Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 38 (757) от 19 сентября 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Улыбнитесь, и легче станет на душе

Валерий КУЦЫЙ

Не секрет, что человек, откусивший однажды от пирога власти, до конца своих дней будет стремиться снова и снова отведать это сытное блюдо. Не случайно с приближением выборов в Государственную думу на экранах телевизоров наряду с прожженными политиканами из противоборствующих партий замелькало знакомое лицо некоего бывшего депутата, широко известного своим феноменальным тупоумием и головою, более лысой, чем куриное яйцо.

Полагаю возможным, что он после 4-летнего перерыва вновь обретет вожделенный мандат. Чего особенного, средний интеллектуальный уровень народных избранников, заседающих в федеральном парламенте, такое вполне допускает. В этой связи, имея, подобно популярному сатирику Михаилу Задорнову, привычку докапываться до происхождения и сути слов либо устойчивых словосочетаний, заинтересовавших меня, я обратился к слову «дурак». Вроде бы над чем тут размышлять – дурак он дурак и есть, вездесущий и многоликий. Но все оказалось не так просто, пришлось задуматься: есть же какой-то скрытый, какой-то глубинный смысл в этом понятии, не могло же оно возникнуть на пустом месте. И вдруг меня осенило – вспомнилось изречение древних римлян: «Закон суров, но это закон». По латыни оно пишется так: «Dura lex sed lex», в русской транскрипции – «дура лекс сед лекс». Вот оно откуда пошло! Оказывается, «дура» - это вовсе не глупая женщина, а «дурак» – не безнадежно глупый мужчина. Суровые, твердые люди, не признающие отступления от установленных правил, - вот кто они, и как раз таких нам очень сейчас не хватает, например, для пресечения потрясающей наглости, именуемой в дальнейшем незаконным строительством.

Такое строительство стало у нас форменным бедствием. Появилось множество граждан, которые владеют серьезными деньгами и желают вложить их в сооружение офисов, супермаркетов, элитного жилья, в общем, всего того, на чем можно хорошо заработать. Обуреваемые жаждой сверхприбылей, эти ребята зачастую ведут себя так, словно им выдано официальное разрешение на разбой: захватывают не принадлежащие им территории, уничтожают детские площадки и придомовые скверики, ведут строительство впритык к жилым домам, нарушают всевозможные СНиПы и правила пожарной безопасности, не согласовывают свою творческую деятельность с жильцами и тому подобное. И самое смешное, что они ничего не боятся, сознательно или бессознательно подражая Бонапарту, который говорил: «Главное ввязаться в бой, а там посмотрим». И что вы думаете – нередко выходят из схватки с законом победителями. Мне, по крайней мере, не известно ни одного случая, когда был бы снесен хоть один незаконно построенный коттедж, не говоря уже о многоэтажном здании.

Несколько раз я слышал по телевизору жесткое высказывание Сергея Михайловича Дарькина, напрямую заявившего, что незаконные строения обязательно будут снесены. Хочется верить, и для начала я предложил бы разобраться с «домом летающих китайцев», который не так давно вырос напротив мэрии на углу улицы Мордовцева и Океанского проспекта. Очень уж много странностей связано с этим домом, и я не исключаю, что для проникновения в его тайны понадобится помощь прокуратуры.

Довольно смешная история приключилась, когда нашим губернатором был Евгений Наздратенко. По существующему правилу, став главой администрации края, Евгений Иванович получил в доме, построенном специально для руководящих товарищей, квартиру площадью 132 кв. м, вполне достаточную для его семьи из четырех человек. Этим самым право губернатора на однократное получение бесплатного жилья было реализовано и исчерпано. Но вдруг приватизированная квартира куда-то исчезла, словно растворилась в одном из столь частых владивостокских туманов. Зато появилась слезница Евгения Ивановича, адресованная тогдашней краевой думе. Губернатор писал, что в свои 50 лет он не имеет постоянного жилья, вынужден обретаться с семьей на государственной даче, а посему ходатайствует о строительстве отдельно стоящего жилого дома. Это было абсолютно, 100-процентно незаконно, однако дом, разумеется, в лесопарковой зоне, построили и, знаете, совсем недурственный. Об этом было известно даже незаинтересованным лицам, а уж таким заинтересованным, как тогдашний прокурор Валерий Василенко, было, полагаю, известно наверняка. Дом явно подлежал сносу, но помните, что ответил служитель зоопарка, когда у него спросили, действительно ли слон сможет съесть всю положенную ему пищу? «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст». Евгений Иванович давно в Москве, где он, как и в период своего губернаторства, не стяжал лавров на ответственных постах; прокурор Василенко, который прославился не столько отчаянной борьбой с коррупционерами, сколько защитой своих чести и достоинства от журналистов в суде, тоже нынче не у дел; разговоры о наздратенковском особняке давно прекратились, равно как бесплодные при Василенко попытки высветить некоторые любопытные моменты в деятельности губернатора-аристократа. Так, может, настало время произвести кое-какие раскопки в недавнем прошлом? Как говорится, не смеха ради, а пользы для. Это и справедливость восстановить поможет, и научит правоохранителей несмотря ни на какие трудности строго следить за соблюдением закона. Что сказал мой командир отделения младший сержант Бербеницкий по аналогичному поводу? Он сказал: «Для воина, который получил увольнительную и спешит на свидание с любимой, самое главное – проявлять бдительность и отдавать честь старшим по званию».

