Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 6 (725) от 7 февраля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

Квота на вылов рыбы и утопление конкурентов

Ирина ГРЕБНЕВА

ОТЪЯВЛЕННЫЕ ЗАЯВИТЕЛИ
В феврале 2004 года на основании распоряжения администрации края 70-р была создана межведомственная комиссия (МВК) по определению долей от общей краевой квоты на вылов рыбы для прибрежных рыбаков. Заявки на получение доли в департамент рыбного хозяйства стали поступать ещё с ноября 2003 года.

Однако из 144 заявителей счастливыми обладателями долей квоты стали лишь 39 рыболовецких компаний, остальные 105 фирм оказались за бортом, причем почти в прямом смысле слова. Без доли для них пропал весь смысл и источник существования.

Не могу не вспомнить 2002 год, когда господин Путин прибыл во Владивосток и отвечал на вопросы прессы. Мне удалось-таки задать ему самый насущный для меня вопрос: какие методы борьбы с коррупцией господин Президент считает самыми эффективными. Владимир Владимирович весьма уверенно ответил – экономические.

И надо отдать ему должное: в вопросе о квотах были приняты все меры (экономические) против коррупции.

Противокоррупционная комиссия

По смыслу постановления Правительства №704 от 20.11.2003 года распределение долей и квот должно было произойти честно, гласно и справедливо. Чиновнику отводилась лишь техническая функция. В комиссию, состоящую из 20 человек, входили 10 чиновников краевой администрации.

В задачу комиссии входило только принять заявки и разделить квоты на всех заявителей. А от претендентов требовалось лишь во-время оформить и подать заявки.

И если эту схему соблюдать, никто не может остаться за бортом. Тем более, что для соблюдения законности в рабочую группу были включены представители ФСБ, МВД, ИМНС (это налоговая инспекция), а также ТИНРО, то есть лица, обремененные такими должностями и учеными степенями, которые просто несовместимы с повадками уголовников.

Большие чудеса по техническим причинам

Но нарушения законности начались почти сразу. Несколько заявок были приняты после назначенного срока. Рассмотрение заявок происходило при закрытых дверях, и большую часть заявителей отвергли по надуманным (так называемым «техническим») причинам. Что это значит? У кого бумажки какой-то не хватило, у кого закорючки на бумажке, у кого справка не той формы.

Конечно, любители справедливости начали кричать, что, мол, бумажки надо было сразу проверять, при приеме документов, или, на худой конец, предупредить до распределения о недочетах, тогда бы все донесли, дописали и долги оплатили. Но кто их слушал, этих правдолюбов? Да и цель была другая в этой комиссии, которая, судя по её действиям, сильно отличалась от той цели, ради которой она была создана. А пока правдолюбы кричали, «поезд ушел», о чем им и было заявлено, не без злорадства, чиновниками. Это заявление усугублялось тем, что квоты были выданы (или не выданы) сроком на пять лет.

А кто не утонул, того веслами добить

Некоторые из отвергнутых после такого заявления сразу сошли с дистанции и стали тонуть. В марте для избранных фирм начались приятные хлопоты – заключение договоров с администрацией края на пользование квотой. А для отвергнутых компаний тоже хлопоты, которые приятными никак не назовешь: они подавали иски в арбитражный суд на межведомственную комиссию и на администрацию края. Первая инстанция, наша, Приморская, всем отказала, конечно. Судьи оглядывались не на закон, а на администрацию Приморского края.

Тогда пошла вторая волна «утопленников». И лишь совсем немногие рыбаки обратились во вторую инстанцию арбитражного суда, которая признала незаконным отказ в выдаче долей рыболовецким компаниям. Теперь бы самое время администрации края извиниться, да и выдать доли из квоты на вылов рыбы.

Но куда там! Вместо этого администрация обжаловала решение в Высшем Арбитражном суде РФ, где ей было отказано.

Суд – дело долгое и неблагодарное, а чтобы пережить это бедствие и дождаться счастливого решения, надо хоть как-то поддерживать свой бизнес, вести коммерческую деятельность. Вот и пытались пробиться лишенные заработка рыболовы: пробивались мизерными научными квотами (не зависимыми от промышленных), решили разводить моллюсков пока, занялись другими марикультурами. Но только очень скоро стали испытывать репрессии: научных квот лишили, разведение моллюсков запретили, проверки посыпались на их головы, как из рога изобилия.

Большая безответственность ответственной комиссии

Краевая администрация почему-то так сильно сочувствовала тем фирмам, которым комиссия выдала доли, что даже не стесняясь заявили выигравшим суд рыбакам, мол, если мы вам теперь дадим доли, тогда придется ущемить тех, кому они уже выданы. А горькая участь остальных 105 фирм их почему-то ничуть не беспокоила. Более того, были приняты меры, чтобы не допустить передела долей для компаний, выигравших арбитражный суд: взяли и расформировали МВК.

Стали победители вторично обращаться в арбитражный суд: квоты, дескать, выдайте, коль отказ незаконен. А наш Приморский суд и здесь отказывает: ответчика, мол, нет уже, поскольку комиссия, которая столь бессовестно обошлась с рыбаками, уже расформирована.

Но, во-первых, её создавала (как и расформировала) краевая администрация, которая на законных основаниях числится в соответчиках. А во-вторых, с чего это вдруг она расформирована? Нигде эти комиссии не расформировывают в других краях и областях, а у нас – пожалуйста.

И здесь есть один очень интересный момент: за эти годы, прошедшие с того позорного решения «о квотах для своих» (будем называть вещи своими именами), у межведомственной комиссии сменилось три руководителя. И последним был назначен наш общий друг – Валерий Василенко. Да-да, тот самый, бывший прокурор Приморского края.

Рыбаки обрадовались и обратились к нему с большим заявлением, которое завершалось словами страстной надежды на справедливость: «Настоящее обращение, вероятно, последняя попытка, на уровне Приморского края, найти управу на распоясавшихся чиновников, у человека, недавно возглавлявшего прокуратуру края, а значит, прекрасно разбирающегося в законах».

И Валерий Василенко доказал, что он действительно прекрасно разбирается в законах. Только юридически грамотный человек додумается расформировать комиссию, чтобы не отдавать рыбакам их доли от общей квоты.

Необъятные просторы технических причин

Наш рассказ ещё раз подтверждает старую истину нашей шулерской власти: важно не то, сколько и за кого голосов отдано, а важно, кто будет считать. И куда бы вы ни зашли, куда бы ни обратились, кругом такие же «технические» причины посчитать наши денежки, или нас самих, или наши голоса так и только так, как нужно этим, в руководящих креслах.

Уже не за горами и новый срок для выдачи долей из квоты Приморского края. Наверняка все повторится, даже в более горьком варианте. Потому что пока ещё никто не ответил за такие «технические причины».

Ирина ГРЕБНЕВА.

Рис. Евгения Меркурьева.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100