Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 49 (820) от 3 декабря 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Земля у дома твоего

Золотарева Е.В.

«Уважаемая редакция! Просим Вас ответить с привлечением компетентных юристов в вопросах ЖКХ на интересующие нас вопросы:
- земля на придомовой территории пока передаётся собственникам многоквартирных домов бесплатно, однако приватизация придомовой территории затягивается и в мэрии для ускорения этого процесса предлагают жильцам оплатить топосъёмку и другие услуги. Правомерно ли это, где взять деньги (с жильцов собрать очень трудно), и как как этот вопрос решён у соседей хабаровчан?

- если жильцы многоквартирного дома не смогут собрать нужную сумму и будут ждать бесплатного оформления приватизации придомовой территории — чем это чревато?

- просим рассказать плюсы и минусы приватизации и неприватизации придомовой территории.

- какой налог на землю придомовой территории нас ожидает и как будет взиматься этот налог: с каждого собственника в соответствии с занимаемой жилплощадью или иным способом?

Наталья Крайнова. г. Владивосток».


Золотарева Е.В.
На вопрос читательницы отвечает Золотарева Е.В., юрист, эксперт в сфере регулирования предпринимательской деятельности, руководитель Дальневосточного представительства Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей Приморского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».


Отвечая на вопросы Натальи Крайновой, следует пояснить, что в городе Хабаровске давно принят и действует генеральный план города. При его реализации централизованно проводилась разработка документации по планировке и межеванию застроенных территорий данного городского поселения. Поэтому собственникам квартир домов в городе Хабаровске не составляет труда получить распоряжение об утверждении границ сформированного в порядке реализации статьи 46 Градостроительного кодекса РФ земельного участка, занятого их многоквартирным домом.

В нашем же случае генеральный план города Владивостока принят буквально только что, к разработке документации по планировке и межеванию застроенных территорий поселения Владивостокский городской округ еще не приступал, поэтому при формировании земельных участков, занятых многоквартирными домами, потребуется применение иных норм действующего законодательства, а именно:

Согласно пункта 4 статьи 16 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления. Для этого уполномоченное лицо, выбранное общим собранием собственников на основании пункта 3 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона № 189-ФЗ, подает соответствующее заявление в так называемое «одно окно», расположенное на Партизанском проспекте, 13, каб. 3. И далее начинает отслеживать его дальнейшее продвижение по административным кабинетам. Следует помнить, что:

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ № 491 был установлен срок (до июля 2007 года) бесплатного формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома застроенных территорий поселений, в том числе – срок установления границ красных линий, а также публичных сервитутов в отношении объектов инженерной инфраструктуры, находящихся на таких участках (до июля 2008 года).

В то же время, статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ были жестко установлены условия, в том числе график формирования органами государственной власти и местного самоуправления за счет собственных бюджетов земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома застроенных территорий того поселения, требуемые для подачи заявки на софинансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ капитальных ремонтов многоквартирных домов, а также сноса и реконструкции ветхих и аварийных домов.

Город Владивосток своевременно подал заявку и в составе целевой региональной программы Исполнительной дирекцией Фонда содействия реформированию ЖКХ заявка города Владивостока была удовлетворена.

Это означает, что на ее исполнение должны быть заложены необходимые и достаточные средства местного бюджета, в том числе на выполнение работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома в застроенных территориях поселения, претендующего на софинансирование из вышеуказанного федерального Фонда, причем, согласно графика, предоставленного Фонду вместе с заявкой. Так как в случае неисполнения хотя бы одного из условий, закрепленных статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Исполнительная дирекция Фонда вправе приостановить финансирование, предоставленное городу по его заявке.

Однако, важно иметь ввиду и то, что обязанность надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома лежит на его собственниках, т.е. на собственниках квартир в каждом конкретном доме, и неисполнительность чиновников в отношении формирования земельных участков, занятых теперь уже частными многоквартирными домами, не снимает ответственности собственников за ненадлежащее его оформление и содержание.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества, включая земельные участки, на которых расположен такой объект недвижимости как многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Заявителями по данному закону являются собственники квартир как объекта недвижимости.

И если собственники квартир в многоквартирном доме не хотят оказаться без части общего имущества — земельного участка, на котором расположен их многоквартирный дом, по причине неисполнительности городских чиновников, то им целесообразно самим решить вопрос оплаты расходов на формирование земельного участка и его государственного кадастрового учета.

В противном случае у них не возникнет права общей собственности на земельный участок, возникновение которого закон связывает с формированием такого земельного участка и постановкой на государственный кадастровый учет.

В случае случайной гибели, сноса аварийного дома или выкупа для государственных нужд (по решению ОГВ или органов МСУ) такой горе-собственник квартиры теряет столь значительную часть выкупной цены своей квартиры, что не сможет на оставшуюся сумму купить себе новое полноценное жилье.

Роль государства (в лице муниципалитета) в таком случае сводится лишь к обязанности постановки его как малоимущего гражданина на очередь для получения социального жилья, в которой по данным СМИ сегодня во Владивостоке числится свыше 17 000 семей. Не проще ли своевременно собрать 18-30 тысяч рублей на топосьемку и государственный кадастровый учет, чтобы в последующем не лишится многомиллионной стоимости своего жилья?

С точки зрения налогообложения находящегося в общей долевой собственности земельного участка, собственникам квартир волноваться не стоит. Письмами Минфина даны подробные разъяснения по его исчислению. Применив указанные в письме Минфина формулы расчета, собственники квартир пяти- и двенадцатиэтажного многоквартирного дома в центре города Владивостока с самой высокой кадастровой стоимостью земли рассчитали земельный налог для квартиры площадью 80 кв. м. Годовая сумма земельного налога составила соответственно 300 и 500 рублей.

Даже если произойдет переоценка кадастровой стоимости земли в центре города, заметную роль на земельный налог с жилого дома это не окажет, так как при таком виде использования земельного участка как жилая застройка применяется понижающий коэффициент, составляющий от 0,1 до 0,3, в то время как для различных видов предпринимательской деятельности применяется предельный коэффициент 1,5 от кадастровой стоимости занимаемого ими земельного участка, если иное не установлено муниципальными правовыми актами.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100