Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (728) от 28 февраля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Земля-кормилица

Робетт Родейл и Терентий Мальцев

Г. ЛЕОНТЬЕВ

(Окончание. Начало в №8 «АВ».)
Живая земля
Биолог Игорь Востров Путем многолетних опытов пришел к выводу: только аэробные процессы (с доступом кислорода) способствуют обогащению почвы гумусом, или органическим веществом, как называет его Марк Кейн в своей популярной статье «В содружестве с природой», опубликованной в «НСиФ» №3 за 2001 год.

Самый главный, основополагающий для органического земледелия вывод Игоря Вострова состоит в том, что общепринятую и повсеместно применяемую микробиологическую теорию обработки почвы и ее удобрения он считает ошибочной, неполезной ни для природы, ни для самого человека.

Как ученый-микробиолог, знающий невидимую для других жизнь почвы, Игорь Востров не может воздать хвалу грядам Дж. Митлайдера из научно скомпонованного субстрата. Если у меня в огороде слой чернозема толщиной 20-40 см, который может служить эталоном настоящей «живой» почвы, то сколачивать на таком огороде деревянные короба и наполнять их смесью из опилок, песка и химических веществ было бы с моей стороны безумием, о котором писал Э. Фолкнер. Но если у владельца шести соток вместо чернозема – камнеподобная глина или сыпучий песок, то почему бы ему не выращивать овощи по методу Митлайдера? Особенно, если близко есть такой консультант, как профессор Т.Ю. Угарова. Да, на ее огородах растут вкусные и безвредные для здоровья овощи, но все-таки выросли они не из земли-матушки, а из субстрата. На шести сотках такой субстрат можно и развести, но когда у фермера огород занимает два-три и больше гектаров?

Можно ли сравнивать земледелие по методу Митлайдера с тем, что разработал и внедрил полевод Мальцев? И до Ньютона яблоки падали с веток на землю, но он первым объяснил причину их падения и вывел закон всемирного тяготения. Терентий Мальцев обосновал теорию безотвального земледелия для черноземов лесостепи Зауралья и Западной Сибири и практически ее осуществил. Его работу без применения минеральных удобрений, а тем более без химических ядов можно рассматривать как пример высокоэффективного органического земледелия на огромных площадях.

Но несмотря на высокую экономичность, стабильную урожайность в сочетании с абсолютной экологической чистотой выращиваемой продукции, мальцевское земледелие не смогло одолеть «безумия пахаря» на советских полях. Почему?

Две школы

Российская агрономическая наука в конце Х1Х – начале XX века развивалась по двум направлениям – приверженцами агрохимической школы и школы почвоведения (термины условные). Ведущим ученым агрохимической школы был К.А. Тимирязев. Прочтем внимательно его утверждение, что «истинный кормилец крестьянина – не земля, а растение, и все искусство земледелия состоит в том, чтобы освободить растение, а следовательно, и земледельца от «власти земли». Метод выращивания овощей на грядах Д.Митлайдера может служить примером освобождения растений от «власти земли». И если бы К.А. Тимирязев был жив, то назвал бы автора насыпных гряд из тщательно сбалансированного субстрата своим выдающимся учеником.

Представители агрономической школы почвоведения, наоборот, считали землю кормилицей, и полагали, что ее урожайная сила зависит от того, как и каким способом обрабатывать пашню. Ведущими учеными этой школы были В.В. Докучаев, П.А. Костычев и В.Р. Вильямс. Про Василия Робертовича Вильямса надо сказать отдельно. Отец его, американский инженер, работал на строительстве железной дороги между Москвой и Петербургом, женился на простой русской крестьянке. Их сын унаследовал все лучшее, что было в его родителях: ум, отменное здоровье, напористый характер и трудолюбие.

Вильяме и директивная экономика

В историю российской земледельческой науки Василий Робертович вошел как выдающийся агроном-почвовед и как пример русского интеллигента-ученого, безоглядно поверившего в идеалы большевистской революции 1917 года, установившей директивную систему власти. Согласно правилам такой власти на любом участке жизни необходимо заложить плиту нормативного мышления и поставить на ней «вождя». Таким «вождем» в советском земледелии стал В.Р.Вильямс. Его учение сделалось «всесоюзным уставом», обязательным для исполнения везде, независимо от характера почв и местных природно-географических условий. Этим еще при жизни автора его науке был вынесен смертный приговор.

В 20-х годах В.Р. Вильямс представил проект выполнения им же поставленной задачи прогрессивного увеличения почвенного плодородия путем повсеместного перехода на травопольную систему земледелия с 10-польным севооборотом, в котором каждое поле в течение двух-трех лет из десяти должно быть занято многолетними травами. Многолетние травы будут накапливать в почве органическое вещество и улучшать ее структуру.

При жизни В.Р. Вильямса ни у одного агронома не вызывало сомнения его утверждение, что «наши культурные однолетние растения ни при каких условиях не могут накопить в почве органическое вещество». К тому же Вильяме был крепко убежден, что органическое вещество (гумус) накапливается только в анаэробных (без доступа воздуха) условиях. Отсюда его рекомендация пахать глубоко и с предплужниками, чтобы растительная масса сбрасывалась на дно борозды. Такая рекомендация была оформлена в виде закона, действовавшего на территории всего Советского Союза. Известный авторитет степного земледелия академик Н.М. Тулайков, теоретически обосновавший и практически доказавший полезность применения мелкой вспашки в условиях засушливого Поволжья, в 1939 году был казнен как «враг народа».

Развивая учение В.Р. Вильямса о прогрессивном увеличении почвенного плодородия, Терентий Мальцев теоретически обосновал возможность накапливать в почве органическое вещество не только посредством многолетних трав, но и через культуру однолетних полевых растений в условиях, соответствующих природному почвообразовательному процессу, что можно осуществить практически в системе безотвальной обработки почвы. В производственных условиях Мальцев начал применять свою систему с осени 1949 года.

Идеи Мальцева и Родейла

Открытие Мальцева можно считать теоретической основой органического земледелия. Но проложить себе дорогу на советские поля подобное земледелие так и не смогло. Почему?

Во-первых, в постановлении всесоюзного совещания августа 1954 года теория полевода Мальцева не получила точной научной оценки и формулировки. Главным редактором текста постановления был печально известный академик Трофим Лысенко. Работу Мальцева он воспринял со скрытой неприязнью, поскольку тот не смог добиться положительных результатов, внедряя в производство посевы лысенковской ветвистой пшеницы.

Во-вторых, когда 8 лет спустя ЦК партии принял постановление, объявившее науку В.Р.Вильямса недействительной, безотвальному земледелию с его органическими принципами фактически был положен конец. В заключение можно сказать, что учение В.Р.Вильямса и открытие полевода Терентия Мальцева находятся между собой в «родстве», как мать и дитя, а значит, изучать их надо последовательно и целостно. Объявленное несостоятельным учение В.Р. Вильямса, в основе которого лежит предложенная им травопольная система земледелия, как следует не освоено. Если травопольная система не годится для черноземных почв степей и лесостепей, то на полях нечерноземной зоны в западной части России, если грамотно применять ее принципы, можно получать высокие урожаи. Об одном таком примере «Новый фермер» писал зимой 1993 и весной 1994 года. Статья Виктора Пинегина про опыт агронома Н. Кулинского из Владимирской области «Лучшая система земледелия для фермера» – это документальная запись рассказа самого агронома об эффективности использования многолетних трав в разработанном им севообороте.

Органическое земледелие уже имеет и свою теорию, и своих приверженцев, которые вдохновенно трудятся «в содружестве с природой», конкретно доказывая жизнеспособность философской концепции Роберта Родейла. Но потребуется еще не одна исследовательская работа, чтобы в органическом земледелии проблема азотного баланса почв и азотного питания растений была полностью решена за счет биологического азота, который дают сами растения. А вот отчужденный из почвы фосфор и калий сами растения полностью восстановить не могут. Следовательно, необходим возврат этих элементов путем внесения научно обоснованных доз.

Помимо пищи растениям требуется еще и влага. Как и каким способом накопить ее в почве? Об этом много и толково написано в статьях Терентия Мальцева. Не надо забывать, что при обилии пищи и влаги сорняки тоже не станут дремать и вступят в активную конкуренцию с культурными растения. Как освободить пашню от сорной растительности, не применяя гербицидов? И на этот вопрос можно найти ответы в книгах талантливого полевода. Найдется много и других проблем в органическом земледелии, так что простор для научной деятельности огромный. Только на органической основе можно построить беспрерывную регенерацию – восстановление созидательных сил природы и человека, и предотвратить надвигающуюся на человечество экологическую катастрофу.

Об этом думал и писал Роберт Родейл. То же делал и Терентий Мальцев.

Г. ЛЕОНТЬЕВ, «Новый садовод и фермер».


Другие статьи номера в рубрике Земля-кормилица:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100