Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 9 (572) от 25 февраля 2004  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

И на марсе раньше яблони цвели?

Анастасия ЗАГОРУЙКО

Режимное водоснабжение Владивостока, Артема, Находки демонстрирует нам сегодня плоды хищнических лесных вырубок

Одной из причин отсутствия воды во Владивостоке называют «варварскую вырубку» пригородных лесов в районе водохранилищ и строительство на этих местах коттеджей.

Как считают специалисты, может получиться так, что все выпавшие осадки в дальнейшем пойдут не на заполнение водохранилищ, а на увлажнение почвы в районе вырубленных лесов. Против природы не пойдешь.

С вопросами о состоянии пригородных лесов мы обратились к помощнику председателя городской думы прошлого созыва Дмитрию Леонидовичу Щедрину:

Дмитрий Леонидович, какая ситуация сложилась с пригородными лесами Владивостока? Обрисуйте основные проблемы.

– За 45 лет жизни во Владивостоке не припомню ни пылевых бурь вкупе с сине-фиолетовым солнцем, все чаще и чаще накрывающих наш город, ни таких страшных безводных периодов, когда бы за все лето и осень не прошло ни одного приличного дождя и тайфуна, и не было хорошего снегопада. Запасы воды во всех водохранилищах дошли до критической черты.

Происходит все это потому, что окружающий Владивосток лес уничтожили, и его место заняли «домики» стоимостью от 250 тысяч до 5 миллионов долларов, вокруг которых вырублен не только лес, но и все краснокнижные растения.

И не только. Застройщики рыли под «кирпичными домиками» подвалы, бурили скважины, делали бассейны. Уничтожили дренажную систему леса и обрекли на медленное умирание невырубленные деревья, а маленькие ручейки и речки - на исчезновение. Возникли сразу три проблемы - пылевые бури, высохшие водохранилища и уничтоженные уникальные породы деревьев и кустарников, занесенных в Красную книгу.

Для многих слова «водоохранный лес» - некая абстракция. Между тем режимное водоснабжение Владивостока, Артема, Находки демонстрирует нам сегодня плоды хищнических лесных вырубок.

Что же нужно, чтобы решить эти проблемы?

– Чтобы решить назревшие проблемы, нужна воля власти. А во Владивостоке получалось по Жванецкому: что охраняем - то и имеем. Эпидемия красивой жизни началась во Владивостоке с 1991 г., когда на территории Седанкинского водохранилища, которая считалась уникальной и охранялась более 100 лет, на склоне сопки появился один из первых коттеджей. Депутаты тогдашнего горсовета только и смогли узнать, что принадлежит «домик» одному из генералов. И документы на возведенное строение были недооформлены. Посотрясали воздух, пошумели и разошлись.

Таким образом, «кирпичные домики» новых и сверхновых русских росли в лесочках-кусточках словно грибы после обильного дождя, но в рамках «приличия» и в границах чьих-то дачных усадеб.

Но времена менялись, девиз «красиво жить не запретишь», особенно если ты близок распределительной «кормушке», вошел в нашу современность. Не самое захудалое местечко в окрестностях зеленой зоны краевого центра выбрал для частных собственников Евгений Наздратенко и дал старт строительству «домика» для своей семьи.

Евгений Иванович еще в июле 1998 года обратился к спикеру краевой думы Сергею Дуднику за разрешением на строительство дома за счет собственных средств. «Но был бы очень признателен за предложение другого варианта финансирования строительства дома». Вопрос с финансированием как-то разрешился, и дом построили. Да не где попало, а в районе станции Санаторной, где были расположены государственные дачи высшего краевого начальства и где еще при Леониде Брежневе построили так называемый Дом переговоров.

В двухтысячном году, на радостях после победы на перевыборах и, видимо, в целях утверждения «социальной справедливости», губернатор Наздратенко дал «негласное добро» на строительство по соседству комфортабельных «домиков с венецианскими беседками» целому ряду особо приближенных лиц, людям известным и не очень. Списки застройщиков с улицы Девятой и двух соседних улочек на Санаторной публиковали почти все местные газеты. В списках встречались и вице-губернаторы, и кое-кто из краевых руководителей, чиновники городской администрации и совсем не известные широкой публике имена, на поверку оказавшиеся родней не самых простых земляков-приморцев.

