Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 41 (709) от 18 октября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Элитарные мигалки

Валерий КУЦЫЙ

Не пойму юмористов, придумывающих разнообразные комические ситуации, чтобы позабавить почтеннейшую публику. Для чего напрягаться, шевелить извилинами, расходовать невозобновляемую умственную энергию, если жизнь порой сама подкидывает нам такие штучки, с какими не сравнится ни один сюжет из числа тех, над которыми добросовестно хохочут телезрители.

Попытаюсь доказать справедливость этого утверждения конкретными фактами.

Известно, что к тому времени, когда эпоха окончательной победы коммунизма близилась к своему благополучному поражению, главным и наиболее ощутимым для населения дефицитом стал наш национальный деликатес – дешевая вареная колбаса. Чтобы купить ее (больше одного килограмма в одни руки не отпускать!), народ убегал с работы, занимал очередь с ночи. В столицу нашей родины, всегда снабжавшуюся лучше всех прочих, люди валом валили за своим любимым продуктом, субботние и воскресные поезда так и называли «колбасными».

И вот мой добрый друг, проживавший в Москве, Анатолий Захарович Рубинов, заведующий отделом «Литературной газеты», решил проверить качество этой колбасы. Человек неробкого десятка, участвовавший в Великой Отечественной войне в качестве корреспондента фронтовой газеты, он совсем не из страха не стал экспериментировать на себе, а подобно академику Ивану Петровичу Павлову, создавшему теорию условных рефлексов с помощью собак, решил ради чистоты и объективности опыта провести его на кошке.

Эксперимент отличался простотой, как все гениальное. Специально не кормленной в течение дня кошке было предложено отведать пресловутую колбасу. Животное понюхало, плюнуло и с негодованием отвернулось. Оно явно чувствовало себя оскорбленным.

Анатолий Захарович сделал вид, что ошибся, извинился и дал кошке кусок вареного мяса. Та сожрала его в мгновенье ока и попросила еще.

Полученный результат приводил к выводу, что люди менее разборчивы, нежели братья наши меньшие, и государство может кормить их всякой дрянью, да еще заставлять стоять за этой дрянью в очередях. Правда, смешно?

Все это дела давно минувших дней, страсти по колбасе давно утихли. Сейчас ее столько, что ешь – не хочу, были бы деньги. Но и с деньгами, оказывается, иногда происходят довольно занятные истории.

Российский физик Григорий Перельман отказался от престижной международной премии в сумме один миллион долларов. Так просто – взял и отказался. Дескать, мне ваши деньги даром не нужны, для меня наука первее всего. Другие ученые частично порицали коллегу, частично относились к его поступку с пониманием.

Зато в чиновничьих кругах, покрутив пальцем у виска и отсмеявшись вволю, взяли за обыкновение встречать посетителей, нуждавшихся в решении какого-либо вопроса, многозначительной фразой: «Я, знаете ли, не Перельман, чтобы отказываться от приличного вознаграждения». Зарплата у них вознаграждением уже не считается, это так, мелочишка на карманные расходы.

Однако и по части зарплаты наша исполнительная власть себя не обижает. Только за первое полугодие нынешнего года получка государственных служащих «потяжелела» в среднем почти на 30 процентов. Это чуть ли не вдвое больше, чем рост зарплаты других категорий бюджетников и военных, о которых денно и нощно пекутся президент, правительство и депутаты.

О том, что пенсии повысились аж на сто рублей, наш руководящий состав предпочитает упоминать как можно реже, а если уж приходится упоминать, то шепотом, при закрытых дверях и форточках. Не по причине стыдливости, разумеется, – какая уж у них стыдливость! – а единственно из опасения скомпрометировать правящую «медвежью» партию.

Касательно роста размеров взяток статистических данных нет, но элементарная логика подсказывает, что они увеличиваются параллельно с зарплатой чиновников. И что самое смешное, милиция и прокуроры, за редким исключением, полагают неприличным считать деньги в чужом кошельке, а судьи во многих случаях квалифицируют взятки как «превышение должностных полномочий».

У тебя полномочия брать на лапу были? Не было? Тогда зачем брал? Ну и получай пять лет лишения свободы. Условно. Кстати, в СМИ прошла информация, что с нового года зарплата рядового судьи будет составлять порядка ста тысяч рублей. Теперь скажите, растет или не растет в стране народное благосостояние?

Сделав заметку на манжетах относительно того, как живут-поживают служители Фемиды, обратимся снова к исполнительной власти и напомним, что она, не останавливаясь на достигнутом, вновь и вновь требует повышения зарплаты чиновникам, дабы они больше времени уделяли исполнению своих непосредственных обязанностей и меньше – казнокрадству и лихоимству.

Предпринимаемые меры финансового характера пока ожидаемого эффекта не дают, хотя уже сейчас на содержание российского чиновничества денет тратится втрое больше, чем на систему образования, и впятеро больше – чем на здравоохранение. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: выход один – не отступать перед трудностями и не скупердяйничать, когда речь идет о воспитании честности у государственных служащих. Поэтому в проекте федерального бюджета на 2007-й год, представленного Государственной думе правительством, предусматривается новый виток удовлетворения чиновничьих аппетитов путем дальнейшего повышения зарплаты.

И вот сейчас самое время вспомнить народную мудрость: не в деньгах счастье. Афоризм этот, несколько поправленный и расшифрованный, должен выглядеть следующим образом: не только в деньгах счастье высокопоставленных госслужащих, оно еще и в привилегиях, которые облегчают жизнь правящей элиты и возносят ее над мелким людом, никаких преференций не имеющим.

