Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 38 (757) от 19 сентября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Мать пророка религии любви

Надежда Алисимчик

21 сентября по новому стилю - Рождество Богородицы - Матери Пророка, принесшего новую версию веры – религию любви. По этой вере любовь – это самый краткий путь общения с Богом. Любовь не имеет национальности. Вера, истекающая из любви, не облечена в жесткие догматы религии и не втиснута в границы государства, где проживает верующий.

Мать Христа была по национальности еврейкой. По вере, по понятным причинам, она не была ни буддисткой, ни католичкой, ни баптисткой, ни православной. Она была иудейкой, исповедующей ту религию, в которой была воспитана.

Но верила она не чужой головой, а собственным сердцем. И потому поступала не по замшелым и корыстным понятиям священников религии ее предков, а по вере собственного сердца, пропитанного глубоким доверием к словам Писания. И не удивительно, ведь Мария прожила в храме в возрасте от трех до четырнадцати лет. Там у нее развился собственный слух к звукам неба, к тем благодатным откровениям, которые текут в ночном храме во время молитвы прямо в сердце, минуя ум.

А днем, склонившись над рукоделием, девочка размышляла о ночных беседах с Богом. Узоры вышивания складывались в такт этим мыслям, и краски, словно блики неба, ложились на виссон, бархат. Пальчики девочки бегали по ткацкому станку радостно, как солнечные зайчики. Не было искуснее рукодельницы, чем эта малышка. Вспомним хотя бы, как дрались за сотканный ее руками красный хитон, в котором ее Сына повели на казнь. Четыре здоровых мужика разодрали одежду на 4 части (Иоанн: гл.19 ст.23), не отходя от креста. Так она была хороша!

Существует предание, что небесная подготовка Марии к ее миссии началась еще до появления в ее жизни архангела Гавриила с сообщением о том, что она родит Мессию. Еще во время ее жизни в храме однажды глубокой ночью во время молитвы, на нее хлынул поток света и послышался голос: «Ты родишь Сына Моего». Но осталось это в ее памяти, как эхо сна.

Когда Марии было 14 лет и 11 дней, ей, согласно религиозных обычаев, имевших силу закона, было велено выйти замуж и покинуть общежитие храма. Дело тут было в том, что как ни пали низко священники к тому времени, но Мессию они ждали, и нужен он им был позарез, как, впрочем, и сейчас. В ожидании Мессии всех девочек из царского рода Давида, воспитанных в храме, по достижению возраста священники выдавали замуж в надежде, что одна из них родит им Царя-Мессию.

Он нужен был священникам в исключительно практических целях, как царь, который вытурит римлян из их земли, а потом вернет и всю былую территорию Израильского царства. Поэтому на воспитанниц храма возлагались большие надежды, девочек содержали, обучали и воспитывали на высшей ноте религиозности, чистоплотности, грамотности. И обучали рукоделию и всяким домашним премудростям.

Мария, хотя и была рода царского, но бесприданница. Поэтому, видимо, больших надежд на то, что именно она родит Мессию, священники не возлагали, и богатого жениха ей не искали. А самой ей он и вовсе был не нужен.

Поэтому, когда разговор зашел о ее замужестве, Мария в присутствии всего Синедриона объяснила Первосвященнику, что замуж не пойдет, так как дала обет Богу сохранять целомудрие. Этим девочка поставила всех в большое затруднение: священники не могли нарушить закон относительно ее обязательного замужества, но и ее обет был неприкасаем! Девочка 14 лет с ангельским характером стояла перед целым хороводом мужчин и смотрела в глаза Первосвященнику. А Первосвященник был тогда куда главнее царя.

Все же закон тогда работал куда лучше нашего, начался поиск компромисса. Компромисс был найден. По жребию Марии был избран в мужья вдовец, имеющий собственных детей - у него было четыре сына: Иаков, Иосия, Симеон и Иуда - и две дочери: Мария и Саломия. (Сыновья последней Иаков и Иоанн Заведеевы были среди избранных 12 учеников его, а его сводный брат стал апостолом по жребию после самоубийства Иуды).

В эту большую семью Мария была выдана замуж, но не для супружеской жизни, а так сказать помещена на хранение в семью с хорошей репутацией, где она может соблюдать свой обет, а священники выйти сухими из воды, не нарушив закон. Иосиф, ее обручник, побурчал, побурчал, что священники из него посмешище сделали, но закон есть закон.

Дел для Марии в доме нашлось достаточно, но хватало времени и для общения с Богом.

У нее была своя комната в доме и, как повествует предание, когда архангел Гавриил явился ей, она там занималась чтением Библии, и как раз в этот момент размышляла над странными словами пророка Исайи «Се Дева во чреве зачнет». И пламенно молилась, чтобы Бог скорее послал обещанного Мессию, и сподобил ее самое увидеть Его. Вот в этот глубочайший момент молитвенного экстаза пред ней и предстал архангел Гавриил с сообщением, что она сама и родит Мессию, как и предсказывал библейский пророк Исайя за семьсот лет до этой встречи.

К беседам с ангелами Мария давно привыкла, живя в храме, и само появление архангела ее не смутило. Ее смутили слова, и она изумленно спросила посланника неба: «Как же это произойдет, если я мужа не знаю: я не причастна браку, хотя имею мужа по обряду обручения, но я не имею мужа по обету девства». Поверить, что только что произнесенная ею молитву о скорейшем рождении Мессии, уже услышана, и она сама же и исполнит то, о чем молила, было непросто. Но Мария слишком была преисполнена веры, чтобы сомневаться, когда услышала от архангела, как это случится.

Архангел исчез столь же непредсказуемо, как и появился. А в руках у девочки благоухал подаренный им цветок белой лилии – подтверждение, что все это было явью! Мария вся горела, небесный аромат лилии и несущая горную чистоту красота цветка помогли сосредоточиться и придти в себя.

Так на старом стволе иудейской религии, диктующей непререкаемое послушание закону Моисееву и священникам, появилась первая почка новой религии любви, ныне широко известной, как христианство.

Сказка ли это для атеистов - рождение Христа непорочной тинейджеркой, или быль для верующих во всемогущество Святого Духа, это не имеет никакого значения. Если мы читаем сказку и наше сердце плавится, значит, сказка истинна!

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чудотворных образов - ликов Богородицы не счесть. Но в последние годы более других явила себя икона Иверской Божией Матери. Причем, не самая древняя, что на Афоне, а список с нее.

Вспомним, что оригинал Иверской иконы находится на Афоне с 999 года. Пребывает икона на внутренних вратах монастыря и называется Вратарницею – Портаитиссою, а по имени монастыря – Иверской. В 1648 году список с нее был привезен в Россию.

С тех пор Иверская икона – одна из главных наших чудотворных образов Богоматери, и преданий о ее врачеваниях и заступничестве очень много. Писана она старцами Афонского монастыря после возвращения архимандрита Пахомия из Москвы, куда он ездил собирать приношения в пользу Афонской обители.

Как известно, Афонскую обитель избрала сама Пречистая. Случилось это во время ее путешествия на Крит к изгнаннику Лазарю, тому самому, которого оживил Христос, и которого священники повсюду искали, чтобы убить за это. Лазарь очень хотел повидать Мать Спасителя, и она отправилась к нему. Но на пути ветер прибил на время корабль к Афонской горе. Мария сошла на остров и пробыла там некоторое время, а прощаясь произнесла: «Это место будет моим жребием, данным мне от Сына и от Бога Моего».

