Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 36 (704) от 13 сентября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Ребята, давайте жить богато

Валерий КУЦЫЙ

К двум стародавним, но, судя по всему, не преодоленным российским бедам – изрядному количеству дураков и отвратительнейшим дорогам – добавились еще три: бедность, коррупция и телевизионная реклама. Что касается телерекламы, то она, по моим наблюдениям, на девяносто процентов состоит из вранья.

Девять ее процентов тратится на уговоры купить совершенно не нужный вам товар; оставшийся один процент посвящен пропаганде вещей действительно хороших и действительно полезных, но чтобы купить их, у вас нет денег. Удерживаясь от желания швырнуть в экран гантелей, ржавеющей без дела под кроватью, вы переключаетесь на другой канал.

Когда-то это выручало, но рекламщики народ ушлый – долго водить их за нос еще никому не удавалось. Сговорившись, они стали гнать свою творческую продукцию одновременно по всем каналам, лишив тем самым нерадивых телезрителей возможности увиливать от просмотра. Единственным, где до недавнего времени можно было отдохнуть душой, оставался канал «Культура», куда вход пропагандистам различных товаров и услуг был закрыт.

Однако в Приморье сумели, не знаю уж, насколько правомерно, лишить антирекламной девственности и этот канал. Пока что времени на нем наши местные искусители покупательских сердец занимают немного, но ведь им только палец протяни – всю руку откусят. Лично у меня остался последний выход, позволяющий сохранять нервные клетки от неминуемой гибели, - немедленно выключать звук, едва лишь на телеэкране начинают что-то расхваливать, да еще с повышенной громкостью.

Справиться с коррупцией значительно проще. У меня имеется на сей счет предложение, которое я собираюсь запатентовать. Надо выдать каждому чиновнику по миллиарду долларов, после чего спросить: вам хватит? Если скажет, что мало, - добавить. Судьям плюс к миллиарду выдавать по паре борзых щенков, избавив их тем самым от соблазна идти по неверным стопам гоголевского Ляпкина-Тяпкина.

Надо только, чтобы Государственная дума приняла соответствующий закон, и тогда не придется привлекать к уголовной ответственности ни губернаторов, ни мэров, ни служителей Фемиды. Кстати, и депутатов Госдумы нельзя обижать. Им тоже надлежит выплатить указанную уже сумму, а кроме того сохранить на всю оставшуюся жизнь неприкосновенность, которой они пользуются сейчас.

И лет через десять, не сомневаюсь, Россия забудет само слово «коррупция».

Итак, с двумя новыми отечественными бедами мы более или менее разобрались, остается третья, и давайте подумаем, что тут можно сделать. А сделать что-то можно, и тому имеется доказательство: по утверждению нашей самой объективной в мире статистики, число граждан, проживающих за чертой бедности, составляет сегодня 14 процентов населения, тогда как всего лишь год назад оно было на шесть процентов больше.

Это ли не успех! Правда, нельзя с уверенностью сказать, за счет чего он достигнут: то ли государство позаботилось о росте нашего благосостояния, то ли ускорились темпы вымирания бедноты. Но это дело темное, и без пол-литры мы в нем не разберемся.

А поскольку из-за моих сердечных дел такой вариант невозможен, давайте на трезвую голову поразмышляем над цифрами, которые привел в своем выступлении по радио депутат Законодательного собрания Приморского края Виктор Пинский. Вся штука в том, что Виктор Витальевич – не просто депутат, он еще и председатель Краевой федерации профсоюзов, и стало быть, обладает обширной информацией, позволяющей делать обоснованные выводы о ситуации в социальной сфере.

Информация эта особенно не популяризируется, любая власть придерживается того же мнения, что и мой командир отделения младший сержант Бербеницкий, который говорил: «Солдат должен изучать уставы и материальную часть, а не думать разные глупости – для этого есть командиры».

Не могу согласиться с такой установкой и полагаю, что и мы, рядовые граждане, не лишенные мыслительных способностей, имеем такое же право знать, взвешивать и оценивать происходящее, как начальствующие лица.

Вот вам сенсационное – иначе не назову – сообщение: оказывается, методика исчисления прожиточного минимума у нас не менялась с 1953 года. И это при том, что живем мы по существу в другом государстве, с другой экономикой, другими ценами и тарифами, неизмеримо более высокими потребностями.

К примеру, коммунальные платежи сейчас не сравнимы с теми, которые были; количество различной домашней техники, требующей не только серьезных денег на приобретение, но и немалых расходов на ее ремонт, многократно возросло. А плата за бесплатное лечение и бесплатное же образование, невероятно возросшая стоимость лекарств, покупка одежды?

Помню, как в юности я ходил всю неделю в одних и тех же брюках, а вечером в субботу в них же, но тщательно почищенных и выглаженных, отправлялся на танцы. Видимо, власти прониклись убеждением, что и ныне из всей наличествующей в мире радиотехники россиянин должен иметь только репродуктор и занашивать до дыр единственную пару штанов.

Иначе откуда бы взялся такой установленный в Приморье прожиточный минимум: для трудоспособного населения – 4687 рублей, для детей – 4202, для пенсионеров – 3383 рубля. Цифры, прямо скажем, смехотворные, и характеризуют они не столько реальный прожиточный минимум, сколько степень наглости тех, кто вывел их недрогнувшей рукой.

Привожу цитату касательно прожиточного минимума из выступления Виктора Пинского:

«Я уверен в том, что он должен увеличиться, исходя из социально-экономического развития края, отсюда и будет решаться вопрос по повышению заработной платы. Сейчас в России она составляет 10 тысяч рублей. Я считаю, что где-то 18 или 19 тысяч рублей – тот средний размер минимальной заработной платы, который должны получать наши люди».

Трудно с этим не согласиться. Спорить можно лишь о способах установления справедливой заработной платы, а также пенсий, не вызывающих смех у кур. И вот еще одна цитата, которая, по-моему, содержит правильный ответ на вопрос, что нужно сделать в первую очередь:

«Это принятие таких законов, которые бы регулировали исчисление вот этого прожиточного минимума в соответствии с той социально-экономической ситуацией, которая у нас сложилась. Она состоит из многих составляющих – тарифы, коммунальные платежи.

В России у нас человек получает в среднем 10 тысяч рублей, то есть ему практически на жизнь ничего не остается. Когда будет прожиточный минимум у нас исчисляться правильно, тогда и заработная плата должна быть выше. Многие доказывают, что подъем заработной платы приведет к инфляции. Это неправильно, и есть проведенные исследования, в том числе и мы, профсоюзы Приморского края, принимали участие в них, которые говорят, что на один доллар трудозатрат наш рабочий в России производит продукции в три раза больше, чем американский.

И вот этой эксплуатации наемного труда, которая существует у нас в России, не знает ни одна развитая экономика мира».

Звучит весьма откровенно и, главное, доказательно, хотя что тут скажешь – за державу обидно. Более семидесяти лет советской власти и еще пятнадцать бог весть какой (скорее всего, бюрократической), а мы все так же шкандыбаем, хромая в замыкающей группе экономического марафона, и никак не можем догнать и перегнать эту чертову Америку.

Еще одна цитата из того же выступления для вас, любознательные:

«Мировой банк провел исследование, в результате которого выяснилось, что зарплата ниже трех долларов в час выталкивает человека из нормального производственного процесса и делает его неполноценным. Если сравнивать зарплату американского рабочего и нашего, то разница составляет почти 10 раз, хотя эксплуатация труда нашего рабочего в разы больше. И соответственно зарплаты американского рабочего и нашего тоже несопоставимы.

Если взять, например, нашу металлургическую отрасль (она считается самой высокооплачиваемой) и сравнить, например, с австрийской металлургической отраслью, то заработная плата австрийского рабочего превышает заработную плату нашего в 20-25 раз. А вы знаете, что продукция металлургических заводов реализуется по международным ценам, цены на продукцию одинаковые, а зарплаты разные.

А пенсии у нас в стране не то что маленькие – они очень маленькие. В той же металлургической отрасли в развитых западных странах рабочий, уходящий на пенсию, получает 80 процентов утраченного заработка – ту же зарплату, только на 20 процентов меньше. При очень большой зарплате это достойная пенсия. Соответственно пенсионеры зарубежные могут себе позволить и отдыхать, и круизы.

