Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (676) от 1 марта 2006  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Российских детей увозят в Америку

Галина Клюс

Смешанные чувства охватывают тех, кто впервые приходит в Дом ребёнка, что в Уссурийске. И оторопь, и ужас, и страх, и сострадание, и щемящая жалость. Ведь это необычное заведение. Здесь в основном малыши со всевозможными, порой жуткими отклонениями от нормы.

Но те, кто тут работает, стараются всячески обогреть, обласкать, окружить детишек вниманием, которого многие из них, увы, не знали в родительском доме.

Татьяна Васильевна Демчук, главный врач Дома ребёнка, сказала:

- Мы так любим наших малышей, что, когда приходит время расставаться с ними, такое чувство возникает, будто разлучаешься с собственными детьми. И не успокоимся до тех пор, пока не убеждаемся в том, что на новом месте им хорошо. А вы знаете, какие больные дети ласковые и как они нуждаются в опёке!

В уссурийский Дом ребёнка привозят ребятишек со всего края, потому что в Приморье подобных детских заведений мало. Относительно здоровые дети здесь находятся с одного месяца до трёх лет, а инвалиды детства - чуть дольше. В основном поступают малыши из детских стационарных больниц. Но бывают случаи, когда привозят их родители после того, когда сами уже не в состоянии обеспечить им должный уход, или в силу материальных трудностей, или в результате душевного надлома.

Поведение родителей, надо сказать, разное. Одни проведывают своих детей, интересуются их здоровьем. Был случай, когда одна мать, отказавшись от своего ребёнка, страдающего церебральным параличом, спустя четыре года всё же забрала сына домой. Но, увы, больше противоположных примеров, когда родители отвезут больных детей в Дом ребёнка и больше не кажут и глаза.

Бывают дети, и их немало, у которых отцы и матери сидят в тюрьмах. Картина, как правило, одна и та же. Из зон лишения свободы папаши и мамаши пишут слезливые трогательные письма, мол, как только выйдут, устроятся, то сразу заберут детей. Но проходит время - и ничего подобного не происходит.

В общем, вся забота о брошенных крохах ложится на плечи коллектива. А трудятся здесь замечательные люди, которые уже много лет дарят детишкам тепло и внимание. И потом, врачи и воспитатели стараются поддерживать связь с теми учреждениями, куда детей отсюда направляют.

Это детские Дома-интернаты для умственно отсталых ребят, куда поступают маленькие пациенты с глубокими нарушениями, более здоровые ребята в дальнейшем оказываются в детских домах.

Задача персонала Дома ребёнка - охрана и реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь и лечение, и социальная адаптация. Сейчас здесь 70 ребятишек, но обычно бывает около 80-ти, на такое количество рассчитано и число коек, однако бывают моменты, когда детей куда больше. А вообще за время существования Дома ребёнка, - ему уже шестьдесят с лишним лет, - количество пациентов с тяжёлым недугом, увы, не убывает, а держится примерно на одном уровне.

Маленькие граждане уже рождаются с тяжёлым диагнозом, и во многих случаях, несмотря на огромные усилия врачей и достижения в современной медицине, грозные болезни не поддаются лечению. Например, болезнь Дауна. С таким диагнозом беспомощные дети, не приспособленные к жизни, которые к тому же лишены родительской опеки, вынуждены проводить всю свою жизнь в специальных учреждениях.

В постоянной заботе нуждаются ребята, страдающие церебральным параличом. В Дом ребёнка поступают малыши, рождённые без рук и без ног, с одним глазом. Два года живёт здесь девочка, у которой отсутствуют кости таза, а есть такие бедняжки, у которых размер головы весьма далёк от нормы, либо она слишком большая, или наоборот мала. Довольно распространённая болезнь - дефект губ и нёба. Но, как правило, после успешной операции такой ребёнок приходит в норму.

Когда видишь этих маленьких страдальцев, так и хочется задаться вопросами: отчего и за что такая напасть? Ясно одно, что от больных родителей, особенно с хроническими заболеваниями, редко бывают здоровые дети.

Как бы там ни было, но важно то, что и самый тяжело больной ребёнок - это человек, маленький гражданин, и он хочет и должен жить в любви и заботе, даже если ему отпущен природой ничтожный срок.

К сожалению, число малышей-отказников, увы, не убывает. И в результате в Доме ребёнка оказываются не только больные, но и здоровые дети, которые всё равно не нужны родителям. Если раньше больше было случаев, когда легко отворачивались от новорождённых мамаши-малолетки, то сейчас тенденция такова, что не хотят брать в семью только что рождённых детей и вполне солидные женщины.

Но что примечательно: бывали случаи, когда отказные дети, сами став взрослыми, также с лёгкой душой спихивали на государство собственных детей. В итоге в Доме ребёнка не раз оказывались представители так называемых семейных династий.

Конечно, какая бы тёплая атмосфера ни была в детских заведениях, семья есть семья, если, разумеется, говорить о нормальной семье, где уважительное отношение к детям.

А потому, если маленький человечек находит хороших приёмных родителей, то это уже счастье для него.

Хорошо, если бы российские дети оставались у нас, на своей родной земле. Но если проанализировать, кто: иностранцы или наши граждане в последнее время больше усыновляют детей из Дома ребёнка, то, как ни горько, перевес окажется на стороне американцев.

- Иностранцы забирают больных детей в два раза больше, чем наши граждане, - невесело констатировала Татьяна Васильевна Демчук. - И вот такие цифры: в прошлом году иностранцами, в основном из США, взято на воспитание 44 ребёнка, в то время как нашими гражданами - 14 человек.

В этом году американцы усыновили 11 детей. Однако ребятишки, которые в крайне тяжёлом состоянии, - ВИЧ-инфицированные, больные гепатитом С, - не нужны и иностранцам.

Татьяна Васильевна привела пример, когда жительница Владивостока взяла на воспитание из Дома ребёнка девочку, больную рахитом. Она позаботилась, чтобы малышку прооперировали, и сейчас её ножки в порядке. Но это единичные случаи. Как ни печально, но некоторых наших граждан, желающих взять на воспитание ребят, больше привлекают дети, пышущие здоровьем. А физические дефекты зачастую отпугивают. Чего не скажешь о зарубежных приёмных родителях.

Как мне рассказали в Доме ребёнка, были случаи, когда американцы брали на воспитание тяжело больных ребят. И благодаря терпению и упорству, возвращали их потом к нормальной жизни. Детей привозят за границу, определяют в лучшие клиники, где им, если они нуждаются, проводят сложные операции, заканчивающиеся нередко успешно.

В мае этого года, например, одну девчушку, у которой ярко выраженный дефект губы и нёба, увезли в Сиэтл, где ей обещали сделать операцию. И ещё одну девочку, переболевшую сифилисом, скоро тоже ждёт другая страна.

- Как вы думаете, Татьяна Васильевна, почему иностранцы не боятся брать больных детей, а наших в основном привлекают только здоровые?

- Дело в том, что за границей уровень жизни гораздо выше, чем у нас. У иностранцев, несомненно, больше возможностей для успешного лечения тяжёлых недугов. А наши граждане просто-напросто боятся оказаться наедине с трудностями. Если бы государство больше помогало тем, кто берёт на воспитание больных детей, то, наверное, и результаты были бы иные.

Галина Клюс.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100