А чтобы соблюсти видимость правомерности действий, первый вице-губернатор В.Дубинин и губернатор Е.Наздратенко издали одно за другим три постановления (№ 385 от 06.05.2000 г., № 637-р от 17.05.2000 г. и № 418 от 26.05.2000 г.) Этими постановлениями участки лесного фонда Владивостокского лесхоза, находящиеся в пределах городской черты муниципального образования Владивосток, признаны были включенными в состав городских лесов с даты принятия постановлений.

Одним росчерком пера краевых чиновников владивостокские леса переведены из первой группы в «нелесные земли» или в леса второй группы, как не имеющие особой ценности. В этом суть драмы.

Что значит «леса первой группы»? Этот термин введен был законодательством летом 1943 года, как раз после битвы на Курской дуге. К этой группе отнесены были леса заповедников, водоохранные леса, особо ценные лесные массивы, леса зеленых санитарных зон около городов и имеющие научное или историческое значение, леса - памятники природы

Постановления бывшей администрации края вызвали путаницу в понятиях - чем считать лесопарковую зону. Это привело к беспределу, а точнее к переделу земель по понятиям - если одним можно, почему другим нельзя. По примеру «высоких» застройщиков активизировались чиновники рангом пониже и приближенные к ним товарищи. Начали беспощадно вырубаться леса под застройку в районе станций Седанка, Спутник, Садгород. При этом застройщики не спешили обременять себя разрешительными документами. Строительство «курортов для себя любимых» по темпам во много раз превышало те, которые наблюдались при строительстве «Большого Владивостока» под патронажем Н.С. Хрущева.

Кто в крае должен заниматься решением этих проблем? И делается ли что-то для этого?

– Проверять и выдавать разрешительные документы на использованием земли и лесов пригорода Владивостока обязаны Владивостокский лесхоз, возглавляет который многие годы С.Ф. Павленко, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Управление муниципальной собственности администрации Владивостока, Главный лесничий Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю (ГУПР ПК), начальник ГУПР ПК В.А Шастун, управление лесным комплексом администрации Приморского края. А контролировать исполнение закона должна прокуратура Советского района, Приморская межрайонная природоохранная прокуратура, прокуратура Приморского края.

К сожалению, при Е.Наздратенко все эти службы, мягко выражаясь, особо не суетились. И получилось, как говорят, у семи нянек дитя без глазу.

С приходом к власти С.М. Дарькина вроде бы наметилась тенденция к изменению ситуации с распределением земли в лесах пригорода Владивостока. В январе 2002 года губернатор издал постановление, которым отменил постановление предыдущей администрации, а в январе 2003 г. издал постановление, которым запретил мэру Владивостока выделять земельные участки в лесах пригорода Владивостока. Одновременно предложил начальнику УВД Николаю Вачаеву и ГУПРу по Приморскому краю оперативно реагировать на все сообщения о самовольном занятии земельных участков и принимать к нарушителям действенные меры.

Прокуратура Приморского края сообщила в думу г. Владивостока о том, что рассмотрело обращение Думы от 10.07.2002 г. о нарушениях земельного и лесного законодательства при выделении земельных участков из состава лесов, расположенных в черте г. Владивостока, поступившее из Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Из ответа следует, что прокуратурой края и природоохранной межрайонной прокуратурой проводилась проверка незаконного распоряжения земельными участками. В связи с выявленными нарушениями закона отменен целый ряд постановлений губернатора Наздратенко и мэра Копылова, противоречащих федеральному законодательству. В адрес главы администрации г. Владивостока внесено представление с требованиями о приостановке деятельности по оформлению и выделению участков лесных земель.

Как часто происходят самовольные захваты земель? Если можно, приведите пример.

– Фактически большинство, если не все земельные участки в районе ст. Седанка, Санаторная, Спутник, Садгород были заняты с грубыми нарушениями Лесного кодекса, закона Приморского края «Об особо охраняемых территориях». Использовать рекреационные земли по нецелевому назначению строго запрещено как на федеральном, так и на краевом уровнях.

Однако в приморской столице раздача территорий и акваторий, предназначенных для массового отдыха, туризма и оздоровления, выходит за рамки нормативно-правового регулирования. Это было признано на коллегии 3 июня 2003 года под председательством С.М. Дарькина.