О чем я говорю? Об автомобилях, не выезжающих для оказания скорой медицинской помощи или для задержания преступников, на пожары, на аварии разного рода и другие чрезвычайные происшествия, но тем не менее снабженных спецномерами, проблесковыми маячками (в просторечии мигалками) и сиренами, способными разбудить даже уснувшего на скамейке алкаша.

Таких авто, отнюдь не самых дешевых и служащих исключительно для перевозки ответственных задниц, за последние годы развелось несметное количество. К ним прибавились еще и те, которым ничего такого официально не полагалось, а досталось за хорошие деньги, по знакомству или в обмен на ответную услугу. Расскажу такой случай.

Лет, если не ошибаюсь, двенадцать назад на меня и на газету, опубликовавшую мой критический материал, подал иск о защите своей так называемой чести некий важный чиновник от журналистики. Когда мы с редактором газеты после первого судебного заседания вышли на улицу, то увидели, как истец с комической важностью усаживает себя в роскошный японский джип с мигалкой на крыше. Сел, шофер тронул машину с места, и она гордо покатила по улице, расталкивая, как мне показалось, менее шикарные автомобили, не оснащенные причиндалами власти.

Причиндалами, замечу, абсолютно незаконными, полученными явно по блату. Потому что руководителю средства массовой информации некуда мчаться сломя голову – ни в тушении пожаров, ни в раскрытии преступлений он не участвует. И если его персональный автомобиль с мигалкой может часа два-три простоять возле суда, пока там идет заседание, то, следовательно, маячок этот установлен всего лишь для удовлетворения начальственных амбиций.

Год за годом автомобили такого рода ездили по стране. Они создавали массу неудобств для простых, не относившихся к числу знати автовладельцев, нарушали всё, что можно было нарушить, и, презрительно фыркая, проносились мимо сотрудников ГИБДД. Народ плевался в их сторону и высказывал промеж себя разнообразные слова по этому поводу, но кто и когда у нас прислушивался к этому… как его… ах, да, народу?

Так продолжалось до тех пор, пока не высказал свою неудовлетворенность президент Путин. И тут завертелось, закружилось. Проснулась милиция, в Госдуме депутаты-«медведи» учинили явку с повинной, чуть ли не зубами отдирая от своих авто спецномера и мигалки и добровольно сдавая их гаишникам. Появились официальные сообщения, что вместо семи тысяч привилегированных машин, имеющихся в России, останется всего тысяча – как раз те, которые относятся к спецслужбам.

Иными словами, мы перестанем быть единственной, вероятно, в мире страной, в которой кто-то может ездить где хочет, как хочет, не соблюдая никаких правил, и никто не моги его остановить. Теперь ответьте честно: вы в это верите? Я - нет, и сейчас обосную, почему.

Из школьной программы, которую я с отвращением проходил в годы отрочества, мне известен физический закон, устанавливающий, что всякому действию имеется противодействие, одинаковое по силе и противоположное по направлению. Если я неточно этот закон сформулировал, пусть те, кто имеют более глубокие познания в физике, поправят меня, но, надеюсь, читателям понятно, о чем толкует автор этих строк.

Вы когда-нибудь видели или хотя бы слышали, чтобы в нашей стране делалось что-либо не желательное для стоящих у кормила власти? Полагаю, нет.

Предположим, под барабанный бой осуществляется сокращение управленческого аппарата. Такое бывало не раз. Однако этому действию тут же возникает противодействие: раз – сократили, два – все вернулось на круги своя.

Впрочем, нет, случается, что физические законы с позором отступают перед натиском бюрократических сил.

Как известно, чиновников сейчас в России больше, чем их было во всем Советском Союзе. Думаете, после того, как президент нахмурил брови, с привилегированными автомобилями будет иначе? Лично я так не думаю. Издай вы хоть сто распоряжений, двести указов и триста законов, ничего у вас не выйдет, количество мигалок посокращается-посокращается и в конечном счете возрастет.

И тот самый журналистский начальник, который посредством длительной судебной тяжбы не смог содрать с меня больше пятидесяти рублей, снова втихаря получит разрешение водрузить на крышу служебного джипа проблесковый маячок и воем спецсигнала оповещать мир о своем руководящем положении.

Возвращаясь к необычному поступку физика Григория Перельмана, выскажу мнение, что экстравагантным он представляется только на первый взгляд. Ну отказался он от миллиона долларов, и что с того? Деньги всегда можно раздобыть; не умеешь зарабатывать – ограбь старушку, изберись в депутаты Государственной думы, превысь служебные полномочия.

А вот расстаться с привилегиями – это уж дудки. Ну-ка, господин Перельман, сможете вы отвергнуть мигалку, если вам ее предложат? Не знаете? То-то и оно.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. Автор этих строк предлагает текст надписей на дверях различных учреждений.

На дверях ГАИ: «Сегодня курс доллара 26 руб. 70 коп.; берем только по курсу».

В операционной: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Школы: «Ученик, пожалей учителя, он не сделал тебе ничего дурного».

Аэроклуба: «Аккуратно укладывай парашют, а то допрыгаешься».

Аптеки: «По данным статистики, каждое пятое лекарство поддельное, покупай шестое».

СИЗО: «Заходи, гостем будешь».

ЗАГСа: «А ты хорошо подумал?»

Книжного магазина: «Купившему один том полного собрания сочинений писателя Пупкина остальные 24 тома вручаются бесплатно с доставкой на дом».

Пенсионного фонда: «Помни, что получая пенсию, ты наносишь ущерб государству».

В.К.

Рис. Игоря КИЙКО


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100