Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 42 (710) от 25 октября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Фонд “Рога и копыта”

Татьяна РОМАНЕНКО

Продолжение темы. Начало в АВ №18 2006 г. - “Проигранное село”, АВ №21 2006 г. -“Технология разорения”

“Анализ имеющихся в материалах уголовного дела № 1-1/2006 документов по движению дизтоплива между администрацией МО Хорольский район, МУП ПЖЭХ , фондом АПК района и ООО “Лучковский” свидетельствует о механизме образования неучтенных излишков дизтоплива в МУП Хорольское ПЖЭХ и о признаках хищения дизтоплива в крупных размерах должностными лицами администрации МО Хорольский район, МУП ПЖЭХ, фонда АПК района”.

(Из выступления адвоката)

ПОДСУДИМАЯ

Суд оправдал Перову 7 сентября 2006 г.. Через четыре с половиной года после того, как прокурор Хорольского района в феврале 2002 передал в районный суд обвинительное заключение: “Присвоение и растрата чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения, в крупном размере”. Тогда подозреваемую не “закрыли”, а всего лишь взяли с неё подписку о невыезде (о чем судья впоследствии пожалел), а также арестовали имущество на сумму 252040 рублей.

Дело назначалось к слушанию в районном суде 14 раз. Судья Прохоров два года не удовлетворял ходатайства подсудимой об истребовании подлинных документов из той организации, которую якобы она обокрала. В 2004 году, наконец, документы были судом затребованы к очередному заседанию, отложенному на восемь месяцев. Накануне суда все документы оказались уничтоженными в связи с банкротством Хорольского ПЖЭХа.

Председатель Хорольского районного суда Прохоров, он же судья по делу, так и не завершил судебное расследование уголовного дела Перовой. И, видимо, не очень-то к этому стремился. Одна из бумаг, фигурировавших в деле, была подписана заместителем главы администрации Хорольского района Прохоровой, женой судьи Прохорова. Судебное разбирательство неминуемо вывело бы заинтересованных лиц и на нее и на самого главу района. Этого Прохорову, понятно, не хотелось. Не хотелось настолько, что затягивая рассмотрение дела, он совершенно утратил бдительность.

Опомнился только в начале 2006 года, когда квалификационная коллегия судей Приморского края наложила на него взыскание за волокиту по заявлению Перовой. В отместку Прохоров изменил меру пресечения и постановил взять обвиняемую под стражу “за уклонение от явки в суд”. Перова, узнав об этом, немедля подстриглась, изменила цвет волос, надела темные очки и скрылась из Хорольского района вместе с дочерью двенадцати лет.

Ее объявили в розыск.

Во Владивостоке Перова наняла адвоката, не имевшего оснований бояться хорольских районных начальников.

Определение об изменении меры пресечения краевой суд отменил. Судья Прохоров получил второе взыскание, после чего вынужден был подать в отставку не только с поста председателя Хорольского суда, но и с должности судьи.

Милиционеры не сразу поверили в то, что обвиняемая Перова уже не в розыске. В очередной ее приезд в Хороль для ознакомления в суде с делом пытались арестовать, игнорируя предъявленную копию определения краевого суда. Пришлось бы Перовой и на этот раз спасаться от властей бегством, но, после нескольких звонков начальнику районного ОВД, утряслось.

Уголовное дело передали другому судье, и 7 сентября 2006 года (через 4 года и 8 месяцев после предъявления обвинения) оно завершилось оправдательным приговором “за отсутствием в действиях Перовой состава преступления”. Был отменен арест имущества бывшей обвиняемой, а также снята мера пресечения – подписка о невыезде.

Оставлен без рассмотрения и гражданский иск о взыскании 252040 рублей 36 копеек в пользу администрации Хорольского района, которая считала себя собственником имущества, якобы присвоенного Перовой, - 30 тонн дизельного топлива.

ПОДАЙТЕ НА БЕДНОСТЬ

Суть дела такова. В начале 2001 года в район было завезено дизельное топливо «для отопления жилищного фонда и объектов социальной сферы» по договору с краевой администрацией.

Район просил 800 тонн, дали 356 тонн. Их немедленно приняло на баланс предприятие жилищно-коммунального хозяйства (ПЖЭХ) села Хороль.

В феврале 2001 года по распоряжению заместителя главы администрации Прохоровой часть топлива поместили на временное хранение на нефтебазу ООО «Лучковское» в селе Лучки, подведомственную Перовой, с ее согласия. Передача состоялась в дни, когда хозяйка ООО была в Москве в командировке. Никаких актов об отгрузке и приемке не составляли. И не потому что в Хорольском районе так принято, причина была в другом, но об этом ниже. Прибывшей из командировки Перовой сказали, что в цистерны нефтебазы залито 92 тонны дизельного топлива.

