всегда это удаётся. Например, был случай, когда позвонили сотрудники ППС, которые выехали на Чуркин, где произошёл разбой. Звонят, говорят: «Напротив нас висит камера, поднимите, что она сняла». А поднять не получилось – камера в этот момент не работала.

Итог: через месяц систему должно принять на баланс УВД, но из 224 камер реально работает 78. Хватит ли времени установить остальные камеры? Милиции камеры, в том виде, в каком они есть, не очень-то нужны. Много затрачено денег (вы уверены, что 40 млн. пошли на программу, а не в карманы больших дядей?), много шуму, а результат?

Анастасия ПОПОВА.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100