Экономика
Какой будет Находка к 2015 году?
В.Г. Титов
Поводом для написания этой статьи послужило обращение главы администрации Находки к горожанам с просьбой принять активное участие в составлении стратегического плана развития городского округа на период до 2015 года, а также то, что я хорошо знаю историю развития Находки. Правильно, что будет составлен план: люди должны знать, куда и зачем они идут, и что они строят.
Непонятно только, почему этот план назван стратегическим. Уж не военный ли собираются создавать план? Что имела в виду администрация?
Надеюсь, не предстоящую войну мнений администрации и горожан по поводу дальнейшего развития Находки? Поскольку, сколько горожан, столько и мнений, и ещё не известно, как поступит администрация, если соображения чиновников и горожан не совпадут. Что выполнять? Указания Москвы-центра, края-губернатора или предложения горожан?
Нет необходимости напоминать читателям истинные причины бурного развития Находки в 20-м веке – строительство торгового и рыбного портов, нефтебазы, порта Врангель, создание БАМР и т.д., превративших Находку из рабочего посёлка во второй по величине город края. На мой взгляд, это было отнюдь не благодаря выгодному географическому расположению Находки, не близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, не строительство Байкало-Амурской магистрали, которая так и осталась невостребованной, а прозаическая теснота предприятий во Владивостоке, невозможность их дальнейшего развития. Владивосток стал военно-морской базой, и въезд в него разрешался только по пропускам.
Несмотря на то, что развитие Находки происходило на моих глазах, я бы не рискнул ответить на вопрос: лучше она сделалась или хуже. В любом деле, в том числе и в развитии, есть положительные и отрицательные стороны. Поэтому скажу – в чём-то лучше, а в чём-то хуже. Однажды мне довелось наблюдать строительство морского торгового порта в Японии (Тояма Шинка). Прежде чем начать строительство порта, японцы проложили и заасфальтировали дороги. Самосвалы с грунтом носились по будущему порту со скоростью 60-80 км в час.
Невольно вспомнилось строительство причалов в бухте Врангель, когда бедные самосвалы с грунтом еле ползали по ухабам и колдобинам разбитой, незаасфальтированной дороги со скоростью 5-8 км в час, часто застревали и ломались. Производительность и темпы строительства несопоставимы!
Обращение главы администрации Находки к горожанам воспринимается мною трояко. Одно из трёх: либо действующая администрация, находясь всегда в русле исполнения указаний Москвы, центра и края, не знает, как Находке развиваться дальше, либо в Находке наступила истинная демократия – как жители городского округа захотят, так и будет, либо администрация хочет возложить ответственность за развитие на горожан.
Сейчас много говорится о строительстве нефтепровода Сибирь - Тихий океан. Учёные Иркутска уже выступили с протестом против прокладки нефтепровода слишком близко от озера Байкал. А то, что нефтепровод, возможно, будет оканчиваться в нашем городском округе – Козьмино, Врангель, - находкинцев пока не беспокоит, хотя это не менее опасно, чем строительство нефтепровода вблизи Байкала.
Прошу внести в план развития Находки следующие пункты:
1) Провести акцию протеста против окончания нефтепровода Сибирь - Тихий океан в Находкинском городском округе, поскольку в случае аварии, от которой никто не застрахован, это грозит Находкинскому городскому округу экологической катастрофой;
2) Закончить строительство всех объектов, начатых в советское время: объездная дорога, корпус хирургического отделения центральной больницы, больница Рыбаков, очистные сооружения, мусороперерабатывающий завод, а также ликвидировать городскую свалку. Иначе Находка окажется в положении Владивостока – вывод городской канализации в залив, запрет купаться на городских пляжах, пробки на Находкинском проспекте, голые сопки и дымящаяся городская свалка;
3) Любое строительство – порты, причалы, заводы, жилые здания, коттеджи - начинать только со строительства и асфальтирования дорог;
4) Восстановить в Находке прибрежный лов рыбы (сейчас в магазинах только мороженая рыба). Десятки мелких рыболовных судов должны вечером выходить в море, а утром возвращаться с уловом, снабжая рынки и магазины свежей рыбой;
5) Запретить вырубку леса на сопках при строительстве жилых домов, частных коттеджей и других объектов, а если это неизбежно, то обязать владельца участка в первую же весну после окончания строительства посадить взамен уничтоженных такое же количество деревьев.
В.Г. Титов, капитан дальнего плавания, пенсионер, г. Находка.
Рисунок Олега Хромова.
Другие статьи номера в рубрике Экономика: