Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (754) от 29 августа 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Куда исчезает деревянное кружево Владивостока

Анна Мялк

Дерево в архитектуре. Эти слова вызывают самые теплые, задушевные ассоциации. Детские воспоминания о сказочных теремах, избушках на курьих ножках. Картины всемирно известных памятников – Кижи, Суздаль, деревянное кружево Томска. Все это – глубокие национальные корни нашего народа, архитектура, свойственная русской земле, и оцененная по достоинству международным сообществом, включенная в списки памятников всемирного наследия.

Памятники, позволяющие нам сегодня представить воочию устные легенды, былины и сказки, они помогают проникнуть мысленно в далекое прошлое народа, ощутить себя частью огромного целого, которое существовало во времени и пространстве задолго до нашего появления и будет существовать после нас.

Мотивы русского деревянного зодчества широко использовались архитекторами в разные времена. Особенно расцвела эта ветвь в период модерна – конец XIX – начало XX в.в. Как раз в это время был основан и развивался град Владивосток. Конечно, на архитектуре строящегося города не могло не отразиться модное течение. Ведь ранний Владивосток был практически полностью деревянным, строился из векового кедрача, покрывавшего тогда склоны сопок.

Старинные фотографии и открытки дают нам представление о городской застройке на рубеже веков. Это и типичные дома, как будто пришедшие из различных уголков России, откуда приезжали сюда переселенцы, украшенные характерными лобовыми досками, полотенцами, подзорами и др. Это и усадьбы горожан, спроектированные известными в то время архитекторами. В этом случае традиционные формы преобразовывались фантазией архитектора и приобретали иногда прямо-таки сказочные очертания.

В то время деревянные здания ковром покрывали склоны сопок и преобладали в застройке. В 1960-70-е годы подавляющее большинство частных домов в центре города, среди которых было много высокоценных, было снесено. На их месте возникли типовые панельные здания.

Что же сохранилось из этого, увы, недолговечного архитектурного наследия, что перейдет по наследству нашим потомкам?

Многие деревянные здания в городе включены в список памятников истории и культуры Приморского края. Но это не спасает их от равнодушия.

Район вокруг улиц Махалина (бывшая Маньчжурская), Абрекской, Карла Либкнехта (бывшая Японская) назывался раньше «Офицерская слобода». Здесь сами названия улиц – памятники истории Владивостока: в них были увековечены славные имена кораблей, которые помогали людям исследовать, осваивать и защищать берега всего Дальнего Востока России – шхуны «Абрек» и «Японец», фрегат «Маньчжур». Эти названия говорят и о том, что жили здесь моряки.

Расположены улицы на склоне вокруг церкви – памятника российским воинам, погибшим во время русско-японской войны, освященной в честь иконы «Всех скорбящих радость». Она стоит на углу улиц Верхнеславянская и Махалина. Сам храм небольшой, но пока еще сохраняет свою первоначальную градоформирующую роль – доминирует в малоэтажной усадебной застройке. В этом ценность территории, на которой сохраняется кусочек исторической среды города, среды, без которой храм как архитектурный центр композиции потеряет свое значение.

Это вовсе не означает, что нужно сохранять буквально все дома. Здесь предмет охраны – масштаб застройки. Строения, не представляющие архитектурной и исторической ценности можно заменить на новые, сохранив тип застройки и ее габариты. Так поступают во всех цивилизованных странах. Например, в американском городе Чарлстоне, Южная Каролина, все дома старше 70 лет в центре города подлежат охране, среди них около 60% - деревянные. С 1931 года, когда был принят первый закон об охране памятников, там строго ограничена этажность для нового строительства в историческом центре.

Для сохранения исторической среды храма и уникальных деревянных построек район Офицерской слободы во Владивостоке включен в государственный список памятников истории и культуры как памятник градостроительства - ансамбль застройки.

Недалеко от православной церкви, по улице Абрекская, 12, еще недавно стоял дом - великолепный образец деревянного зодчества в стиле модерн. Сейчас на этом месте пустырь. Хозяева, купившие дом, самостоятельно приняли решение о его участи. Что будет на его месте? К счастью, некоторые элементы декоративной резьбы сохраняются на производственной базе одной из реставрационных организаций.

Сохраняется и медленно, но восстанавливается другой замечательный дом, часть усадьбы ансамбля жилых домов по улице Махалина,14. Здесь поселились старообрядческая община. На этот памятник деревянной архитектуры в Приморском крае еще в 1987 году был выполнен первый полномасштабный проект реставрации по заказу управления культуры администрации Приморского края. Автор проекта реставрации - архитектор И. Дацко.

