Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 35 (703) от 6 сентября 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Министерский налет

Марина ЗАВАДСКАЯ

Архангел-регистратор: Имя?
Бог: Адам.
Архангел-регистратор: Образование?
Бог: Ну какое у него образование? Он же ничего не знает! Пиши – среднее.
«Божественная комедия».

Дальний Восток получил подарочек к началу нового учебного года: вихревой визит министра образования Андрея Фурсенко. В несколько дней министр пролетел от Чукотки до Приморья, провел видеоконференцию и убыл в столицу.

Он убыл, а мы остались, но с некоторым новым пониманием состояния нашего образования и смысла национального проекта в этой области.

Министр говорил об улучшении (желательном) качества образования. Как он это понимает? Одна из директоров школ, присутствовавших на видеоконференции, поделилась впечатлением: «Отчеты, цифры, деньги… О содержании образования не было сказано ничего». Наше впечатление от быстротечной (30 минут) пресс-конференции министра такое же.

Фурсенко подтвердил информацию о том, что медалисты будут лишены льгот при поступлении в вузы – с 2009 года, с момента окончательного и повсеместного внедрения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). То есть медаль останется как награда «за труд», но значить она ничего не будет.

Можно с уверенностью предполагать, что после отмены льгот количество медалистов резко уменьшится – немногим захочется надрываться на учебе только ради «галочки» - медали, которая ничего не значит.

Нас, владивостокчан, интересовало возможное слияние ДВГТУ и ВГУЭС – есть такой проект в крайадминистрации. Министр ответил, что положительно относится к повышению качества вузов, качества преподавания в вузах. А путь к этому лежит через слияние.

Вообще же слияние – модная московская (кремлевская) фишка. В Москве, правда, сливаются не вузы, а партии, но говорить об улучшении качества при этом…

А ведь говорят! Наши краевые власти говорят, что ДВГТУ и ВГУЭС, слившись, превратятся в «национальный университет» на 50 тысяч студентов. Ну да, в том же нацпроекте фигурируют «национальные университеты». То есть вузы наивысшего качества, чуть ли не мирового уровня. Неплохо бы, конечно. Но пока что в первую сотню лучших мировых университетов из российских вузов входит только МГУ (я имею в виду Московский госуниверситет имени Ломоносова, а не Морской госуниверситет имени Невельского). Простым слиянием Политэна и Кастрюльного института в эту сотню не пробиться!

Впрочем, речь идет не об этом и цель слияния не та. Местные власти хотят, чтоб это сливное чудовище попало в перечень российских «национальных университетов». Ведь они будут финансироваться за госсчет в первую очередь! Права была моя знакомая директорша: цифры, деньги, а о содержании – ни слова. О качестве тоже говорить не будем: запланированные к сливанию вузы слишком разного уровня. Какая средняя четвертная оценка ставится школьнику, если в журнале у него 5, 5, 3, 3? Конечно, 4!

Было, кстати, предложение слить вузы примерно одного уровня и сферы интересов: Торговый и Кастрюльный. В конце концов, сливаются же «Родина» и партия Жизни, и тоже с претензией – если не на нацуниверситет, то хотя бы на вторую ногу власти! И, главное, проблема та же: кадры!

Качество создается качеством, а не количеством. А о качестве нашего образования свидетельствует признание Фурсенко, сделанное им в Хабаровске: только 18 процентов ныне существующих школьных учебников прошли экспертизу. Не то чтобы эти учебники очень качественные, но в них хотя бы нет ошибок. А в остальных 82 процентах учебников, по которым учатся школьники, есть ошибки не только грамматические, но и фактические.

Министр, ратуя за качество, ставил цель: вернуться хотя бы к тому качеству, что было во времена СССР.

Эта цель некорректна. СССР просуществовал 70 лет, и было в 70-летней истории всякое и разное. В том числе это касается и образования. Образование какого периода истории СССР имеет в виду Фурсенко? Или министру вся история на одно лицо?

А вот тут он не прав. Как министр образования он должен бы знать, что образование – продукт отложенного спроса. 10 лет человек учится в школе. 5 лет в вузе. Возможно, еще и в аспирантуре – скажем, еще три года. Потом он учится применять свои знания на практике. Потом он становится специалистом. То есть с начала образования (с поступления в 1-й класс) проходит 20-25, а то и 30 лет, прежде чем человек берется за написание учебника!

А СССР скончался всего 15 лет назад – в этом году юбилей отмечать будем. То есть авторы учебников с фактическими ошибками образование получили в СССР! В основном во времена господства в школе «процента успеваемости» («три» пишем, «два» в уме).

Министр предлагает нам «подняться» до такого качества? Да мы в этом качестве живем! И если посмотреть внимательнее на соотношение 18%:82%, то мы поймем, что это не только учебники без ошибок/учебники с ошибками. За учебниками стоят люди.

То есть можно признать, что только у 18 процентов населения декларированный документом (аттестатом, дипломом) уровень образования соответствует реальному. У остальных – ниже. В разной степени.

Если вы с этим не согласны – вспомните таблицу умножения на «8», просклоняйте 1587, найдите на карте Камерун и расскажите о его населении, экономике и природе, вспомните формулу серной кислоты, расскажите о причинах, ходе и последствиях Куликовской битвы, а также расскажите, к какому звездному классу принадлежит Солнце и что находится за пределами Солнечной системы.

Ну и как?

Марина ЗАВАДСКАЯ.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100