Вы знаете, что сейчас во Владивосток часто заходят лайнеры, и видите, какой контингент на этих лайнерах – это в основном пенсионеры. У нас в той же металлургической отрасли человек, уходящий на пенсию, получает всего 25 процентов утраченного заработка».

О постыдно низких пенсиях наши власти особенно не любят говорить. И правильно делают: что может сказать в свое оправдание воришка, пойманный за руку, находящуюся в чужом кармане? «Я больше не буду»? Так ведь все равно будет, и это видно из более чем скромного повышения пенсий, запланированного на будущий год. Например, моя, причем не самая низкая, уже сегодня отстает даже от официального прожиточного минимума почти на 400 рублей, и этот разрыв наверняка еще больше возрастет в связи предстоящим ростом коммунальных тарифов и цен на бензин, а значит, на все товары народного потребления. Не хочется видеть жизнь в мрачных тонах, но где раздобыть хоть малую толику оптимизма, чтобы не терять чувства юмора при таком развороте событий?

Снова обращаясь к проблеме зарплаты, напоминаю читателям о тех трех долларах в час, меньше которых нельзя платить рабочему человеку. Давайте же немножко займемся математикой. Три доллара – это где-то в районе восьмидесяти рублей. Стало быть, 8-часовой рабочий день должен приносить трудящемуся самое малое 640, а полноценный рабочий месяц из 22-х дней – чуть более 14-ти тысяч рублей. На самом же деле в развитых странах наемный работник получает в 2—2,5 раза больше этого минимума. В России же средняя зарплата составляет, как уже упоминалось, 10 тысяч рублей, но это в основном за счет Москвы и Санкт-Петербурга – в других субъектах федерации она куда меньше. А уж различие в оплате труда коммунальщиков, учителей, врачей, работников культуры и некоторых других профессий с одной стороны и высокопоставленных чиновников, депутатов, судей, прокуроров и прочей элиты настолько велико, что становится даже как-то не по себе. Я с большим уважением отношусь к мэру Москвы Юрию Лужкову, пусть бы каждый глава администрации так пекся о нуждах населения, как он. Но сообразуется ли со здравым смыслом тот факт, что месячная зарплата Юрия Михайловича далеко переваливает за 200 тысяч и в полтора раза превышает президентскую? Да, согласен, чиновник, имеющий серьезные заслуги и выполняющий ответственную работу, не должен считать каждую копеечку в своем кошельке. Только ведь он не предприниматель, извлекающий прибыль из своей деятельности по принципу «товар – деньги - товар»; он избран или назначен для исполнения конкретных обязанностей, он тоже наемный работник, которого содержат, нередко помимо своей воли, ни в чем не повинные граждане. Хотя почему – не повинные? Существует же украинская пословица, звучащая в переводе на русский примерно так: «Видели очи, что покупали; теперь ешьте, хоть повылазьте».

И тут мне в голову пришла мысль еще об одной российской беде, о том, что мы часто сами не знаем, чего хотим и чего надо добиваться. Кому, скажем, не хочется жить в великой стране, которую все прочее человечество безмерно уважало бы и считало образцом для себя? Но что это такое – великая страна, великая держава? Превосходящая другие страны по территории, по численности населения? А может, имеющая самую большую армию, наибольшее количество ракет с ядерными боеголовками, чтобы все дрожали, когда мы стукнем кулаком по столу? Что ж, возможно, оно в какой-то мере и так, но истинное величие я вижу в другом – в сохранении и преумножении нашей богатейшей культуры, подлинной демократии, предполагающей равенство всех перед законом, нерушимость прав и свобод человека, достойной его жизни, избавленной от произвола власти и унизительной бедности. А что, если сильно постараться, может, оно и получится.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. В боливийском парламенте произошла крупная потасовка, в которой наряду с мужчинами приняли активное участие депутаты женского пола. Жаль, там не случилось в это время нашего Владимира Вольфовича. Уж он-то и физиономии начистил бы кому надо, и политических дам за волосы оттаскал.

В.К.

Рис. М. Ларичева


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100