Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 51 (822) от 17 декабря 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Страшилки для присяжных по делу Политковской

Надежда Алисимчик.

Предполагаемый убийца обозревателя “Новой газеты” Анны Политковской Рустам Махмудов мог выехать за рубеж по документам прикрытия, которые были выданы ему Федеральной службой безопасности. Об этом в ходе слушаний 9 декабря в Московском окружном военном суде заявили адвокаты подсудимых — братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых, пишет газета “Коммерсант” 10 декабря.

Адвокаты подсудимых выдвинули версию, что Рустам Махмудов являлся осведомителем ФСБ, которая и выдала ему, так называемые, документы прикрытия. Косвенным подтверждением этой версии служат показания, данные на следствии шеф-редактором «Новой газеты» Сергеем Соколовым. Он утверждал, что ему известно, что в 2005 или 2006 году Рустам Махмудов вместе с бывшим сотрудником ФСБ Павлом Рягузовым выезжал в Ростов-на-Дону на оперативные мероприятия, в ходе которых он опознавал задержанных там наркоторговцев и контрабандистов.

«НОУ-ХАУ» ДЛЯ ПРИСЯЖНЫХ

Напомним, что по подозрению в причастности к этому преступлению были задержаны уроженцы Чечни Джабраил и Ибрагим Махмудовы, Магомед Демельханов. По делу были также задержаны бывший глава Ачхой-Мартанского района Чечни Шамиль Бураев и его знакомый подполковник ФСБ Павел Рягузов.

Уголовное дело в отношении Бураева было прекращено, а вот с причастностью Рягузова к делу Политковской получилась большая интрига. И я бы даже назвала это «ноу хау» в ведении суда с участием присяжных.

Как сообщает источник: «В среду суд исследовал доказательства, никак не связанные с убийством. В 2002 году в офис туристической фирмы, где работал Эдуард Поникаров, ворвались четверо в штатском, учинили обыск, а затем начали его избивать. Позже к ним добавились еще двое — сотрудники ФСБ. Как выяснилось впоследствии, одним из истязателей был подполковник ФСБ Павел Рягузов, другим — сотрудник спецотдела МВД Сергей Хаджикурбанов, которого следствие считает организатором убийства обозревателя «Новой газеты».

Благодаря этому, эпизод с Поникаровым и стал частью дела Политковской. Поникаров, правда, отметил, что Рягузов в побоях не участвовал, и заявил перед началом допроса, что очень жалеет о том, что на скамье подсудимых оказались лишь двое из шестерых его обидчиков.

По словам Поникарова, избиение продолжалось несколько часов. За это время его последовательно заставили подписать бумаги об отсутствии претензий к милиции и о том, что он хочет и готов сотрудничать с ФСБ, возили в Красногорск и били там на глазах у жены и детей, вымогая деньги. Рассказ был полон ярких и страшных подробностей.

Историю шестилетней давности раскопали лишь в августе прошлого года. Поникарову позвонили из прокуратуры и назначили встречу с заместителем генерального прокурора России. До этого все попытки потерпевшего добиться возбуждения уголовного дела по факту нападения на него терпели неудачу.

Адвокаты подсудимых допрашивали Эдуарда Поникарова около трех часов. За это время им удалось несколько дезавуировать его показания, во всяком случае, в глазах журналистов: вина Рягузова и Хаджикурбанова уже не казалась настолько очевидной. По мнению адвоката Валерия Черникова, эпизод оказался в деле об убийстве Анны Политковской, чтобы напустить на присяжных жути и воспрепятствовать правоохранительным органам, выставив их в неблаговидном свете».

«Нерассмотрение своевременно подобных жалоб приводит к тяжелейшим последствиям, — говорит адвокат семьи Анны Политковской Карина Москаленко. — Символично, что вопросы такого уровня возникли именно на процессе об убийстве Анны Политковской, потому что Анна была врагом безнаказанности. Другие дела подобного характера не имеют даже теоретической возможности дойти до суда присяжных».