Мне почему-то кажется, уважаемые читатели, что изложенное выше не вызвало у вас улыбки. Вероятно, это не та проблема, размышляя о которой, обхохочешься. Тогда вот вам фактура иного рода. Буквально накануне своего вылета из Москвы, имеющего главной целью участие в австралийском форуме АТЭС, президент Путин провел заседание Кабинета министров. Стремясь не испортить главе государства настроение, члены правительства старались в основном говорить о приятном. Так первый вице-премьер Дмитрий Медведев сообщил об улучшении демографической ситуации, находящейся в зоне его ответственности. С января по июль, бодро отрапортовал господин Медведев, рождаемость в стране увеличилась на 6,5 процента и на столько же сократилась смертность. Первый вице сказал буквально следующее: «Мы отмечаем впервые, что за истекшие 15 лет, за вот эти месяцы, с января по июль, родилось 142 тысячи новорожденных, это самая большая цифра за все время наблюдения в Российской Федерации после распада Советского Союза. И такие же прогнозы мы ожидаем по снижению смертности».

Лично меня особенно веселит не то, что у Медведева 15 лет вместились в полгода, и не то, что прогноз у него обращен не в будущее, а в прошлое. И даже не такой лингвистический перл, как «родилось 142 тысячи новорожденных». Изречениями подобного рода нас не удивишь, от прежних руководящих персон доводилось слыхивать еще не то. Тут существенней другое: относительно количества появления на свет младенцев приходится верить первому вице-премьеру на слово, хотя кто знает, как оно на самом деле; а вот что касается замедления процесса вымирания россиян, то это, с моей точки зрения, святая правда. Значительная часть инвалидов и стариков из-за отсутствия льготных лекарств скорей всего уже приказала долго жить, оставшиеся с помощью министра здравоохранения и соцразвития Михаила Зурабова сделают то же самое, после чего демографическая статистика и вовсе будет выглядеть не хуже, чем победительница конкурса «Мисс Мира».

Пролить бальзам на душу президента постарался и глава Минэкономразвития Герман Греф. По его словам, точных данных относительно инфляции за август еще нет, но уже ясно, что рост цен был минимальным – от 0 до 0,2 процента. Ага, наконец-то вы, дорогие друзья, улыбнулись, а я так даже расхохотался, ибо как раз сегодня, когда диктуются эти строки, радиослушатели узнали о резком подорожании мясных и молочных продуктов в Приморье. Дороговизна картофеля и овощей в нынешнем году тоже не секрет, и чтобы убедиться в этом, не требуется включать радио – достаточно сходить на рынок. А хлеб! А лекарства! Черт его знает, может быть, Герман Греф находится в одном государстве, а мы в другом? Или государство общее, но он живет по статистике, а мы – по жизни?

Нет, чувствую, шуточки мои не проходят. И не могу понять, то ли сам я в этом виноват, то ли прав был Маяковский: «Для веселия планета наша мало оборудована». Попробую предпринять еще одну попытку.

По приморским телеканалам многократно прокручивался сюжет, посвященный открытию первой в крае начальной школы с дошкольным отделением при краевой школе-интернате (извините за тавтологию) для одаренных детей. Судя по всему, это и на самом деле великолепное учебное заведение с высоко квалифицированным педагогическим коллективом, двумя десятками различных кружков, секций и студий, прекрасно оборудованными помещениями для занятий, кабинетом информатики, библиотекой, научно-учебной лабораторией, медицинским кабинетом, спортивным залом, бассейном и даже зимним садом. И вот 1 сентября новая структура приступила к обучению будущих слав и гордостей России. Контингент воспитанников был ограничен – всего 115 человек, но в торжественном открытии принял участие сам губернатор Дарькин, который не только презентовал детям универсальный телескоп, но и доверил заведению обучать свою малолетнюю одаренную дочь. Кстати, на «образовательные услуги» (есть, оказывается, и такие) школе-интернату уже в нынешнем году выделяется из краевого бюджета 53 миллиона рублей, что, согласитесь, не так уж мало. По крайней мере, по моему мнению, ВГУЭС, который курирует школу, внакладе не останется…