Путь между Афоном и Москвой российские православные протоптали тористый, подарки на афонское подворье каждый царь старался послать побогаче. Архимандрит Пахомий, вернувшись из Москвы к себе на Афон в Иверский монастырь, тут же собрал всю братию - 365 монахов. Всю ночь в храме пели молитвы, святили воду святыми мощами и этой водой обливали оригинал Иверской иконы. Затем, собрав воду, обливали ею новую доску из кипарисового дерева. Затем, опять собрав воду в чашу, служили Литургию. После чего дали эту воду иноку-иконописцу Иамвлиху Романову, чтобы, смешав эту воду с красками, он писал святую икону. Во время написания иконы инок принимал пищу только в субботу и воскресенье, а братия совершала литургии.

13 октября 1648 года эта икона была доставлена в Москву. Но в последние годы более явила себя не эта икона, а другой список с афонской Иверской иконы, именуемый монреальским.

В 1982 году на Афон из Монреаля отправился принявший православие испанец Иосиф Муньоз Кортес. Вместе с двумя сотоварищами во время паломничества на Афоне он заблудился. Уже было почти темно, когда они обнаружили бедный скит. В нем 14 монахов-греков занимались иконописью. Там их приветливо приняли.

Товарищи Иосифа Муньоза, немного знавшие греческий, начали беседовать с монахами, а он, как иконописец, стал разглядывать иконы. Взгляд задержался на одном образе Богоматери, от которого было не оторваться. Иосиф Муньоз попросил богомазов (это слово церковное) продать ему эту икону, но получил отказ. Ему объяснили, что эта икона была одним из первых образов Богородицы, написанных византийским письмом отцом Хризостомом.

Долго простоял на молитве Кортес, прося Царицу Небесную отпустить полюбившийся ее образ с ним. Утром монахи вышли провожать паломников, через некоторое время появился игумен, и протянул завернутый заветный образ. Игумен отверг деньги, строго сказав, что за такую Святыню деньги брать нельзя. У испанца в этот момент по телу пошли мурашки, и он почувствовал, что произошло что-то необычное. Он перекрестился, поцеловал икону и дал обет, что эта икона никогда не станет источником обогащения.

Паломники сразу отправились в Иверской монастырь и приложили икону к оригиналу. Как вспоминает Иосиф Муньоз, оригинал сиял так, что на него больно было глядеть.

В Монреаль икону привезли 3 ноября 1982 года. Кортес поставил ее между мощами некоторых святых Киевско-Печерской Лавры и мощами апостольника княгини – великомученицы Елизаветы Федоровны. Он практически не отходя, молился у этой иконы, такой рай она в его сердце изливала, что и думать ни о чем больше не хотелось.

24 ноября в три часа ночи он проснулся от сильного благоухания. В начале он подумал, что оно исходит от мощей или флакон с духами разбился. Но увидел, что вся икона покрыта миро.

Вскоре икона была отнесена на подворье Русской Православной Церкви в Монреале и показана митрополиту Виталию. Тот обтер ее ваткой, а затем обнес по всем помещениям трехэтажного подворья. Когда митрополит возвращался в церковь, икона вся была покрыта миро, и оно текло по его рукам. С тех пор икона постоянно мироточит, за исключением Страстных недель.

Миро истекает преимущественно из рук Богоматери и звезды, находяшейся на правом плече Пречистой. Задняя сторона иконы остается все время абсолютно сухой.

Чудотворная икона объехала уже полмира. Икону разглядывали и так и сяк, чтобы найти источник обмана. А мироточение продолжается, за исключением дней страстной седьмицы великого Поста. Тогда истечение миро прекращается. В Вербное Воскресенье вся икона как бы высыхает. А в Великую Субботу опять начинается мироточение.

А бывают случаи, когда икона плачет. Впервые это случилось в августе 1991 года. Муньоз Кортес, хранитель иконы вспоминает: «Тогда я был в Аргентине в провинции Миссионс, в местечке, куда новости доходят очень медленно. Мы не знали ничего о том, что в России произошло августовское кровопролитие. Но заметили, что у Матери Божией на иконе слеза, которая долго держалась и долго не падала. Мы старались понять, что произошло, а когда сели в самолет, то прочитали в газетах, что в России произошел переворот».

