Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 14 (682) от 12 апреля 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Прогулка с экс-мэром на кладбище

Марина ЗАВАДСКАЯ

ВОДЫ НАПИТЬСЯ...
Несколько лет назад произошел такой эпизод: милиция незаконно изъяла у пацана компьютер. Как менты об этом компьютере узнали и к чему придрались – за давностью лет не помню. Мать мальчишки обратилась в «Арсеньевские вести», и мы, естественно, откликнулись. Была статья, а потом журналисты “АВ” вместе с редактором ходили в милицию выручать компьютер.

Те сначала отбивались, но как-то вяло, и в конце концов комп вернули. И один из милиционеров сказал:

- В жизни всякое бывает. Я не исключаю, что придет момент, когда и мне придется к вам обратиться.

На днях произошло нечто подобное предсказанному: к нам обратился Юрий Михайлович Копылов, бывший глава городской администрации, подавший в своё время целый ряд судебных исков против журналистов “АВ”.

Повод для обращения простой и всем известный: прокуратура Ленинского района Владивостока возбудила уголовное дело по факту нецелевого использования бюджетных средств при заключении администрацией города Владивостока договора с ООО «Сирояма» на поставку материалов для устройства колумбария для участников Великой Отечественной войны.

Уголовное дело возбуждено  по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 (превышение должностных полномочий, совершённое лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ) УК РФ.

Главный фигурант по этому делу – экс-мэр Копылов.

КТО РАЗВАЛИЛ ЖКХ?

К тому же во многих СМИ, как по заказу, появились статьи о том, как прежняя администрация и лично ее глава разваливали городское ЖКХ.

Ну, насчет ЖКХ – кто бы сомневался, но только не мы. Сами неоднократно об этом писали во времена Копылова. Но сейчас-то – к чему этот пыл? Кому нужны позапрошлогодние новости?

Впрочем, это вопрос риторический. Ясно, кому: нынешней городской администрации. После скандала с аукционами по продаже муниципальной недвижимости и ареста бывшего работника нынешней администрации Марданшина (успели-таки уволить) заговорили о том, что прежняя администрация разбазарила 500 объектов недвижимости, а после нынешнего вице-мэра Будаева со 144 украденными миллионами заговорили про ЖКХ и колумбарий. В народе это называется переводом стрелок.

500 объектов – это абстракция, а вот дело о колумбарии затрагивает экс-мэра самого. Вот он и возмутился и решил нарушить полуторагодовое молчание.

Не тут-то было! СМИ, дружно ругающие бывшего мэра, слушать его не захотели. И то: кому нужно мнение бывшего мэра, когда гораздо важнее мнение мэра нынешнего?

А нам – ничего. Наше дело правозащитное. Мы ведь в свое время критиковали администрацию Копылова и его самого не из личной ненависти, а по делам. Если сейчас он считает, что на него возводят напраслину, то почему бы не выслушать и не разобраться?

КОЛУМБАРИЙ ОТ ПУТИНА

Итак, едем с Копыловым на 14-й километр, на кладбище Лесное, где начинал строиться колумбарий. Юрий Михайлович рассказывает о городских кладбищах, о похоронном деле, о своих усовершенствованиях в этой области. На самом деле Копылов ничего не изобретал, а просто воспользовался очень подробными инструкциями, принятыми мэрией Санкт-Петербурга. Кстати, подписан этот документ помощником Собчака Владимиром Путиным.

- В городе в год умирает 8-10 тысяч человек, - рассказывает Юрий Михайлович. – Похоронные услуги дорожали. Ведь на кладбищах ни один метр земли не принадлежит городу, расширяться очень сложно и долго. Вообще всего 20 процентов земель, на которых стоит Владивосток, в распоряжении муниципальных властей, остальные – федеральные и военные. Мы обычно действовали самозахватом, а потом уже оформляли.

Не лучшее, прямо скажем, решение вопроса. Но так уж у нас ведется: очень сложно исполнять законы при фантастической медлительности чиновников, в том числе (или в особенности) военных. Тем не менее самозахват – очень уязвимый способ для того, кто им пользуется: у нас очень любят в нужный момент вспоминать о законе. С другой стороны, Виктор Черепков, будучи мэром, очень часто действовал по закону – демонстративно по закону. В результате возникающего бардака страдали сотни и тысячи горожан. Во всяком случае, медики, месяцами не получавшие зарплату и средства на содержание больных, до сих пор вспоминают Виктора Ивановича «добрым, тихим словом».