Итак, все вроде бы чудесно, все довольны, все смеются – родители, их дети, для которых созданы условия получше, чем были некогда в Царскосельском лицее, и ректор ВГУЭСа Геннадий Лазарев, и все мы, жители края, где проявляется такая забота о юных дарованиях. Но настораживает одна деталь, которую избегают афишировать подконтрольные начальству СМИ: за пребывание ребенка в этой школе родители должны платить 15,5 тысячи рублей в месяц и 100 рублей в день за питание. Всего получается около 18-ти тысяч ежемесячно, хотя школа пригревает своих воспитанников с 8 до 18 часов, а не круглосуточно, как это было с лицеистами в Царском Селе, причем бесплатно. Развожу в недоумении руками, памятуя, что при всем том именно из лицеистов вышли и наш национальный гений Александр Пушкин, и один из величайших в мире дипломатов Александр Горчаков, и другие государственные и общественные деятели, оставившие заметный след в российской истории. А у нас, выясняется, таланты произрастают лишь в семьях, имеющих возможность выкладывать за обучение своих чад сумму, которая намного превышает среднюю зарплату по краю. Не по этой ли причине привилегированная школа располагается там же, где кучкуются коттеджи высокопоставленных особ, в «поселке бедняков», на станции Санаторной? Отвечать не обязательно, обязательно улыбнуться и почесать в затылке.

В заключение немножко истории. В России всегда ценили юмор, этим, к примеру, отличались Иван Грозный и Петр Великий. Их подданные, к сожалению, не всегда должным образом ценили шутки государей. А в октябре 1917 г. многие чересчур серьезно отнеслись к лозунгу «Фабрики рабочим, земля крестьянам, мир народам!». Что это была всего лишь шутка, стало ясно уже после государственного переворота.

А товарищ Сталин? Он тоже любил пошутить, правда, несколько своеобразно, и не раз проверял, могут ли соратники, сохраняя преданность ему, главному вождю, с юмором воспринимать аресты своих ближайших родственников. Вот отношение к писателям, авторам шутливых произведений, в те времена было неоднозначным. Никак не пойму, за что посадили милейшего и добрейшего украинского юмориста Остапа Вишню. Сидел он, правда, не очень долго, и тем не менее. По выражению некоего судьи, пять лет – еще не возраст, но уже срок. Вспоминаются стихи удивительнейшего поэта Николая Олейникова:

Жареная рыбка
Дорогой карась!
Где ж ваша улыбка,
Что была вчерась?

В органах госбезопасности служили понимающие люди, они легко разгадали, на что намекал Олейников, что он имел в виду, когда писал дальше:

Злые люди взяли
Рыбку из сетей,
На плиту послали
Просто, без затей.

Ах, злые люди? Это кто же такие? А как понимать «на плиту»? И - пропал поэт, исчез, словно его и не было, вместе со своими чудесными стихами. С любимым мною Михаилом Зощенко обошлись, надо признать, более гуманно: его всего лишь унизили, раздавили морально, оставили без средств к существованию, запретив делать то, на что и для чего живет писатель – печататься. Однако почему-то не арестовали, и объяснение этому странному факту я нахожу в словах не известного мне следователя НКВД, обращенных к гражданину, за которым вроде бы не числилось никакой вины: «То, что вы на свободе, - не ваша заслуга, а наша недоработка».

Напоследок прошу всех, даже если вам стало немного грустно, пожалуйста, улыбнитесь. Это нужно не мне, а вам. Улыбнитесь, и у вас станет легче на душе.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. В 22-х странах мира издается книга Гарри Каспарова «Шахматы как модель жизни». Должна была она выйти и в России, но не вышла – издательство, с которым у экс-чемпиона мира был заключен договор, затеяло вокруг этой книги какую-то возню, приводя в свое оправдание невразумительные, как манная каша, аргументы. Ларчик же, на мой взгляд, открывается не просто, а очень просто: Каспаров пишет не только о шахматах, но и напрямую излагает свою позицию по политическим вопросам. И это в преддверии выборов в Государственную думу! Остается гадать, само издательство решило доказать свою верноподданность или кто-то позвонил и тонко намекнул, что есть мнение…

В.К.

Рис. Евгения Меркурьева.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100