Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 5 (620) от 27 января 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Рыцари золотого унитаза

Валерий КУЦЫЙ

Древний-древний-древний грек Архимед, живший в 200-х годах до новой эры, глубоко задумавшись, сидел на лавочке возле своего дома. Как большинство ученых, Архимед слыл среди коллег чудаком, хотя имел на своем счету немало серьезных открытий. Сейчас он соображал, что бы такое открыть еще.

Между лопатками у него зачесалось, и он подумал, что надо бы искупаться, иначе творческий процесс может зайти в тупик. В Сиракузах, родном городе Архимеда, водной проблемы даже в те времена не было, и принять горячую ванну не составляло труда.

Погрузившись в воду, ученый заметил, что она поднялась. Это заинтересовало его. Он проделал опыт несколько раз, уровень воды повышался до той же отметки. С воплем «Эврика!», что в переводе на нормальный язык означает «Нашел!», Архимед стал носиться по комнатам, изумляя домашних и чуть ли не до смерти испугав гревшуюся на солнце кошку.

Прохожие останавливались, слушая душераздирающие крики Архимеда: «На всякое погруженное в жидкость тело…» Сиракузцы подмигивали друг другу и посмеивались, а из дома доносилось: «… действует сила, направленная вверх…» Прохожие крутили пальцем у виска и отправлялись по своим делам. Архимед же продолжал: «…и равная весу вытесненной им жидкости».

Много веков спустя другой ученый, англичанин Исаак Ньютон, которому, видимо, нечем было заняться, прогуливался по саду и вдруг увидел, как сорвавшееся с дерева яблоко упало на землю. Кто-нибудь другой ограничился бы тем, что съел это яблоко, но не таков был Исаак, отличавшийся умением обобщать частности.

«Почему оно падает вниз, а не взлетает кверху?» - подумал Ньютон. Он стал подбрасывать различные предметы, подбросил даже пойманную за хвост собачонку, которая имела несчастье пробегать мимо, и всё без исключения неизменно падало на землю. Единственное, что исчезло в неизвестном направлении, была монета достоинством в десять пенсов, которую ученый тоже швырнул вверх, после чего безуспешно искал в траве. Полученная по этому случаю взбучка от жены не умерила радости ученого, он знал, что сумел вырвать у природы одну из ее величайших тайн. Вот что значит аналитический, а не гастрономический подход к случайно упавшему яблоку.

Между тем господин случай, продолжая странствовать по земле, нашел себе новое временное пристанище – в квартире профессора, заведующего кафедрой неорганической химии Петербургского университета Менделеева.

Заметим, кстати, что квартиры для университетских профессоров в те времена были казенными, так что проблем по этому поводу у Дмитрия Ивановича не было, и он мог в свободное от занятий время спокойно почивать, не терзаемый мыслями о растущих тарифах оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Однако истинные ученые не перестают быть таковыми даже в постели (я имею в виду то, что имею, а не то, что вы подумали). Поэтому Менделеев сильно огорчался, видя каждую ночь один и тот же сон - его студенты распивают вино, забавляются с девчонками, шумно веселятся на улицах, хором исполняя свою любимую песню: «Через тумбу, тумбу – раз, через тумбу, тумбу – два, через тумбу, тумбу – три, спотыкаются». И это вместо того, чтобы заниматься самым увлекательным на свете и единственно достойным уважения делом – глубоко изучать неорганическую химию.

Так не могло продолжаться до бесконечности, и в одну прекрасную ночь все переменилось. Дмитрия Ивановича посетило сновидение, подарившее ему то, к чему он давно уже подбирался наяву.

Он увидел аккуратно расчерченную таблицу химических элементов, распределенных по мере возрастания атомного веса. Да, да, именно так, и в этом была вся штука! «Ага, - думал ученый, потирая руки, - теперь вы у меня попляшете, бездельники. Всех засажу изучать периодический закон элементов, зубрить, как «Отче наш», таблицу Менделеева».

Для чего я вспомнил эти хорошо известные исторические то ли байки, то ли достоверные факты, да еще приукрасил их, каюсь, самолично придуманными подробностями? Об этом читатель узнает в самом скором времени, если ему не наскучило чтение моих заметок и он не отбросит их в сторону. А продолжу я тему, начав с того, что перейду от знаменательных свершений прошлого к примечательным событиям сегодняшней нашей жизни.

Многие, вероятно, еще не забыли прогремевшего на всю страну разоблачения милицейских «оборотней», ведущих сыщиков прославленного МУРа. Говорить о самом этом деле покуда нет смысла, тем более, что расследование еще не закончено, обвиняемые не предстали перед судом.