Из слов участников коллегии следует, что администрация краевого центра незаконно выделяет эти участки под строительство автостоянок, парковок, загородных домов и тому подобное. А контролирующие органы либо содействуют этому беззаконию, либо им не хватает административных полномочий для привлечения к ответственности правонарушителей.

Но пока суд да дело, на территории Ботанического сада, который является государственным учреждением, вырос коттедж с солидным забором с бойницами и охраной за ним. А ведь Ботанический сад существует с 1949 г., занимал 160 гектаров земли (60 соток уже ушли под коттедж), границы которых четко установлены. На запросы ученых об акте землепользования и иных разрешительных документов никто не реагирует. Сколько б ни обращались за помощью в милицию - толку никакого, рассказал мне и журналистам директор ботанического сада, профессор Александр Галанин.

Предприимчивые кавказцы оттяпали кусок территории у санатория «Лазурный» и часть пляжа и возвели там коттедж, а семейство бывшего работника правоохранительных органов В.И. Ходосова прирезало к двум небольшим участкам в садоводческом товариществе «Учитель» 1100 кв. метров земли в районе ст. «Спутник».

Вы говорили, что на Вас пытались завести уголовное дело по ст. «ложный донос», прокомментируйте этот факт.

– Как помощник председателя думы города ситуацию в лесах пригорода Владивостока по обращениям граждан и организаций я прокомментировал на пресс-конференции в Институте развития прессы, и озвучил несколько фамилий лиц, самовольно захвативших землю на территории Владивостокского лесхоза под «коттеджи-домики». А 21 апреля 2003 года направил обращение губернатору С.М. Дарькину и начальнику УВД Приморского края Н.Вачаеву, в которых назвал чиновников, которые содействуют самовольному захвату земли семейством бывшего следователя краевой прокуратуры, прокурора Первореченского района, а ныне адвоката господина Ходосова.

По поручению губернатора Управление лесным комплексом администрации края и Приморская природоохранная прокуратура, проверив изложенные мной факты, аннулировали лесной билет № 3, выписанный Владивостокским лесхозом в нарушение лесного законодательства, и возбудили административное расследование в отношении руководства лесхоза. Гражданке Ходосовой Г.Н., супруге бывшего прокурора и адвоката, предписали убрать ограждение с самовольно захваченной земли до 18 декабря 2003 г .

Материалы о самовольном захвате земли семейством Ходосовых были опубликованы в электронных и печатных СМИ.

Адвокат Ходосов В.И. лучшим методом защиты счел наступление и разбросал во все суды иски на газеты «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», радио «Лемма», на меня и других, потрясая при этом в судах материалами расследования сотрудниками УБЭП УВД, согласно которым некий лейтенант Колмагоров и начальник УБЭП УВД ПК полковник милиции Банщиков Г.Р. признали меня лжедоносчиком.

При ознакомлении в суде с материалами дела выяснилось, что полковник милиции Банщиков Г.Р. 08.05.2003 года направил начальнику УВД Фрунзенского района предписание (исх. № 1083) следующего содержания: «Направляю Вам материалы согласно ст. 144, 145 УПК РФ для принятия решения в отношении Щедрина Д.Л. по признакам статьи 306 УК РФ. О принятом решении прошу Вас сообщить в УБЭП УВД ПК в срок установленный законом».

– Таким образом, по милости сотрудников милиции я стал то ли уголовно подозреваемым, то ли уголовно обвиняемым гражданином, того не ведая, в нарушение ч. 4 ст. 46 и ч. 4 ст. 47 УПК РФ. И только после обжалования действий сотрудников милиции, лишь 19 января 2004 года мне пришел ответ о том, что материалы УБЭП УВД ПК рассмотрены, и по ним вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В настоящее время отдел внутренних расследований УВД ПК и прокуратура Фрунзенского района изучают: каким образом факты из ответов государственных учреждений, приведенные в обращении к начальнику УВД, были трансформированы в ложный донос и каким образом материалы УБЭП УВД ПК стали достоянием адвоката Ходосова.

Беседовала Анастасия Загоруйко.

Рисунок Олега ХРОМОВА

От редакции:
При таком хозяйствовании очень скоро и здесь, в Приморье, на поиски воды и жизни придется запустить марсоход.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100