Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 38 (809) от 17 сентября 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Дороги к селу... и дороги к деньгам

Александр КАЛЕДИН

Законодательным Собранием Приморского края принято несколько программ по улучшению дорожного покрытия на территории нашего субъекта Федерации. На прошлой неделе даже Губернатор С.М. Дарькин обратил свое внимание на то, какие улучшения нас постигли в этой области за последнее время и что хорошего сделано за деньги налогоплательщиков. Не знаю, остался ли удовлетворенным от увиденного Сергей Михайлович, но для меня, простого обывателя, непонятно, как расходуются деньги налогоплательщиков на эти цели.

Например, одна из программ, назовем ее коротко «муниципальные дороги», предусматривает ремонт дорог в границах населенных пунктов.

По теории и условиям программы улицы, которые необходимо привести в порядок в селах, поселках и городах, определяют краевые депутаты по своим избирательным округам. Депутатам от партий проще, они могут направить предусмотренные в их распоряжение средства на любые населенные пункты края, если только партия их не закрепила за определенными районами. Хотя и это ограничение для них является условным.

Как видим, большинство депутатов ЗС ПК - жители города Владивостока, и не всегда могут знать, где и какой дорожный ремонт необходим, особенно в деревнях. Поэтому большинство пользуется советами представителей «Примавтодора», где и что лучше «закатать».

А как по – другому? Они хоть и монополисты в реализации этих программ, но специалисты в дорожном строительстве. Только такое доверие напоминает присказку о волке и охраняемых им овцах. Большинство депутатов своими действиями вводят «дорожников» в соблазн: подсказать себе для включения в программу ремонта ту дорожку, где труда меньше, а барыш больше.

Если у глав городов еще спрашивают, где, по их мнению, целесообразней улучшить дорожное покрытие, то поселенческие власти такой милости не удостаются. А ведь работа представительной власти – это мини-публичные слушания муниципального образования. На их заседаниях труднее будет обосновать и выбрать ремонт дороги с малым потоком движения по ней и значительной удаленностью от большинства населения. А в густо населенных местах люди нюхают пыль или ходят по грязи.

Правда, после таких решений, перед выборами, «халява» для «Примавтодора» может неожиданно рассосаться.

Из того, как реализуются программы, складывается впечатление, что деньги, на них выделяемые, никому не нужны, кроме самих дорожников.

Основа дорожного покрытия, объем и виды работ на ремонтируемых дорогах различны, но каким-то неимоверным образом стоимость одного квадратного метра одинакова – в среднем около 5 тыс. рублей. Стоимость 100 метров – чуть более полумиллиона рублей.

Как будто во всех населенных пунктах дорога, которую ремонтируют или строят (по ценам в программе - это одинаково), в одном состоянии или одинаково разрушена, а объекты с используемыми стройматериалами равноудалены от нее на территории всего края.

Предположим, что кто-либо из депутатов Приморского края не согласен с навязанными ему для включения в программу дорогами населенных пунктов и их стоимостью работ, да если он не дай Бог еще и не член «Единой России», то даже поданные им сведения легко могут где-то затеряться. Перед принятием программы ЗС ПК этому депутату в ведомстве, занимающемся дорогами края, пообещают все исправить или найдут иной довод с целью убедить, что в программу можно всегда внести изменения, а пока нужно принимать как есть.

Но все это только предположим, т. к. большинство депутатов, складывается ощущение, и в глаза не видели те улицы, за ремонт которых проголосовали. А уж тем более смет, в которых указывается, какие работы на этой улице необходимо произвести: то ли положить на уже имеющийся асфальт тонкий слой нового, то ли из «грунтовки» сделать новую асфальтовую дорогу. Хотя практически во всех селах и городах основа для дорог сформирована, а зачастую даже было заасфальтировано, но ныне просто разрушено из-за отсутствия текущего ремонта.

Проектно-сметная документация на объекты программ готовится еще до того, как депутаты утверждают эти объекты на своем заседании. После почти формального ее утверждения деньги направляются из бюджета края в бюджеты муниципальные, где проводятся формальные аукционы. Причем в поселения деньги идут трансфертом через бюджет района. Зачем «гонять» деньги со счета на счет и почему не направить их прямо в самостоятельное муниципальное образование со своим бюджетом - непонятно.

Наш Приморский край одним из первых включился в реформу местного самоуправления, а теперь, похоже, мечтает, но не знает, как сделать два шага назад. Понятие: «умерла, так умерла», - нам не знакомо. Это в футболе можно отбросить мяч назад, чтобы набрать ускорение и получить обратно. А в реформах нашей страны от таких действий сплошное буксование: не вперед, не назад и стоим по колено в г….

Видимо, краевая исполнительная власть считает: чтобы администрации и депутаты районов не страдали от безделья, пусть одни сделают вид, что получили большую помощь от «старшего брата», но тут же ее потратили, якобы по своей воле направив в поселение, а другие весь этот балаган утвердят и придадут ему законную силу. При этом одни и те же деньги можно преподносить поселениям как «добряк» от властей края и района.

Раньше так в небольших банках нечистые на руку банкиры деньги зарабатывали. «Прогонят» через подставные фирмы и свой банк определенную часть средств и показывают, какой в их организации солидный оборот. А по сути гоняют одни и те же деньги по кругу. А вот нам это зачем?

Но вернемся к дорогам. Аукционы в поселениях малоэффективны в силу того, что дорожных предприятий в районах, кроме «Примавтодора», практически нет. А в некоторых и этого нет. Поэтому установленную в смете цену понижать просто некому, а значит и незачем. И на соседа по району тоже рассчитывать не приходится, т.к. ему быстро дадут «по шапке» краевые хозяева. Каждый участок в районе получит свою долю, и лезть за другой мало кому позволят. Там тоже свои люди, и им денег хочется.

Для поселений все это неприятно, невыгодно, т.к. они понимают, что за эти выделенные деньги можно сделать больше, да и в местах, более нуждающихся в дорогах. Но многие считают, что дареному коню в зубы не заглядывают. Хотя эти «подарки» складываются из наших же налогов.

Самое интересное, что если что не так со сметой или работами по заключенному контракту, то ответственность за все ляжет на лиц, проводивших аукцион и заключавших контракт, т.е. глав поселений, а краевые власти будут ни причем.

Вторую программу по улучшению дорожной инфраструктуры назовем «дороги края», т.е. дороги, находящиеся в ведении краевых властей. Здесь все почти в том же виде, но без закрепления за конкретной дорогой депутатов ЗС ПК и с большим размахом. А это значит, что для смены объекта строительства или ремонта уже не надо себя утруждать получением «Добро» от краевого депутата.

Так как на самом деле реализуются принятые депутатами края программы? Меня пригласили посмотреть на это в Хорольском районе.

На 280 метров дорожных работ в Хорольском районе программой предусмотрено 5 млн. 101 тыс. рублей. Это деньги в разных долях депутатов Масловского В.К., Ермолаева А.В. и Рева В.В. Окончательное количество объектов будет определено после внесения дополнений в принятую программу.

280 метров являются восстановлением асфальтового покрытия, ведущего к одной из школ с. Хороль, их стоимость многим меньше миллиона рублей и является долей депутата Масловского В.К.

Чуть более 1700 тыс. рублей это средства в ведении депутата Ермолаева А.В., Данный депутат заявил, чтобы их использовали на 300 метров восстановления дорожного покрытия в центре пгт Ярославский по улице О. Кошевого, оставшиеся средства на восстановление асфальта в с. Вознесенка по ул. Ильича. Но департамент, подготавливающий сметную документацию под эту программу, никак не может обеспечить нужными документами его намерения.

Деньги третьего депутата, около 2,6 млн. рублей предполагалось использовать на 720 метров ул. Блюхера в с. Хороль, которая находится на периферии села, с малым количеством жилых строений по ее сторонам и очень низкой загруженностью. На эту же дорогу «Примавтодор» в прошлом году уже освоил более 1,5 млн. рублей. Однако оказалось, что на 720 метров дороги, на которую осталось только бросить щебень и уложить асфальт, почему то требуется еще более 4 млн. рублей. Как сказал один из жителей села, такое ощущение, что мало кого интересующую дорогу решили золотом укатать.

А может, ОТКАТать? Поэтому, средства программы «муниципальные дороги», которые выделены депутату Ермолаеву А.В. (1,7 млн. руб.), без его согласия в нарушение программы уже включены в аукционную документацию и, как заявил глава поселения, к 17 сентября будут полностью освоены. Видимо, чтобы успеть до внесения изменений в краевую программу.

Получается, что с мнением депутата Законодательного Собрания Приморского края уже не считаются и по непонятным причинам лишают его права по своей воле определить цель, на что направить выделенные ему средства. Как говорится, лиха беда начало, - глядишь, лобби «Примавтодора» скоро заменят ЗС ПК.

Еще один пример в этом же районе по исполнению программы «краевые дороги». В пгт Ярославский в этом году намечалось заасфальтировать дорогу краевого значения к микрорайону «Экспедиция», но по каким-то неизвестным причинам около 500 метров этой дороги не окончено. Неизвестно, сколько будет заасфальтировано дороги к с. Дальзаводскому, хотя предусматривалось около 2,6 километра.

Зато приблизительно 700 метров дороги муниципального значения районный «Примавтодор» закатали в асфальт от разрушенного моста у с. Приозерное Хорольского района.

Муниципалитет района деньги на эти цели не выделял и в бюджете не предусматривал. В краевых дорожных программах асфальтировать пустырь с дорогой некраевого значения не предусмотрено, да и не может быть предусмотрено. Так откуда деньги? А это, по расценкам «Примавтодора», более трех млн рублей. За чей счет такая щедрость?

Сельские жители Приозерного уже успели обозвать эту дорогу «асфальт для лодки». Каждый год у них за деревней разливается речка. Мост через нее давно пришел в негодность, и для автомобильного движения использоваться не может. Поэтому в дни разлива они ограничены в свободном выезде из деревни.

Но на мост денег не находится, а вот на асфальт возле него откуда-то нашлись. Зато в деревне - ямы и грунтовка, а пыль с дороги летит прямо в окна. Такое ощущение, что над селянами этими дорожными работами решили поиздеваться.

Говорят, что эта дорога появилась благодаря активным стараниям главы Хорольского района Андрейченко В.Л., ведь в марте у него выборы. Но, похоже, старания эти не оценили, что может существенно сказаться на результатах голосования.

Александр КАЛЕДИН.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100