Весной, когда началась посевная, кладовщик нефтебазы, отпустила по запискам начальника сельхозуправления Ищенко 62 тонны принятого на временное хранение топлива, и цистерны опустели. А записки из сельхозуправления продолжали поступать – в администрации настаивали, что на нефтебазу было привезено 92 тонны. Несколько распоряжений об отгрузке топлива остались не выполнены. Хозяйку ООО Перову обвинили в хищении тридцати тонн дизтоплива и завели уголовное дело.

Хотя претензии предъявляла администрация Хорольского района, в суде выяснилось, что топливо, отписанное жилищно-коммунальному хозяйству и временно хранившееся у Перовой на нефтебазе, давно числилось не за ПЖЭХом. Оно было передано некоему фонду поддержки АПК в количестве 105.8 тонн, однако «с учетом затрат на переработку» его должно было остаться как раз 92 тонны.

ФОНД НЕУЧТЕННЫХ ИЗЛИШКОВ

Фонд АПК, не будучи юридическим лицом, не имел права вести хозяйственную деятельность, не вел учет движения материальных ценностей, в том числе переданного топлива. И вообще был полумифической организацией, никому не подконтрольной и неподотчетной. И, если бы не уголовное дело Перовой, следов его двухлетнего существования не осталось бы вовсе.

Даже прокурор сказал, что передача топлива фонду поддержки АПК «не вполне соответствует закону». Однако это незаконное деяние, по мнению прокурора, «способствовало поддержке сельскохозяйственных предприятий». Приглашенный же на суд специалист-аудитор сформулировала просто и ясно: “В результате указанных манипуляций, вырисовывается механизм получения неучтенных излишков. Ни о какой благотворительности речи быть не может. Очень похоже на то, что имеет место сговор должностных лиц на хищение бюджетных средств”.

Под трескучие фразы о поддержке сельского хозяйства в Хорольском районе был создан механизм хищения. Топливо, полученное для ЖКХ от краевой администрации, отписывалось фонду с липовым ИНН, потом продавалось с липовым НДС, а реальные деньги уходили в неизвестном направлении. Лица, которые этим занимались, были уверены в собственной безнаказанности. Осенью 2001 года хорольский глава администрации Якуша, его заместитель Прохорова и начальник сельхозуправления Ищенко создавали комиссию по недостаче топлива, фактически украденого уже до того, как его поместили на временное хранение на нефтебазу к Перовой.

Кстати, в своё время ей же и предложили все 92 тонны купить, выставив счет на приличную сумму, с накруткой. Хорошо, что отказалась, а то бы обвинили в скупке краденого.

ПРИВЕТ ПРОКУРОРАМ

Судя же по отчетам, это топливо сгорело зимой в хорольском ПЖЭХе, и за него население к тому времени уже заплатило.

Есть решение арбитражного суда, из которого вытекает, что ни ООО “Лучковское”, ни физическое лицо сама Перова не являются должниками Хорольского ПЖЭХ.

Сторона обвинения представила акт ревизии, но и в нем не содержится данных о том, что в какой-то организации выявлена недостача, которая вменялась Перовой. Недостача и не могла быть выявлена. Топливо уже было неучтенным. Искать следы недостачи было бесполезно. Топливо похитили значительно раньше, чем оно оказалось на нефтебазе, и не 30 тонн, а гораздо больше. Поэтому и не было никаких актов приема-передачи. Кто же из должностных лиц возьмет на себя смелость украденное топливо ввести в бухучет!

Похоже, что цель стороны обвинения в судебном заседании была не проследить по документам недостачу, а обратная – скрыть хищение. Что она и делала все четыре года по указке районных начальников - не выявляла хищение топлива должностными лицами, а наоборот, под громкие фразы о поддержке АПК не допускала проведения расследования, переводя стрелки на Перову. Обвиненная прокуратурой, Перова была почти приговорена к сроку, и не потому, что виновата, а потому, что прокуратура, тем более своя, районная, не может ошибаться.

Но не срослось у прокуроров!

Оправдательный приговор после пяти лет уголовного преследования, возбужденного прокуратурой, сулит этому ведомству большие неприятности. Перова получила право на реабилитацию, и этим правом она, несомненно, воспользуется.

А что касается “неучтенных излишков”, то они останутся до тех пор, пока будет существовать насквозь коррупционная система дотаций. И не ждите уголовных дел в отношении районных администраций - ворон ворону глаз не выклюет. Татьяна РОМАНЕНКО

Фото Галины СМАКОТА

P.S. Как нам стало известно, начальник Хорольской прокуратуры и его заместитель, активно участвовавшие в деле Перовой, собираются покинуть сей надзорный орган. Один уходит в адвокаты, а другой – в мировые судьи. Судья Прохоров ходит в суд, а его жена Прохорова продолжает работать в районной администрации.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100