Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 46 (714) от 21 ноября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Муза Пушкина в Царском Селе

Маргарита Пархоменко

Гуляя в Екатерининском парке Царского Села, легко отрешиться от времени. Тишина царственная, легкий всплеск Большого Пруда и нежное трепетание листьев. В свое время, резвый отрок Саша Пушкин улавливал здесь чуть слышный ручеек.

Однажды мимо меня по тропинке, обгоняя, прошли женщина и девочка-подросток, и я услышала мимоходом, как старшая сказала: “Когда лицеистам исполнялось 14 лет, им дарили Библию”. Остальные слова затерялись в древах.

Здесь же гуляла и юная Аня Ахматова, она даже жила в Царском Селе до 16 лет и в пространстве времени встречала лицеиста Пушкина по прозвищу Француз:

“Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов”.

Насладившись красотой царскосельских парков, я в доме у поэтессы Инны Тройновой продолжаю выслушивать восторги о чарующих скульптурах. И тут она мне говорит:

- У меня есть книга, подаренная папой. Но она годами лежит без дела. Никто не читает по-французски.

Я открыла книгу и попала сразу же на текст басни Лафонтена “Девушка с кувшином”.

- Ой, как тяжеловесно звучит. Не французский “vers libre”, а греческий гекзаметр.

И мы ринулись к стихам самого Пушкина.

Царскосельская статуя

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей,
Вечно печально сидит.

Чудо! Из всех скульптурных изваяний (античных богов, богинь, героев) Пушкин отличил и увековечил эту изящную композицию, которая стала чуть ли не символом Русского Версаля (Царского Села, города Пушкин в пригороде Санкт-Петербурга).

Мотив, взятый из басни известного французского баснописца, зазвучал в веках на разные лады - “Девушка с кувшином”, “Молочница”, “Дева”. Установлена она в Екатерининском парке в 1816 году, но, несмотря на свой грандиозный юбилей (190 лет), дева по-прежнему юна и прекрасна.

Автором скульптуры является знаменитый русский ваятель Павел Петрович Соколов (1764-1835). И сюжет он взял из Лафонтена. Девушка-крестьянка Пьеретта несет кувшин с молоком на рынок. И, мечтая купить на вырученные деньги Бог весть что, уже вприпрыжку летит вперед и падает. Кувшин разнесен вдребезги. Пьеретта рыдает.

У скульптора тема сюжета обрастает иными обертонами - девушка в грациозной позе предается грустным размышлениям, мечтая о возлюбленном, может быть, Муза грезит о своем Поэте, которого ищет, зная, что он не появится в конце аллеи никогда. А из горлышка кувшина (ведь это фантазии) изливается струя прозрачной холодной воды, как источник неиссякаемого вдохновения. Это дало возможность родиться и другой версии: происхождение этой статуи связывают с жизнью и судьбой императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I.

Статуей любовались поэты, композиторы, художники и т.д. Говорят, что великая балерина Галина Уланова не раз приходила на свидание к девушке с кувшином, стремясь постичь ее пластику, грацию и очарование.

Шли годы, и в наше время продолжилась “стихотворная волна”, сделав Царское Село городом Муз.

Анна Ахматова


Царскосельская статуя (отрывок)

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой,
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света,
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

Скульптуру, как и памятник Пушкину-лицеисту, перед сдачей Царского Села зарыли в землю, и около двух с половиной лет она нетронутой покоилась в земле, хотя в городе бесчинствовали фашисты. Сразу же после освобождения начали восстановительные работы, и “Дева” вновь стала вдохновлять целую плеяду поэтов, из которых я обратила внимание на живительные и изысканные строчки Всеволода Рождественского:

Если не пил ты в детстве студеной воды
Из разбитого девой кувшина,
Если ты не искал золотистой звезды
Над орлами в дыму Наварина, -
Ты не знаешь, как эти прекрасны сады
С полумесяцем в чаще жасмина.

Тема Царского Села и его символа (царскосельской статуи) с легкой руки гениального поэта Александра Пушкина раздвинула хронологические рамки, и уже совсем в наше время мы имеем восхитительные стихи Инны Тройновой, в доме которой я и начала знакомство с Пьереттой.

Девушка с урной

Ей в грусти утешения нет:
Разбитого кувшина жаль...
Но полюбил ее Поэт
За эту праздную печаль...
Так полюбил, что стих сложил,
А сам ушел в свой вечный Дом,
Но сердце деве оживил:
С тех пор она грустит о Нем.

Маргарита Пархоменко

(Царское Село - Владивосток)


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100