ЗАКРЫТЫЙ СВИДЕТЕЛЬ

Обвинение в убийстве —Политковской предъявлено трем фигурантам - Сергею Хаджикурбанову, Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым. Всю прошедшую неделю в процессе по делу Политковской подсудимым зачитывалось обвинение, предъявлялись доказательства вины и заслушивались свидетели.

Допрошенный 5 декабря свидетель Лом-Али Гайтукаев — дядя братьев Махмудовых — заявил в суде, что «узнал от следствия, что за убийство Политковской было заплачено 2 млн долларов». Этот свидетель был допрошен в закрытом режиме, поскольку, по словам стороны обвинения, он мог сообщить секретные сведения. Гайтукаев осужден на 12 лет заключения за покушение на украинского бизнесмена.

Напомним, что Ибрагим и Джабраил Махмудовы свою причастность к убийству отрицают. Но никто на них не давит. Напротив, по словам одного из адвокатов братьев, после процесса их везут не в камеру, а катают по городу часов до 2-х ночи совершенно бесплатно. Видимо, проветривают.

Согласно РИА «Новости», гособвинители представили карту, на которой был показан радиус действия сотовых телефонов, принадлежащих обвиняемым, а также предполагаемое местонахождение подсудимых - Ибрагима и Джабраила Махмудовых. Обвинение считает, что подсудимые осуществляли слежку за Политковской.

Сторона обвинения также, показывая на карту, где был зафиксирован радиус действия вышки одной из сотовых компаний, указала, что телефоны обвиняемых Махмудовых находились в радиусе действия этой вышки.

Обвинители подчеркнули, что в день убийства Политковской в районе 16 часов Ибрагим и Джрабраил Махмудовы созвонились.

О причастности к убийству Анны Политковской Хаджикурбанова журналисты из уст гособовинения так ничего и не поняли. Адвокат Сергея Хаджикурбанова Литвин утверждает, что по его подзащитному и в закрытой части не было представлено ни одного доказательства. Литвин также отметил, что когда было совершено убийство Политковской, Сергей Хаджикурбанов был журналистом, и Кавказ был одной из тем, которыми он занимался. Правда, некоторые источники сообщают, что после одного из закрытых заседаний адвокат потерпевших Анна Ставицкая сказала журналистам, что некий неназванный свидетель все же давал некие показания на Сергея Хаджикурбанова.

Сергея Хаджикурбанова по делу об убийстве Анны Политковской обвиняют в организации, а также в том, что он якобы достал орудие убийства. Что касается Павла Рягузова, то он находится на скамье подсудимых, поскольку является обвиняемым как раз по дополнительному, никак с этим не связанным, эпизоду, наряду с обвиняемым Хаджикурбановым.

ОБВИНЕНИЕ НИКОГО НЕ УДИВИЛО

Сторона обвинения на прошлой неделе закончила предъявление доказательств вины подсудимых.

С понедельника, 15 декабря, адвокаты братьев Махмудовых начнут объяснять, где находились их подопечные в день убийства. Если братья все-таки были рядом с домом Политковской, возникнет вопрос, кто просил их следить за журналисткой и знали ли они, что планируется ее убийство. Адвокат Мусаев уже попросил судью сделать запрос.

Как сообщает радио «Свобода», когда представитель государственного обвинения Сафина сказала, что государственное обвинение заканчивает представлять доказательства, все журналисты были несколько обескуражены. Ничего конкретного, с точки зрения журналистов, еще пока в суде не было исследовано. Были установлены те факты, которые и так известны. В частности, ничего не говорилось, например, об оружии, из которого была убита Анна Политковская, кроме того, что оно самодельное. Непонятно, как оно появилось, это оружие. Хотя говорят, что именно Сергей Хаджикурбанов, один из обвиняемых, его передавал непосредственному киллеру.

Адвокаты подсудимых на вопросы журналистов, могли ли остаться сильные козыри у гособвинения на дополнительную стадию, в один голос утверждают — козырей нет, не было и быть не может.

По сообщениям СМИ публикацию подготовила Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100