В другом доме этой усадьбы (строение 2) – мастерская известного у нас художника – керамиста А.М. Калиты. Большая печь для обжига занимает все пространство дома, первоначальный интерьер сохраняется, но увидеть его за печью и электрогенератором очень трудно, да и состояние памятника плачевное, вряд ли у художника когда-нибудь появятся средства на реставрацию.

Когда-то управление культуры администрации города планировало разместить в третьем доме усадьбы музей городского быта. Такое использование как нельзя лучше подошло бы этому камерному ансамблю. Но необходимых средств так и не выделили, вместо музея печальные руины.

Второй за всю историю охраны памятников в Приморском крае проект реставрации деревянного здания выполнялся в 2004-2005гг. Объект «Жилой дом – памятник деревянного зодчества» по адресу ул.Фонтанная, 21.

История дома типична и во многом драматична. Построен он в 1909 году Саввой Никифоровичем Компаниенко, фельдшером по образованию, служившим в это время в штате общества КВЖД и уже имевшим к тому времени солидную недвижимость. Вполне вероятно, что дом сдавался в аренду, с 1915 г. по 1922 годы в доме распологалась японская школа. Как и все частные домовладения, в 1925-27годы дом был национализирован, разделен на несколько квартир и превращен в коммуналку. Самая последняя хозяйка дома - Наталья Григорьевна Зарубина - долго еще продолжала жить в одной из комнат наравне с остальными. Несколько лет на бывшей маленькой кухне, освещаемой только окошечком на лестницу, ютились мать с сыном. Но даже тогда жить в этом доме считалось престижным. С 1960 года в доме работали различные организации.

Автор проекта А.И. Булгаков, по образованию инженер-гидротехник, был разработчиком многих важных для города проектов, таких как Седанкинское водохранилище, в 1924 году исполнял обязанности городского архитектора. В 1937 году А.И. Булгаков был арестован и расстрелян по приговору «тройки» Управления НКВД по Дальневосточному краю. В 1955 году определением Военного трибунала ТОФ реабилитирован.

Этому дому, по сравнению с остальными его собратьями, неслыханно повезло: он был передан в управление федеральному государственному учреждению «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», которое два года (2005-2006) реставрировало его. Проект выполнялся автономной некоммерческой организацией «Культурное наследие», авторы проекта архитекторы – Т.К. Яхно и К.В. Волошин.

Подрядчикам – плотникам СП «Владитал» пришлось изрядно потрудиться. После снятия деревянной обшивки открылись венцы из бруса, который сгнил почти на 50%. Он был заменен на новый, так же как и наружная обшивка, часть балок перекрытий и ажурный декор фасадов. Крыша также была заменена. В ходе реставрации были и сюрпризы: сводчатый потолок в башенке тамбура, оригинальные лепные розетки, обнаруженные после снятия современного подвесного потолка «Армстронг», сооруженного предыдущими владельцами, высокие первоначальные проемы внутренних дверей, заделанные до этого, разноцветные стекла в окнах… В процессе реставрации очень помогли рассказы и фотографии, принесенные бывшей жительницей, выросшей в этом доме.

Сейчас это единственный памятник деревянного зодчества в городе Владивостоке, находящийся в хорошем состоянии.

Со стороны чиновников часто звучат высказывания о том, что крайне необходимо откорректировать список памятников Владивостока с целью исключить из него «всякую рухлядь, непонятно как попавшую в этот список». Действительно, неспециалистам сложно распознать художественную ценность под поздними хозяйственными пристройками и слоем ветхого толя или рубероида. А что на этот счет говорят специалисты?

Деревянные здания реставрировать достаточно легко - копируй в точности все детали, вырезай, ставь на свое место. Современные технологии позволяют сейчас консервировать древесину различными пропитками практически навечно. Да и раньше мастера-строители знали способы ее сохранения. При реставрации лютеранской кирхи в городе Владивостоке, когда сняли многочисленные слои старой краски с оконных рам и декорированных конструкций перекрытий, обнаружилось, что все деревянные детали в прекрасном состоянии, несмотря на почти столетний возраст и полное отсутствие ухода в течение 70 лет! Так что, если захотеть….

Для справки: в городе Владивостоке в государственном списке состоят около 25 памятников деревянного зодчества; подавляющее большинство их находится в муниципальной собственности; за последние 20 лет снесено 3 ценных объекта; кроме двух упомянутых домов, остальные находятся в критическом состоянии.

Анна Мялк.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100