Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 33 (752) от 15 августа 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Тайна имени Ксении Собчак

Надежда Алисимчик

Почему у Насти Волочковой 07.07.07 было целых три свадьбы, а Ксения Собчак до сих пор без принца. Анастасия Волочкова отгуляла свою свадьбу по-французски, по-грузински и по-итальянски. На французской свадьбе: за ширмой пряталось несколько девушек, в их числе и Настя.

Жениху нужно было узнать любимую только по выставленной напоказ ножке. Узнал по мизинчику. На грузинской свадьбе балерину похитили грузинские джигиты, потребовавшие за освобождение невесты немалый выкуп. Жених - бизнесмен заплатил, не скупясь. На итальянской свадьбе новобрачные каталась на гондоле по озеру, а сумерки взорвал фантастический фейерверк. Для каждой свадьбы у невесты было новое платье: белое, бело-розовое и нежно-фисташковое. Белый наряд сразу назвали "царским". Украшенное жемчугом и кристаллами Сваровски, со шлейфом длиной в 15 метров, платье весило 25 килограммов. Но дело этим не окончилось, впереди новобрачных ждет еще русская свадьба – по обряду православного венчания, которая намечена на 23 сентября – день рождения дочери, которую Настя подарила жениху загодя, за два года до свадьбы. А Ксюша Собчак семью и дом строит только для других. А чем девчонка нехороша – и сама работящая, и мать в боярском сенате, и нынешний президент у Ксюшиного отца в питерской мэрии в подмастерьях бегал. И ума, и бриллиантов у Ксюши палата, а вот, поди ж ты…

Правда ли, что виною тому не сама Ксюша, а венец безбрачия, которые обнаружили у нее экстрасенсы? Относительно венца безбрачия не могу сказать ничего определенного – третий глаз у меня явно не того... А вот что касается имени Ксения, то любовные драмы трех Ксений в истории России запечатлены. Среди них есть Ксения новгородская, Ксения московская, о которых повествует историк Карамзин. И Ксения Петербургская, известная более по народным и церковным преданиям.

КСЕНИЯ НОВГОРОДСКАЯ

Марфа Борецкая после гибели своего мужа, Исаака Борецкого, стала новгородской посадницей. Было у нее два сына и дочь Ксения. Когда стало ясно, что столкновений с войском Иоанновым не избежать, Марфа озаботилась: кого отправить на битву во главе войска новгородского? Выбор ее пал на Мирослава, юношу мудрого, храброго, хотя и сироту, выросшего и воспитанного в Новгородском училище. Сыновья Марфы, хотя и были уважаемы гражданами Новгорода и взаимно любимы Марфой, но Посадница не видела в них того небесного дара воспламенять других, который был у Мирослава и которым она сама обладала.

Одобрив выбор Марфы, ее дед Феодосий, живший в отшельничестве, подарил Мирославу меч с надписью «Никогда врагу не достанется». А сама Марфа задумала другой подарок – обвенчать Мирослава перед битвой с Ксенией.

Сама Ксения не знала, для чего ее вдруг начали наряжать в одежду алую, ожерелье жемчужное, серьги изумрудные… Когда шли от алтаря Ксения и Мирослав, весь Новгород вышел полюбоваться. Пара блистала красотой и молодостью, а свадьба - роскошным пиром, где к гостей потчевоала сама Марфа и новобрачные...

Счастье молодоженов было недолгим. Вскоре новгородские жены со слезами на глазах проводили своих мужей на поле сражения. Ксения, воспитанная Марфой, не плакала.

Ушел Мирослав во главе войска, с ним ушли оба сына Марфы.

Первый гонец от Мирослава нашел их в саду: Ксения поливала цветы, Марфа сидела на ветвях древнего дерева в глубоком размышлении. Мирослав писал о положении войск новгородских и Иоанна.

Второй гонец привез известие, что новгородцы взяли в плен пятьдесят новгородских дворян. С третьим гонцом Мирослав прислал одно слово: «Сражаемся».