Но вот деталь, которая, думаю, поразила не только меня. При обыске в особняке, который принадлежал одному из арестованных борцов с уголовной преступностью, было обнаружено не только оружие и изрядное количество денег, но и совершенно уникальная вещь, достойная быть выставленной в Лувре, - золотой унитаз.

Слушая сообщение о владельце этого раритета, то ли полковнике, то ли подполковнике милиции, я думал: «Да, далековато порой заходят те, чья служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд, как будто не видна. Ну разбогател ты на фабрикации липовых уголовных дел и последующем вымогательстве денег за их прекращение, это еще можно понять – нечистых на руку чиновников хоть в партикулярном платье, хоть в милицейском, прокурорском, военном мундире или в судейской мантии у нас предостаточно.

Но золотой-то унитаз тебе для какой надобности? Неужто у тебя задница изумрудная, требующая оправы из драгоценного металла? А может, ты получаешь неизъяснимое наслаждение от мысли, что регулярное соприкосновение упомянутой части тела с золотом возвышает тебя над всеми прочими современниками?»

Ответа я так и не нашел, зато возник другой вопрос по поводу того, удерживают ли высокие зарплаты от воровства и взяточничества. Если, как считает президент Путин, удерживают, то это прекрасно, проблему коррупции можно решить в одночасье. Вот только хватит ли всего бюджета страны, чтобы удовлетворить потребность российских чиновников, правоохранителей и депутатов в золотых унитазах?

О депутатах я упомянул неслучайно. Наше краевое Законодательное собрание отмечает свой 10-летний юбилей. Ну отмечает и отмечает, нынче каждый факультет университета, каждая контора ждет удобного случая, чтобы напомнить просвещенной публике о факте своего существования, а уж парламентариям-то нашим запечатлеть себя на скрижалях истории сам бог велел.

Сознавая это, они задолго до юбилея издали буклет со своими портретами – пусть благодарные потомки поимеют возможность лицезреть государственных мужей, которым они обязаны счастливой жизнью. Но то потомки, а как быть ныне живущим приморцам, за что они должны выразить признательность своим избранникам? Давайте посмотрим.

По моему мнению, и думаю, к нему присоединятся многие наши читатели, в крае все явственней ощущается снижение уровня и качества жизни. Численность населения падает; цены на продукты питания, тарифы на жилищно-коммунальные и бытовые услуги словно взбесились; «прелести» монетизацити льгот приморцы испытают на себе значительно больше, чем население регионов, где эти льготы или хотя бы часть их решено сохранить в натуральном виде. Мало того, что краевые депутаты не сочли необходимым нейтрализовать в меру своих сил тот беспредел, который федеральные власти творят по отношению к малоимущим, они не удосужились хотя бы выразить свое отношение к грабительской системе оплаты жилищно-коммунальных услуг, введенной недавно во Владивостоке.

А в чем же, позволено будет спросить, преуспел ЗакС, если населению не удается вкушать от сладких плодов его деятельности? Несомненный прогресс достигнут в издании различных нормативных актов. Приморский парламент строчит по нам своими законами и постановлениями, как Анка-пулеметчица по белякам в кинофильме «Чапаев». Разница, правда, в том, что очередями из своего грозного оружия Анка метко выкашивала цепи наступающих каппелевцев, а от потока бумаг из крайЗакСа никому ни холодно, ни жарко.

На этом фоне куда более внушительным выглядит рост благоденствия самого депутатского корпуса. Убедительные данные на сей счет приводит газета «МК во Владивостоке». Вот цитата, содержащая сведения касательно нашего законодательного органа прошлого созыва:

«Из 39 человек 14 предпринимателей, 10 – представители чиновничества, 15 – техническая и не только интеллигенция. Из 39 депутатов 13 работают на постоянной основе. К концу срока это число возросло. Зарплата среднестатистического освобожденца составляет на финише 15 тысяч рублей. Ежегодно казне Приморья содержание органа обходилось в 20 миллионов рублей (бюджет 1998 г.)».

Есть такая головоломка: вам предлагается найти несколько едва заметных различий в двух внешне одинаковых картинках. Сделать это бывает очень нелегко. В нашем же случае, чтобы обнаружить, чем крайЗакС нынешнего, третьего, созыва отличается от того, второго, не надо прилагать особых усилий:

«Из 39 избранных 10 – представители среднего класса, профессиональные политики и интеллигенция, и 28 – крупных и очень крупных предпринимателей. На освобожденной основе в парламенте работает уже 20 человек со средней зарплатой 62 тысячи рублей. Штат аппарата ЗакСа разбух до 87 чиновников, причем также с нешуточными зарплатами. Всего же на содержание наших небедных избранников мы потратили в 2002-м году 62 млн. рублей, в 2003-м – 110 млн., в 2004-м – 170 млн. 216 тыс. казенных рублей».