Иосиф Муньоз перевозит икону в специальной сумке, которую он надевает на шею. На иконе специальный покров, который обычно быстро напитывается миро и отдается верующим. Из разных стран собрано бесчисленное количество историй об исцелении этим миро больных разных наций и религий.

Некоторые просматривают связь этой иконы с российскими новомученниками. Сам Иосиф Муньоз тоже придерживается этого: «Мироточение от Иверской иконы особенным образом связано с Российскими Новомученниками. Россия была великой и могучей империей. Она оставила миру ни с чем не сравнимое бесценное наследие, которое не могла дать Византия… Ни инквизиция средневековья, ни ужасы гитлеровских концлагерей не могут сравниться с масштабами коммунистов, которые замучили и уничтожили миллионы христиан.»

Вроде как молитвенные капли пота и крови российских мучеников к Заступнице возвращалися от нее каплями благоуханного миро Иверской иконы. Ученые вели важные научные споры и глубокие исследования этого феномена, но повторить его не смогли, как и схождение Благодатного Огня.

15 лет икона мироточила. В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был зверски убит в Афинах, а Чудотворная Иверская бесследно пропала...

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ВЕРЕ

Недавно я зашла в церковную лавку поинтересоваться, нет ли каких новостей о пропавшей иконе. Заодно решила спросить, а есть ли в лавке список Иверской иконы. Отвечают: «Есть». Показывают. Спрашиваю: «А с какого оригинала этот список, и где изготовлен?» Хотя вообще-то, глянув на предложенное, я бы скорее сказала «не изготовлен», а так «разухабисто размалеван». Но не говорю, знаю, какая благочестивая буря в стакане меня постигнет от моего богохульства против такого произведения иконописи за 180 рублей. В ответ получаю надменное: «Иверская она и есть Иверская, какая она еще может быть!»

По дороге домой из лавки зашла на рынок. Покупаю яйца, говорю, какие мне нужны. Продавщица старательно накладывает мне вместо маркированных яиц, яйца без маркировки свежести, но по той же цене. Спрашиваю: «А почему они все без маркировки». Она в ответ: «Откуда я знаю, почему в одной коробке они маркированные, а в другой – нет. Я их не несу. Яйца они и есть яйца, все одинаковые».

Улавливаете, о чем я? Продают у нас, что в церкви, что на рынке с одинаковой информационной поддержкой.

Не оттого ли так разрастается югенфашизм, разогреваемый воинствующими национал-патриотами с иконами в руках и пеной у рта, орущего о своей любви и желании спасать Россию. Мы не ценим и не стремимся познать те сокровища, которые имеем.

Я не о том, чтобы православие преподавать в школе. Боже, упаси. Я о том, чтобы храмы наши были источником духовного просвещения, чтобы люди шли туда не исключительно от страха бед и страховки от них в виде крещения и венчания. А чтобы шли к святым ликам, ведь храмы-то и возводились для этого. К святым образам и ходили наши предки на поклонение пешком за тридевять земель. Особенно, когда слух проходил, что где-то явила себя чудотворная икона мироточением ли, обновлением красок ли, слезой ли, либо еще каким другим знамением. И чудеса были, и исцеления.

Что же ныне? Старые намоленные иконы выворачиваются и вывозятся за границу, там им цену настояющую по сей день знают. Поражает размах криминализации вокруг старых иконостасов. Но еще более поражают суетность построек новых так называемых храмов, более похожая на благочестивый захват земли под церковную требу. А уж как удручает размашистая скоропись «святых» икон! Многих ли прихожан спасают стены храмов, возводимые на отмытые деньги, и с петушиным задором написанные «лики святых»? Мне это неведомо. А ведомо лишь то, что вижу вокруг, и что видит каждый.

Храмов все больше, но подлинных образов нет на их алтарях. За подлинными святынями идет по всей России кровавая охота.

Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100