Смерть Мирослава наступила от руки изменника, но он успел выбросить подаренный ему меч в быстрые воды Шелоны.

Пали в сражении и оба сына Марфы. Ксения плакала и молилась над телом Мирослава, но сказала Марфе: «Будь покойна, я дочь твоя!»

Воинов отпели в храме и погребли с почестями при полном молчании – без рыданий и причитаний. Так для юной Ксении соединилось брачное пение с гимном смерти.

Но впереди ее ожидало еще одно, последнее испытание – проводить на эшафот мать.

Марфа вышла в златой одежде и белом покрывале. Дед Марфы, старец Феодосий, нес перед внучкою образ. Ксения бледная, но твердая, вела мать за руку. Когда Феодосий благославил Марфу, та захотела обнять дочь, но Ксения пошатнулась и упала. Марфа склонилась к дочери, положила руку на ее сердце – оно не билось. Марфа сорвала покрывало с головы и взошла на эшафот.

Старец Феодосий похоронил Марфу и Ксению на берегу Ильменя. Гости чужеземные вырыли для них могилы и на гробе изобразили буквы, смысл которых никто не разгадал.

КСЕНИЯ МОСКОВСКАЯ

Борис Годунов был женат на дочери Малюты Скуратова. В браке у них был сын Федор и дочь Ксения, которой царь искал достойного жениха . Наконец выбор его остановился на брате датского короля - герцоге Иоанне. Жених воевал в Нидерландах под знаменем Испании, но тут же откликнулся на предложение, и вскоре прибыл в Россию. Встретили жениха по-царски: стрельбою из пушек, подарили 80 драгоценнейших соболей. Везли жениха-королевича от границы до Москве не спеша, больше месяца. Закатывали по дороге жениху пиры и забрасывали подарками.

По прибытии в Москву закатили пир в Грановитой палате. Жениха посадили между царем Борисом и Федором, он им обоим так понравился, что к концу веселья каждый снял с себя алмазную цепь и надел на королевича. Царедворцы, видя это, тоже закидали его подарками. Когда стало ясно, что веселый красавец королевич всем понравился, только тогда ему показали невесту.

Современники пишут, что «Ксения была среднего роста, полна телом и стройна. Имела белизну млечную, волосы черные и длинные, трубами лежащие на плечах. Лицо свежее и румяное, брови союзные. Глаза большие красоты несказанной.»

Еще она была образованна, хорошо воспитана, любила книги и духовную музыку.

Свадьбу отложили до зимы. А до этого вместо подготовки к пиру невеста, брат и царь с царицей поехали в Троицкую Лавру. Там, в тишине обители, они девять дней молились над гробом Святого Сергия, прося благословения небес на союз Ксении с Иоанном.

Жених в это время с ревностью учился языку и собирался переменить веру.

Но у Небес были другие планы. На возвратном пути из лавры государю донесли, что жених занедужил. А через две недели скончался на двадцать четвертом году жизни, несмотря на все усилия русских и заморских врачей.

Ксения стала вдовой в невестах. О женихе все искренне печалились. Все, чем одарили королевича, было отослано на его родину, в Копенгаген.

После смерти Бориса и воцарения Смуты, Федора, Ксению и царицу посадили под домашний арест. «Князья Голицын и Мосальский, чиновники Молчанов и Шерефединов, взяв с собой трех зверовидных стрельцов, пришли в дом Бориса. Они развели Федора, Ксению и царицу по разным комнатам, и велели стрельцам действовать. Те сразу же удавили царицу. Однако юный Федор был очень силен, долго боролся с четырьмя убийцами, но задушили и его. Москве объявили, что те отравили себя ядом».

Ксения осталась жива и была отдана на поругание.

КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

Ксению Петрову назвали Петербургской потому, что она жила в Санкт-Петербурге на Питербургской стороне.

При императрице Елизавете Петровне там жила молодая семейная пара – Андрей Федорович и Ксения Григорьевна Петровы.. Андрей Федорович служил в чине полковника и пел в церковном хоре. Жили они душа в душу и очень любили друг друга, но Андрей Федорович так скоропостижно скончался, что не успел исповедаться и причаститься. Это более всего огорчало и терзало двадцатишестилетнюю вдову. Умереть без христианского приготовления к смерти означало обречь душу на вечные муки. И тогда, чтобы спасти душу любимого мужа, решила Ксения принести Богу в жертву все, что имела, включая и собственный разум.

С той минуты, как мужа повезли на кладбище, она как бы лишилась рассудка. Ксения надела на себя военную одежду мужа, его камзол, картуз, штаны и в таком виде провожала гроб. Кроме этого, она просила называть ее именем мужа: Андрей Федорович. И с тех пор не откликалась больше на имя Ксения и говорила: «Оставьте вы Ксению! Что она вам сделала? Похоронила я ее, а Андрей Федорович весь тут». Она словно бы утверждала, что схоронили ее, Ксению, а муж жив.

Когда родные увидели, что Ксения все раздает, включая дом, то, испугавшись, что она останется на улице, попросили начальство ее покойного мужа воспрепятствовать этому: мол, она лишилась ума и не ведает, что творит. После длительных разговоров выяснилось, что Ксения абсолютно ясно понимает, что она делает и зачем. И ее оставили в покое.

Все дни с утра до вечера бродила она по городу. Босая, в мужской одежде; за плечами котомка, в руке палка. Когда одежда превратилась в лохмотья, Ксения стала ходить в красной кофте и зеленой юбке – цвета мужнина мундира.

Говорят, что Ксения насквозь видела людей, читала их мысли. Многое рассказывают о ее чудесах и пророчествах. Она прожила после смерти мужа сорок пять лет.

Как-то зашла Ксения к Параскеве Антоновой , которой свой дом подарила. Та была женщиной одинокой – ни мужа, ни детей. Ксения ей говорит: «Сидишь тут, чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына послал. Иди скорее на Смоленское кладбище..» Та тут же все бросила и пошла. Только завернула на улицу, что ведет на кладбище, а перед ней извозчик сбил беременную женщину, которая тут же родила и скончалась. Отца так и не нашли, и Антонова воспитала мальчика, который ее почитал всю жизнь, как родную мать.

В другой раз Ксения подошла на улице к незнакомой женщине, подала медный пятак с изображением всадника и сказала: «Возьми пятак, тут царь на коне. Потухнет».

Женщина приняла монету, хотя и не поняла значения слов. Завернув на свою улицу, она увидела на кровле своего дома пламя. Испуганная женщина с зажатым в руке пятаком побежала к дому и только к нему приблизилась, как пламя вмиг исчезло.

Могила Ксении Петербургской находится на Смоленском кладбище. Изначальная надпись на ее могильной плите заканчивалась словами: «Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения своей души. Аминь.»

Идет по России молва, что и сегодня Ксения Петербургская нередко бродит по Петербургу – старая, бедно одетая женщина, похожая на обычную пенсионерку с палочкой. Говорят, покровительствует она и городу, если нагрянет беда. И иной раз является доброму человеку и подает полезный совет. Другой раз - стыдит дурного, а порой сидит на скамеечке и о чем-то плачет.

Часовня ее была закрыта в годы репрессий, но перед запертыми дверями постоянно можно было видеть людей на коленях, проталкивающих записочки с просьбами. Не прекращается поток этих просьб и доныне.

Недавно я купила в церковной лавке книгу – истории о помощи блаженной Ксении Петербургской в наши дни - и поразилась географии этих историй. Многие из авторов этих историй п, которые не могли посетить часовенку, кто по бедности, кто по обстоятельствам, посылали письма с просьбой отслужить молебен. И сообщают, что получали помощь.

Надежда Алисимчик.


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100