И еще одна цитата, как нельзя более подходящая к теме этих заметок:

«На 8-м этаже «белого дома», где дислоцирован мозг представительной ветви власти, вовсю кипит ремонт… Не беремся судить о прочих объектах, но общедоступные, к примеру, комнаты сангигиены, в простонародье – туалет, поражают масштабами мышления и грандиозностью воплощения депутатских замыслов. По слухам, смета ремонта каждой депутатской санточки потянула на 100 тысяч казенных рублей».

Вот вам опять золотые унитазы, и на этот раз не криминальные, а установленные вполне легальным путем, за счет налогоплательщиков, приблизившие к международным стандартам процесс удовлетворения неотложных нужд народных избранников. При том, должен заметить, сама сумма 100 тысяч - пробудила во мне какие-то смутные воспоминания. Вроде бы эту цифру я уже слышал, причем совсем недавно. По какому же поводу?

И я вспомнил! Депутат Леонид Бельтюков рассказал газете «Комсомольская правда», что администрация края предложила Законодательному собранию заморозить депутатские зарплаты (те самые, в среднем составляющие 62 тысячи рублей), отказавшись от предстоящего весной повышения зарплат бюджетникам на 20 процентов. Думаете, нормотворцы согласились? Как бы не так! Надо быть круглым дураком, чтобы отказываться от жирного куска, который сам тебе лезет в рот.

Поэтому оплата многотрудной работы спикера ЗакСа, составляющая ныне около 90 тысяч рублей в месяц, скоро существенно возрастет и будет находиться где-то в районе ста тысяч. Последняя цифра застряла у меня в памяти, вызывая радость за главного нашего законодателя Сергея Андреевича Сопчука.

Хотя, с одной стороны, я просто не представляю себе, на что можно каждый месяц тратить сто тысяч. Ведь даже у спикера ЗакСа всего лишь одно горло, один желудок, да и на нижнюю часть бюста сразу пять пар брюк не натянешь. Остается ежегодно покупать по золотому унитазу.

В Англии в далекие времена короля Артура существовал орден рыцарей Круглого Стола. Не знаю, как вам, а мне обидно: неужто мы хуже средневековых англичан?

Такое допущение унизительно для национального достоинства россиян, и потому я выношу на суд общественности предложение создать свой орден – орден рыцарей Золотого Унитаза, и принимать туда не всякого желающего, а с большим разбором, с условием, что только с позиций этого унитаза и сидя на нем посвященный будет решать жизненно важные для народа проблемы.

Способен ты отнять у стариков их жалкие льготы? Значит, достоин. Гребешь лопатой деньги налогоплательщиков, не знающих, как свести концы с концами? Годен! Нагло, по-хамски увеличиваешь плату за коммунальные услуги, раздробив их на более мелкие и ведя расчет не по количеству жильцов, а по квадратным метрам? Вопросов нет, можешь считать себя рыцарем «ЗУ».

Есть, конечно, опасения, что на всех вас, ребята, может сильно обидеться мелкий люд, которому из-за нехватки денег на пропитание скоро вообще не понадобится унитаз – ни золотой, ни простой.

Дотошный читатель может поинтересоваться: а к чему в начале этих заметок я вел речь об Архимеде, Ньютоне и Менделееве? Да к тому, что свои замечательные открытия они совершили кто где – в ванной, в саду, в постели, и никто – сидя на золотом унитазе. И что не менее важно, польза, принесенная ими обществу, не стоила этому самому обществу ни гроша, тогда как все новые и новые способы отъема чужих денег, которые на нашу голову изобретаются властями всех уровней, щедро оплачиваются из нашего же кармана.

Валерий КУЦЫЙ.

P.S. В эпоху самого кровавого самодержавия русские цари имели неплохое обыкновение – своим указом прибавлять к фамилиям прославленных полководцев, видных государственных деятелей и знаменитых первопроходцев географические названия, указывающие местность, на которой эти люди творили свои военные и гражданские подвиги. Назову троих – граф Суворов-Рымникский, князь Потемкин-Таврический, граф Муравьев-Амурский.

Мне кажется, хорошо бы возобновить эту традицию, и первым, кто должен быть отмечен в ее духе, считаю владивостокского экс-мэра Юрия Копылова. Судите сами: некогда сей доблестный муж пребывал в должности партийного руководителя Первомайского района, охватывающего территорию мыса Чуркина, а став градоначальником, удостоился, как сообщала пресса, от некоей не слишком известной организации титула князя.

Сочетание этих обстоятельств является бесспорным основанием для издания президентского указа о том, чтобы впредь именовать Юрия Михайловича «князем Копыловым-Чуркинским». Страна должна не только знать, но и чествовать своих героев.

В.К.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100