КАК ХОРОНИТЬ ПОКОЙНИКА?

- Все мы когда-нибудь помрем, - продолжает экс-мэр. – Но у людей должен быть выбор, как хоронить покойника. Можно – как обычно, в гробу в могилу. Можно кремировать, а урну с прахом в обычную могилу захоронить. Можно кремировать и поставить урну в колумбарную нишу. Можно урну с прахом забрать с собой и дома на комод поставить – но для этого нервы нужны, как канаты. Первый, кстати, кремированный – академик Жирмунский. Он завещал его тело кремировать, а прах развеять над Амурским заливом – так и сделали. Захоронение в нишу через кремацию – в четыре раза дешевле, чем в гробу в могилу. Поэтому и было решено строить колумбарий. Решение было совместное с Советом ветеранов, я с Каном совещался. На Лесном должен был быть колумбарий на 10 тысяч захоронений, на Морском – на 25 тысяч.

Вообще-то на Морском есть сейчас колумбарий. Но те, кто его видел, говорят: жалкое зрелище! Какой-то кирпич, а некоторые плиты чуть ли не под ногами. К тому же на сегодняшний день похороны через кремацию не дешевле обычных в четыре раза, а дороже. Не в четыре раза, конечно, но все-таки.

- Я все свои постановления отдавал в Ленинскую прокуратуру, чтобы там проверили, все ли правильно, по закону. И о колумбарии тоже.

Ах вот как. Значит, когда Копылов был мэром, Ленинская прокуратура не нашла в его действиях состава преступления. А когда мэром стал Николаев, та же Ленинская прокуратура возбудила против Копылова уголовное дело. Интересное, однако, кино!

Машина останавливается перед кладбищенским забором. Поднимаемся на виадук.

Стоят себе практически готовые колумбарные стенки на голой глине, в отдалении – какая-то техническая будка, выше колумбария – шикарные могильные комплексы, строящийся чуть ли не мавзолей.

КОГДА ПОКОЙНИКОВ ОЧЕНЬ МНОГО

- Здесь в каждой стенке с одной стороны 45 ниш, и с другой столько же. Одна стенка на 90 захоронений, - показывает Юрий Михайлович. – Вон там должны были быть скамейки, чтоб родственники могли помянуть усопших. Одновременно ведь 90 человек не могут подойти к одной стенке. Вон, где будка, должна была стоять часовня. Нынче в моде религия, ну я и пригласил самого главного, чтоб освятил место. Кто хочет – пусть бы молился.

Нет, сейчас здесь молиться никто не станет.

- Я, когда решил строить колумбарий, выбирал, кто это сделает дешевле. Вот китайский мрамор, например, на 60 процентов дешевле нашего. Планировалось 30 миллионов, на начало строительство было проплачено около 6 миллионов. После выборов все остановилось, сложенные здесь материалы раскрали. А почему бы не достроить? Должна быть преемственность администрации.

Ну, преемственность власти – не слишком характерная черта Владивостока. Да и сам Юрий Михайлович в этом пункте не без греха: став мэром, он не стал доводить до ума выкопанные Черепковым подземные переходы, а увлекся другим: строительством виадуков.

НЕТРУДОВЫЕ ДОХОДЫ

Спускаемся с виадука к машине у ограды. Юрий Михайлович сплетничает:

- Это не я эту стенку построил, это уже нынешние! Сделали только один въезд на кладбище, шлагбаум поставили, чтобы деньги брать.

Подъезжаем ко входу – действительно, шлагбаум, и кто-то из будки выглядывает.

- Поднимай, поднимай! – говорит Копылов.

Шлагбаум поднимается, мы въезжаем на территорию кладбища. Экс-мэр поясняет:

- Это он хотел, чтоб я деньги ему заплатил!

Правильно не заплатил. Мы вот, когда Копылов был мэром и время от времени с нами судился за «моральный ущерб» и отсуживал тысчонку-другую, тоже не платили. Нечего поощрять нетрудовые доходы.

А шикарные мемориальные комплексы вдоль главной дороги – это, как объяснил Юрий Михайлович, могилы известных бандитов.

Кстати о шлагбаумах. В понедельник, 10 апреля, городская администрация объявила, что на Родительские дни въезд на кладбища для личного транспорта запрещен. Всех желающих БЕСПЛАТНО будет привозить транспорт муниципального предприятия «Некрополь».

Очень интересно. И какой же это транспорт? Катафалки?

И совсем свежая новость. Во вторник, 11 апреля, нынешний мэр Николаев отменил плату за въезд на кладбища. Он, по его словам, ничего об этом не знал и поручил провести расследование, кто же захотел нажиться на покойниках.

УРОДОВ МНОГО НА ЗЕМЛЕ, А ГДЕ НАЙТИ НОРМАЛЬНОГО

Экс-мэру не нравятся многие действия нынешней администрации, и по этому вопросу наши мнения совпадают.

Едем в сторону кладбища. В районе Столетия по встречной спецполосе движется небольшой кортеж из трех машин, впереди – милицейская с мигалкой.

- Урррод поехал! – восклицает Копылов. – Не положено ему сопровождение, и мигалка не положена! Я никогда с сопровождением не ездил!

Ну и что, что не положено, может, ему в кайф, когда ему менты служат.

- Я на работе был уже в семь, а сейчас вон сколько!

Часы показывали 9:30.

Едем обратно. Перед «Зарей» по встречной – машина поливает дорогу. Струи воды летят под колеса, водяная пыль оседает на лобовом стекле.

- Уроды! – возмущается Копылов. – Это надо утром делать!

И сплетничает:

- Это он перед Дарькиным дорогу поливает. Дарькин к одиннадцати на работу едет.

Однако, какой прелестный рабочий график у нынешних руководителей города и края!

Спускаемся к Океанскому проспекту мимо Покровского парка, справа – строящийся храм.

- Уроды! – говорит Копылов. – Вон что там написано, кто строит! На городские деньги! Грехи хочет замолить? Думает, за это в рай на золотом гробу въедет? Ну и молился бы себе, на свои деньги строил бы!

Сворачиваем на Океанский.

- Уроды! – снова восклицает Копылов и указывает на низенькую подпорную стенку, выложенную кирпичами, на которой лежат штакетины-сидения. Некоторые кирпичи разрушены. – Это же специально какие-то уроды долбили, эти кирпичи просто-так не продолбишь!

НЫНЧЕ КРАЖИ КРУПНЕЕ

Но главное, что возмущает экс-мэра, это 144 миллиона.

Кстати, администрация Копылова – тоже не без уголовного дела. Вот новость годичной давности:

«Бывший вице-мэр Владивостока Василий Шеренговой признан виновным в превышении должностных полномочий и подделке документов и приговорен к трем годам лишения свободы условно.

Суд Ленинского района Владивостока согласился с мнением государственного обвинения и признал Шеренгового виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом “в” части третьей статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Как сообщила старший помощник прокурора Приморского края Ирина Номоконова, следствием установлено, что Шеренговой, злоупотребляя служебным положением, по фиктивным документам с поддельной подписью получил в собственность за счет городского бюджета четырхкомнатную квартиру площадью 130 квадратных метров. Городскому бюджету был нанесен ущерб в 1 миллион 600 тысяч рублей. Следствием также установлено, что Василий Шеренговой не имел права на льготное получение жилья, поскольку в то время имел на семью из трех человек благоустроенную четырехкомнатную квартиру».

Миллион шестьсот? Фи, как это мелко! И за что? За квартиру. Фи, как это по-советски: квартира вне очереди!

Ныне у власти – иные люди, иные у них и масштабы. 144 – и ни миллионом меньше!

И пусть мусоросборщики защищают своего вице-мэра, пусть нанятые студенты скандируют «Будаев невиновен», - вряд ли эти действия кого-то убедят в этой самой невиновности.

Конечно, долги по ЖКХ делала администрация Копылова, это всем известно. Но долги – это может быть некомпетентное управление, неумение жить по средствам. А вот исчезновение из городского бюджета 144 миллионов через левую фирму – это не долги, это воровство, причем такого масштаба, который прежним вице-мэрам и не снился. Причем дело о 144 миллионах – это второе уголовное дело нынешней администрации всего за полтора года. А сколько лет еще впереди?

Впрочем, сколько бы лет у нынешней администрации впереди не было, пройдут и они. В жизни, как говорил некий мент, всякое бывает. Может так случиться, что в нашу газету придется обратиться бывшему главе городской администрации Владимиру Викторовичу Николаеву.

Ну что ж. Наше дело – правозащитное. Послушаем и его, посмотрим, разберемся.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100